Автор: Коханько Ирина Николаевна
Тема: Бактерии: строение и жизнедеятельность.5 класс
Цельурока: изучить строение и жизнедеятельность бактерий.
Задачи урока:
Образовательные: актуализировать знания обучающихся о самой древней группе живых существ – бактериях; показать особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий; показать многообразие форм бактерий; познакомить обучающихся с особым отделом – цианобактериями.
Развивающие: развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитывающие: воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
•сформировать умение рассказывать о строении бактерий;
•сформировать умение объяснять, как строение бактерий связано с их жизнедеятельностью;
•сформировать умение понимать смысл биологических терминов: бактерия, прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, цианобактерии.
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД
1.Формирование умений самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью.
2.Формирование умений в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки, осуществлять самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.
3.Формирование умений выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Познавательные УУД
1.Формирование умений ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию, выбирать основания для сериации, объектов живой природы, создавать модель бактериальной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц.
2.Формирование умений анализировать текст и рисунки учебника; сравнивать роли бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов; классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
3.Формирование умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД
1.Формирование умений слушать и понимать речь других людей, формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя биологические термины.
2.Формирование умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Личностные результаты: проявлять познавательный интерес к изучению бактерий; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, определение своей успешности при изучении темы.
Оборудование: магнитная доска, ноутбук, видеофрагменты, дифференцированные задания, раздаточный материал, презентация, технологическая карта, оценочные листы.
Таблицы: «Строение растительной клетки», «Формы бактерий», «Строение клетки бактерий»; Учебник: Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2014
Основные понятия: бактерии, прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, цианобактерии.
Использованные технологии: информационно-коммуникационная технология, элементы модульной технологии, элементы технологии критического мышления, технология рефлексии.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок с использованием компьютерных технологий; постановка и решение учебной задачи.
Методы обучения и методические приемы: проблемно – поисковый, рассказ, работа по модулю, работа с учебником и интерактивной доской.
Формы работы: групповая, индивидуальная
Ход урока:
1.Организационный момент.
Начнём, пожалуй, наш урок,
Звонок сигнал даёт нам в срок.
Друг другу мило улыбнулись,
Ко мне тихонько повернулись.
— Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
.
2.Актуализация (повторение) знаний.
Цель: проверить себя, как усвоили материал по теме : «Царства живой природы».
1 вариант
1.Наименьшая таксономическая единица называется
а – царство б – отряд в – вид г – организм.
2. Неклеточными организмами являются
а – вирусы б – бактерии в – грибы г – животные.
3. Как называется наука о многообразии организмов?
а – биология б – систематика в – ботаника
4. Название каких организмов произошло от слова « яд»?
а — растения б – микробы в – бактерии г – вирусы.
5. Как называется вирус, пожирающий бактерию?
а – бактериофаг б – микровирус в – фитовирус.
6. Кто открыл вирусы?
а – К. Линней б – Д.И.Ивановский в – Ч. Дарвин.
7. Распределение организмов по группам это
а – классификация б – наблюдение в – эксперимент.
2 вариант
1.Наибольшая таксономическая единица называется
а – царство б – отряд в – вид г – организм.
2. Клеточными организмами являются
а – вирусы б – бактерии в — вещества
3. Как называется наука о многообразии организмов?
а – биология б – систематика в – ботаника
4. Какие организмы вызывают у людей такие заболевания, как оспа, корь, грипп?
а — растения б – микробы в – бактерии г – вирусы.
5. Какие организмы самые мелкие на Земле?
а — растения б – животные в – бактерии г – вирусы.
6. Кто является основателем систематики?
а – К. Линней б – Д.И.Ивановский в – Ч. Дарвин.
7. Распределение организмов по группам это
а – классификация б – наблюдение в – эксперимент.
3.Мотивация учебной деятельности
-Сегодня на уроке мы познакомимся с вами организмами, которые на пьедестале почёта природы заслуженно занимают 1 место. Так как им можно вручить следующие медали. Ребята, вам слово. (Выходят к доске, рассказывают об одном достижении бактерий и клеят на доску медаль).
