Развитие чувства ритма у детей 3-7 лет в музыкально-эстетической группе и с детьми 7-14 лет на уроках сольфеджио посредством Body Percussion

Автор: Ксения Владимировна Романова

 

Развитие чувства ритма у детей 3-7 лет в музыкально-эстетической группе и с детьми 7-14 лет на уроках сольфеджио посредством Body Percussion

 

Романова Ксения Владимировна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО ЦДТ Ровесник .

Методическая разработка адресована: музыкантам педагогам специалистам, воспитателям дошкольного образовательного учреждения, преподавателям сольфеджио.

В ней представлена система музыкальных игр и заданий для формирования чувства ритма, развития познавательных процессов (произвольное внимание, речь, память, мышление) и коммуникативных навыков у дошкольников и школьников.

Техника Body Percussionэто техника владения своим телом как «музыкальным инструментом». Помогает осознать возможности своего тела средствами его самовыражения, способствует снятию напряжения и различных зажимов у детей дошкольного и школьного возраста.

 

Новизна

С помощью перкуссии тела можно извлекать не менее интересные звуки, а самое главное, наш музыкальный инструмент всегда с нами. Занятия телесной перкуссией позволят расширить границы творческой деятельности на уроке, вовлекая каждого учащегося в захватывающий процесс обучения, развивая музыкальность, а самое главное — чувство ритма, и, без сомнения, принесут всем ребятам массу удовольствия от игры на собственном теле и совместного действа.

Перкуссия имеет свою историю. Слово это пришло к нам из медицины и с латинского означает «простукивание». Здоровый и поражённый орган звучат по-разному. Простукивая определённые участки тела, врач по звуку диагностирует болезнь.

Перкуссия стала настоящим открытием для музыкантов. Перкуссия тела или body percussion  так называется новое направление в музыке. Новое для молодёжного движения в целом, для образования и воспитания детей. Ритмические удары по телу уже давно существовали в ритуальных танцах многих народов Африки и племён Южной Америки. «Body percussion» очень увлекательное и интересное занятие.

Кроме эмоциональной, воспитывающей и развивающей функции, перкуссия тела имеет много положительных моментов для нашего самочувствия. Издавна существует китайская энергетическая практика похлопывания. С точки зрения традиционной китайской медицины в организме человека располагается большое количество акупунктурных точек и каналов. Все они имеют прямое отношение к нашему физическому состоянию. Похлопывания по телу активизируют нервные окончания, стимулируя работу внутренних органов, органов зрения, сосудов, положительно влияют на кровообращение, эффективно способствуют профилактике болезней и тем самым улучшают качество жизни.

В России эту технологию можно назвать новаторской, в то время как по всему миру она активно используется педагогами в дошкольном и школьном образовании. В 2020 году в Москве прошёл первый Фестиваль телесной перкуссии «Ритм без границ» направленный на популяризацию инновационной формы искусства «телесная перкуссия».

Знакомство с элементарной теорией музыки мы начинаем с нотной грамоты, но для многих учащихся эта тема является сложной, особенно разбор длительностей. Восприятие ритма на одном тембровом звуке бывает не достаточным для его осмысления. Раздробить четвертную на восьмые длительности, хлопая по правой и левой ноге – гораздо понятнее детям, чем исполнить эти длительности на бубне или барабане. Так телесная перкуссия предлагает буквально пощупать, потрогать, ощутить на себе всю палитру звуков ритмических ударов.

 

Важнейшие результаты

Перкуссия помогает освоить ритм на понятном для детей языке. Процесс освоения длительностей становится гораздо проще. Ритмические рисунки рождаются в совместной деятельности учителя и учеников из большого выбора предлагаемых приёмов, а порой и самостоятельно найденных ударов по разным частям тела.

В начале знакомства с телесной перкуссией в начальных классах я исполняю приветствие, отхлопывая простой ритмический рисунок, одновременно показывая уже знакомые детям основные базовые приёмы игры: это хлопки, притопы, щелчки, удары по бёдрам, коленям и в грудь.

Для зрительного образа использую значки, обозначающие приемы. Каждый может придумать свои обозначения. У меня такие:

PA – хлопок,

TA-RA – удар по правому и левому бедру,

TO-RO – удар по правому и левому плечу,

DUM – притоп правой и левой ногой,

CHI – щелчок.

