Игры с песком как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста в ДОО.

Автор: Шаргородская Алёна Денисовна

Шаргородская А.Д.,

специальность 44.02.01. Дошкольное образование

Вологодский педагогический колледж, г. Вологда, Россия

                               Научный руководитель: преподаватель Серова М.А.

Аннотация: в статье рассмотрели игры с песком как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста в ДОО.

Ключевые слова: младший дошкольный возраст, мелкая моторика, игры, песок.

 

Игры с песком

как средство развития мелкой моторики пальцев рук

у детей младшего дошкольного возраста в ДОО»

Исследованиями мелкой моторики дошкольников занимались многие отечественные и зарубежные ученые, такие как: Н. А. Бернштейн, И. М. Сеченов, Л.С. Выготский, М. Монтессори, А. В. Запорожец и Д. Б. Эльконина, В.А. Сухомлинский, В.П. Бехтерев.

Итальянский педагог Мария Монтессори писала: «С помощью упражнений, которые развивают мелкую моторику, ребенок учится ухаживать за собой и своими вещами, правильно застегивая пуговицы, пришивая их и зашнуровывая обувь» [2].

Развитие навыков мелкой моторики необходимо для того, чтобы ребенок мог самостоятельно одеваться (застегивает и расстегивает пуговицы и молнии), рисовать, писать, употреблять пищу и выполнять бытовые действия. (Ребенок манипулирует мелкими предметами.) Следовательно, мелкая моторика влияет на качество жизни ребенка и зависит от ее формирования [3].

Использование песка для работы с детьми изучаются педагогами и психологами, такими как: В. Абраменкова, Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и другие.

Педагог, писатель, один из основоположников научной педагогики в России К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!» [4].

Игры с песком разнообразны:

1.              Обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте.

2.              Познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; игры с песком позволяют открыть потенциальные возможности ребенка, развивать творчество и фантазию ребенка.

Игры с песком:

                развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

                снимают мышечную напряжённость;

                способствуют расширению словарного запаса;

                способствуют развитию связной речи;

                помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма [3].

Развитие мелкой моторики на практических занятиях включает:

                 теоретическую часть (демонстрация основных упражнений для развития мелкой моторики детей);

                 практическую часть (тактильное привыкание к песку, упражнения по работе кистью, палочками и пальчиками, различные методы захвата песка, игры с песком и мелкими предметами, изучение следа на песке от различных предметов, трафаретов и манипуляций с ними.

Известный психолог Т. Зинкевич-Евстигнеева описывает пять этапов организации игрового процесса в песочнице:

Первый этап – демонстрация песочницы.

Второй этап – демонстрация коллекции фигурок. Используются различные фигурки: деревья, домики, фигурки животных, сказочные персонажи.

Третий этап – знакомство с правилами игры с песком.

Четвертый этап – формулирование темы игровой ситуации, инструкций к игре и основное содержание. Все обучающие материалы представляются детям сказочным персонажем. Он также руководит игровым процессом, контролирует его ход, анализирует результаты творческой работы, стимулирует и подбадривает каждого ребенка.

Пятый этап – завершение образовательной ситуации, ритуал выхода. Завершив работу в песочнице, дети разбирают сооружения и раскладывают игрушки на полки стеллажа. Разравняв песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности [1].

 

Картотека игр

Игра «Я пеку, пеку, пеку».

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук.

Содержание: ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками кукол [5].

Игра «Постройка домика для куклы».

Цель: закрепление знаний о свойствах песка. Подвести к тематическим постройкам.

Содержание: воспитатель подводит детей к песочнице. «Смотрите какой желтый песок. Набирает на совок и ссыпает несколько раз:

Ой, песок, песок!

Вот песок какой!

Сыплю я песочек,

Сыплю золотой!

-сделаем из песка горку. Высокую горку. Помогайте мне. Давайте посадим вокруг горки цветы и кустики (веточки). Вместе с воспитателем дети втыкают их в песок. Вот какой красивый сад! А кто в нем будет гулять? Дети подсказывают, что кукла Нина. Давайте позовем ее. Появляется кукла. «Здравствуйте, дети! Какой красивый сад! Как красиво все кругом! Я хочу построить дом!» -Давайте построим дом для куклы. Строит.

Появляется собачка. Для нее строят будку.

Появляется козочка, ест траву, цветы, портит сад. Собака прогоняет козу – лает на нее. Кукла благодарит собаку за помощь.

Такие постройки в игровой форме подводят детей к постройке огорода, озера. Можно использовать ветки, цветы, фанерные игрушки [5].

Игра «Заборчики».

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений.

Содержание: ребенок руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. Или катать вдоль него грузовик [5].

Игра «Угадай на ощупь».

Цель: развитие мышления, моторики.