За древность — они возникли самыми первыми на планете Земля — примерно 3,5 миллиарда лет тому назад и на протяжении миллиарда лет были единственными живыми существами на планете.
За самые мелкие размеры (0,5-5 мкм). На обычной типографской точке можно разместить сотни тысяч этих организмов.
За выносливость — Они встречаются в самых разнообразных местах: в атмосфере, в воде, во льдах и даже в горячих источниках.
За плодовитость — Эти организмы размножаются каждые 20 минут, за сутки при благоприятных условиях могли бы заполонить весь Земной шар.
За всеядность – питаются всем и опавшими листьями, бумагой, мертвыми организмами, перерабатывают стекло и даже железо.
Как вы думаете, каких организмов мы будем изучать сегодня на уроке?
Бактерии: строение и жизнедеятельность
4. Формулирование темы урока, постановка цели
Нам с вами доверили очень ответственное задание, изучить данных организмов. Перед вами находятся технологические карты. Давайте познакомимся с картой нашего исследования. В ней содержатся этапы урока, учебный материал с заданиями, рекомендации по выполнению заданий. Запишите фамилию, имя.
Учащиеся определяют задачи урока. Учитель обобщает ответы и ещё раз проговаривает цели урока.
— Давайте поставим цель нашего урока. Что вам уже известно о бактериях?
-Для этого я попрошу вас в листе «Рефлексия» заполнить колонку «Знаю. Хочу узнать».
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
|
|
|
Хорошо, мы постараемся пополнить наши знания.
5. Изучение нового материала
Бактерии обнаружены везде: в капле даже самой чистой родниковой воды, в крупинках почвы, в воздухе, на скалах, в полярных снегах, в песках пустынь, в добытой с огромных глубин нефти и даже в воде горячих источников с t+80°С. Бактерии переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 90°С, не теряя при этом жизнеспособности
Давайте сформулируем проблему, используя вопросительные слова (как?, зачем?, почему?)
Учащиеся формулируют проблему:
Почему бактерии широко распространены на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях? Ответить на этот вопрос поможет видео. Внимание на экран.
Вопрос: Что же позволило бактериям распространиться по планете? Работа с рабочим листом
Вопрос: Как вы думаете нужно знать строение и особенности жизнедеятельности бактерий? Зачем?
Гипотеза: Если знать строение и особенности жизнедеятельности бактерий, то можно контролировать их влияние на человека (найти методы борьбы с болезнетворными и способы их использования в хозяйстве)
-Давайте составим план работы на уроке.
План работы:
1. Изучить внешнее строение бактерий.
2. Изучить внутренне строение бактерий
3. Изучить особенности жизнедеятельности (питание, дыхание, размножение, способы перенесения неблагоприятных условий)
Самостоятельная работа по группам (работа по технологическим картам)
1 группа «Внутреннее строение»
Инструкция:
1) Прочитайте текст учебника на стр.39 ответьте на вопрос:
Что является отличительной чертой бактериальной клетки?
2) Прочитайте текст учебника на стр.41 ответьте на вопрос:
Как называют организмы, у которых нет ядра (ДНК находится в цитоплазме) и есть оформленное ядро?
3) Прочитайте текст учебника на стр.40-41 и ответьте на вопрос:
Какие части имеет бактериальная клетка, какие функции они выполняют?
Примерный ответ группы:
2 группа:
1) Отличительной чертой бактериальной клетки является отсутствие ядра.
2) Прокариоты – организмы, в клетках которых нет оформленного ядра, ДНК находится в цитоплазме.
Эукариоты — организмы, в клетках которых есть оформленное ядро.
3) части имеет бактериальной клетки:
Слизистая капсула (защита от высыхания), клеточная стенка и клеточная мембрана (защита) с жгутиками и ресничками (для передвижения), неподвижная цитоплазма (место расположения ДНК и включений)
2 группа «Внешнее строение»
Инструкция:
1) Прочитайте текст учебника на стр.39-40, ответьте на вопрос:
Каковы размеры бактерий?