Освоив базовые «аккорды» и научившись сотрудничать с собственным телом, можно импровизировать, изобретать новые звуки, разучивать коллективные композиции.

Научившись выражать свое состояние с помощью звуков собственного тела и голоса. Познав силу импровизации, дети получают эффективное средство для самовыражения, снятия напряжения, раскрытия собственного потенциала.

 

Ритм является первостепенным и важным средством музыкальной выразительности. Без ритма невозможна практически никакая музыкальная деятельность, ведь он является одним из основополагающих элементов музыки.

Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. Чувство ритма подразумевает под собой не только эмоциональную, но и двигательную основу, оно помогает объединить в одно целое движение, слово и музыку.

В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозит формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развёрнутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. В этом случае на помощь придет простая и доступная техника – body percussion (перкуссия тела), техника владения своим телом как «музыкальным инструментом».

Данная техника нашла отражение в разработках Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками», И. Новоскольцевой, И. Каплуновой «Этот удивительный ритм».

Детям, в соответствии с возрастом (в игровой форме), предлагаются задания, в которых движение, музыка и ритм соединились в одно целое. Техника Body Percussion, кроме формирования чувства ритма, способствует проявлению у ребёнка индивидуальности, развитии фантазии, импровизации. И при этом дошкольники получают большое удовольствие от процесса обучения.

 

Приемы работы с детьми в технике body percussion на уроке следующие:

Сначала предлагаю всем вместе ходить-синхронизироваться в едином пульсе под музыку. Развивается внимательность, дети вовлекаются в единый общий процесс.

После этого внимательно слушаем и «ловим» сильную долю хлопком, или шлепком. Школьникам на уроке сольфеджио, это упражнение помогает определить размер произведения, музыкального диктанта.

На этом фоне начинаем выразительно и ритмично декламировать текст стихотворения, песни. Затем предлагаем повторять текст по фразам, как эхо.

При повторениях речевой игры предлагаем детям декламировать текст по-разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда; писклявым голосом; басом и т. д.

Когда текст будет выучен и произносится детьми свободно и легко, добавляем движения: шаги по залу врассыпную, по кругу, с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов и т. д.

После того, как дети начинают уверенно исполнять эти элементы, начинаем экспериментировать и в копилку «звуковых эффектов» добавляем следующие жесты: растирания ладоней, поглаживания, удары по груди, разнообразные возгласы и прочие звуки, которые задействуют все части человеческого тела. С дошкольниками придумываем названия каждому жесту.

Такие упражнения помогают буквально прочувствовать ритм всем телом, учат выражать свое состояние звуками и движениями своего тела. Воспитанники получают опыт использования тела как музыкального инструмента, создающего общий ритм. При этом игра с ритмом слов или слогами также может быть элементом телесной музыки.

Телесная перкуссия действует в трех областях:

а) на физическом уровне она стимулирует понимание тела, контроль над движениями и мышечную силу, координацию и равновесие, имеет массажное воздействие;

б) на уровне психики она улучшает концентрацию, память и восприятие, когнитивные способности в целом;

в) в социально-эмоциональной сфере она помогает выстраивать отношения в группе и ведет к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.

Использование элементов телесной перкуссии на музыкальных занятиях, в дополнительном образовании с детьми позволяет сделать образовательную деятельность яркой, интересной, динамичной, а самое главное, полезной, дети с особым воодушевлением включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле, оживляя декламируемые стихи. Наблюдается повышение психической активности, креативности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально-личностной сферы воспитанников, что позволяет осуществлять коррекционную деятельность детей

Кроме того, применение техники body percussion способствует развитию чувства коллективизма, сплоченности у детей. Звучащими жестами можно сопровождать исполнение мелодий, песен, что очень нравится дошкольникам и школьникам и обогащает их музыкальные впечатления.

Таким образом, научившись выражать свое состояние с помощью звуков собственного тела и голоса, познав силу импровизации, воспитанники получают эффективное средство для формирования чувства ритма, снятия напряжения, раскрытия собственного потенциала.