Оборудование: песочница, миниатюрные фигурки.

Содержание: ребенок отворачивается, а вы в это время прячете в песок игрушку. Задача ребенка найти в песке игрушку и отгадать на ощупь, что это. Затем поменяйтесь ролями [5].

 

Мастер-класс для педагогов

Сначала мы предлагаем ребенку рассказать, что он видит перед собой, затем познакомиться и поздороваться с песком:

«Сейчас мы с вами познакомимся с песком поближе. Давайте поздороваемся с ним «Здравствуй песочек!»».

Далее можно создать проблемную ситуацию:

«Песочку грустно и одиноко, давайте его развеселим!

1. Пощекочем сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. 

2. А теперь плавными движениями побежали по песку пальчиками как жучки.

3. Теперь возьмем песок в кулак и сделаем водопад, образуя небольшую горку. (сначала одной рукой, затем другой)».

Игровые упражнения:

«Трудная дорога». Для того чтобы машине проехать через трудную дорогу, нужно ее нарисовать. Для этого проведем пальцем по песку волнистую линию (трудность в том, что ребенок пальчик не ослабевает, а напрягает и держит крючком).

«Опасный поворот». Нужно провести по песку пальцем, закручивая в спираль (изображают спиралевидный знак).

«Молния». Надо пальцем по песку нарисовать кривую линию, т.е. молнию.

«Радуга». Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг – радугу. А потом добавить солнце.

Игра «Картина из загадок».

Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы получилась картина, т. е. надо рисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.

Жёлтая тарелка на небе висит.

Жёлтая тарелка всем тепло дарит (солнце)

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.

Собрались овечки у небесной речки (облака)

Как над речкой, над рекой.

Появился вдруг цветной.

Чудо мостик подвесной (радуга)

Течёт, течёт — не вытечет,

Бежит, бежит — не выбежит (речка)

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зелёной выйдет к свету,

Растёт, цветёт всё лето.

Коровам без неё — беда:

Она их главная еда (трава)

Дальше можно ребенку предложить вспомнить сказку. Для примера предлагаю взять сказку «Теремок».

Вспомним какие герои были в сказке: Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайчик-побегайчик, Лисичка-сестричка, Волчок-серый бочок, Медведь.

1. Стоит в доме теремок. (нарисовать теремок)

Кто стал в теремьке жить первым? Мышка-норушка

2. Потом к ней попросилась жить… Лягушка-квакушка.

3. За Л-К попросился жить … Зайчик-побегайчик,

4. За З-П попросилась жить … Лисичка-сестричка

5. Затем в теремок попросился жить… Волчок-серый бочок.

6. Увидел Теремок Медведь косолапый и стал тоже проситься в избушку. В домике уже не было места, и он полез на крышу. (имитация, можно мишку положить на песок и кулачками изобразить следы)

7. Теремок развалился. (убрать героев и разровнять песок)

8.  Но звери не стали отчаиваться и все вместе построили новый дом, лучше прежнего. (нарисовать новый дом, чтобы поместились все звери). Предлагаем детям заселять зверей в дом и проговаривать кто за кем просился жить в теремок.

Упражнения для прощания с песком можно провести в стихотворной форме.

Игра «Песочные прятки».

Мы в песочек поиграли, (гладим песочек)

Наши пальчики размяли, (сжимаем, разжимаем ладошки)

Мы песочек отряхнём, (трем ручки, отряхивая песочек)

Наши пальчики потрём! (трем каждый пальчик)

 

 

Список литературы и источников

1.              Большебратская, Э. Э. Песочная терапия // Э. Э. Большебратская – Петропавловск: 2010. – 74 с. – Текст: непосредственный.

2.              Гризик, Т. И. Дошкольное воспитание / Т. И. Гризик. – Текст: непосредственный // Издательский дом «Воспитание дошкольника». – 2017. – № 12. – С. 62-66.

3.              Демченко, В. В. Игры с песком, развитие мелкой моторики рук с детьми старшего дошкольного возраста / В. В. Демченко, Г. Н. Дрыгайло. – Текст: электронный // Молодой ученый. – 2018. – № 46.2 (232.2). – С. 40-43. – URL: https://moluch.ru/archive/232/54140/ .

4.              Елагина, И. И. Кинетический песок — современный материал развивающей предметно-пространственной среды для организации игр с дошкольниками / И. И. Елагина. – Текст: электронный // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. – Краснодар: Новация, 2017. –  С. 23-25. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11848/ .

5.              Скопина, М. Приемы работы с кинетическим песком в детском саду / М. Скопина – Текст: электронный // URL: https://melkie.net/podborki/kineticheskiy-pesok-v-detskom-sadu.html?ysclid=lpzm0favjy342763548 .

 

Скачать статью

×
×