2) Составьте схему «Формы бактерий», а также модели форм бактерий.
Примерный ответ группы:
2. группа:
1) Микроскопические размеры
2)Формы бактерий
→ одиночные округлые: кокки
→ соединенные по две: диплококки
→ сложенные в цепочку:
стрептококки
→ палочковидные: бациллы
→ спиралевидные: спириллы
→ в виде запятой: вибрионы
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
У вас на столе лежат кусочки пластилина, придайте ему любую форму бактериальной клетки и разделите на две клетки, и так несколько раз. Что получилось? (Клетка становится меньше и меньше. Вывод: между делениями происходит рост бактериальной клетки).
Слово учителя. Молодцы. Спасибо. А сейчас продолжим знакомство с бактериями, с процессами жизнедеятельности. Слово группе номер 3.
3 группа «Особенности процессов жизнедеятельности (питания, типа обмена веществ – дыхания и размножения)
1) Прочитайте текст учебника на стр.41 – 42 дополните схему, дав определение организмам, отличающихся по типам питания:
Особенности процессов жизнедеятельности бактерий
→питание → …….. (например, ……)
→ …….
→ дыхание → ……..
→ …….
→ размножение: ……….
→ (эту часть поможет заполнить учитель после доклада группы)
Примерный ответ группы:
3группа
Особенности процессов жизнедеятельности бактерий
→питание → автотрофы – способны
образовывать органические
вещества из неорганических
(например, фотосинте-
зирующиецианобактерии)
→ гетеротрофы – питаются
готовыми органическими
веществами
→ дыхание → без кислорода
→ кислородные
→ размножение: простое деление
клетки на двое
→
Вспомним гипотезу (если знать строение и особенности жизнедеятельности бактерий, то можно контролировать их влияние на человека (найти методы борьбы с болезнетворными и способы их использования в хозяйстве)
Предполагаемый ответ учащихся:
Да, зная особенности питания, размножения, дыхания, способы перенесения неблагоприятных условий можно контролировать влияние бактерий на человека (найти методы борьбы с болезнетворными и способы их использования в хозяйстве)
Вывод: бактерии очень выносливы: они переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 80-90оС, но погибают от ультрафиолетовых солнечных лучей, дезинфицирующих веществ и длительном нагревании более 120оС.
Вспомним проблему и пробуем ответить на этот вопрос.
Почему бактерии широко распространены на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях?
6.Закрепление нового материала
Тест
1) Строение бактерий отличается от строения растений и животных тем, что у них:
а) есть сформированное ядро
б) нет сформированного ядра
2) Бактерии:
а) прокариоты
б) эукариоты
3) Бактерии распространены:
а) в почве
б) в воде
в) в организмах животных, растений и
человека
4) Уничтожить бактерии можно:
а) нагреванием до 50-600С
б) кипячением при 1200С
в) высушиванием
д) действием яркого солнечного света
5) Меньше всего бактерий встречается:
а) в непроветренных помещениях б) на улицах города в) высоко в горах, в воздухе г) в помещении класса.
Организуется взаимопроверка работ, исправление ошибок, выставление оценок. Учитель производит контроль оценивания.
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Работа в парах
Задание: Заполните колонку «Узнал» в таблице первого этапа урока. Сравните колонки «Хочу узнать», «Узнал» и сделайте вывод. Выполняя задания, работайте самостоятельно.
1.Достигли ли вы заданных целей? _______________________________________________
2.Что мешало достижению целей? ________________________________________________
3. Можно ли сказать, что на уроке вы чувствовали себя уверенно?_______________
-Для чего как вы думаете, нам необходимо знать о бактериях?
Домашнее задание :§ 9 (стр. 39-41), творческое задание на выбор:
—выполните модель бактериальной клетки;
– подготовьте сообщения по материалам Интернет и дополнительной литературы на темы: “Клубеньковые бактерии”, “Цианобактерии”, “Молочнокислые бактерии”, “Болезнетворные бактерии”;
– придумайте научно-популярный рассказ, в котором бактерии играли бы важную роль. попробуйте оформить своё произведение, как сценарий фильма или мультфильма.