Занятия перкуссией не требуют специальной подготовки. Освоение ритма и приёмов игры осуществляется в процессе работы над ритмической композицией. Поэтому кроме создания коллективного творческого продукта, занятия body percussion доставляют его участникам огромное удовольствие и радость от совместного действа. Ребята тянутся друг за другом, помогают друг другу, придумывают свои несложные ритмические композиции. В этом и заключается воспитательная роль перкуссии.

Она занимает, расслабляет, одновременно заставляет сосредоточиться и думать, тренируя внимание и память, развивая чувство ритма и музыкальность. При этом отвлекает от сложной умственной работы, помогая эмоционально переключиться со сложных предметов, требующих максимум физических и психических усилий, на более приятные, расслабляющие занятия музыкой, которые в научных кругах называют «музыкальной терапией».

 

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

для детей среднего дошкольного возраста

 

Цель: приобретение детьми дошкольного возраста опыта использования тела как музыкального инструмента с помощью «звучащих жестов».

Задачи:

1. Знакомить детей с различными «звучащими жестами», учить применять их в игровой деятельности в различных комбинациях, согласовывать свои движения с текстом.

2.Развивать чувство ритма, речь, внимание, познавательные процессы.

3.Воспитывать коммуникативные навыки.

 

1.Игра-приветствие «Меня зовут…»

Ребёнок 1 (с помощью «звучащих жестов» озвучивает своё имя по слогам): Тимофей!

Дети: Здравствуй, Тимофей! (ритмично ударяют по коленям)

Ребёнок 2: А-лиса!

Дети: Здравствуй, Алиса…

Следующим этапом добавляем имя ребенка -ласково, уже другими звучащими жестами.

 

2.Игра «Лиса»

Уж как шла лиса домой, (Притопы)

Видит книгу под сосной, (хлопки)

Она села на пенёк (удары обеими руками по коленям)

И читала весь денёк. (Потирания ладонями, словно «шуршит» страницами)

 

3. Игра «Лепёшки»

Наберу мучицы, (Круговые движения по коленям)

Подолью водицы (Шлепки по коленям)

Для детей хороших (Притопы)

Напеку лепёшек. (Хлопки)

 

4. Игра «Жук» 

Остинато: Жук жужжит! (чередование ритмичного хлопка и шлепков по груди)

Жук жужжит в железной банке (щелчки пальцами)

Он не хочет жить в жестянке (трут ладошку о ладошку)

Жизнь жука в плену горька

Жалко бедного жука (делают поглаживания)

 

5. Игра «Дождик»

Дождь, дождь, дождь с утра (Удары по груди)

Веселится детвора! (Легкие прыжки на месте)

Шлеп по лужам, шлеп – шлеп! (Удары по коленям)

Хлоп в ладоши, хлоп – хлоп! (Хлопки)

 

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

для детей старшего дошкольного возраста

 

Цель: приобретение детьми старшего дошкольного возраста опыта использования тела как музыкального инструмента с помощью «звучащих жестов».

Задачи:

1. Учить детей применять «звучащие жесты» в игровой деятельности в различных комбинациях, согласовывать свои движения с текстом, знакомить с элементами нотной грамоты.

2. Упражнять в моделировании ритмических рисунков (жест-нота).

3. Развивать чувство ритма, речь, внимание, познавательные процессы.

4. Воспитывать коммуникативные навыки, умение работать в командах.

 

1.Игра «Осенняя сказка»

Тихо бродит по дорожке (Поглаживания кистей рук)

Осень в золотой одежке.

Где листочком зашуршит, (Потирание ладоней)

Где дождинкой зазвенит. (Щелчки пальцами в воздухе)

Раздается громкий стук: (Притопы всей стопой)

Это дятел – тук, да тук!

Дятел делает дупло – (Притопы носком)

Белке будет там тепло.

Ветерок вдруг налетел, (Потирание ладоней)

По деревьям пошумел,

Громче завывает, (Притопы пяткой)

Тучки собирает.

Дождик – динь, дождик – дон! (Щелчки пальцами в воздухе)

Капель бойкий перезвон.

Все звенит, стучит, поет – (Все жесты вместе, каждый выбирает своё)

Осень яркая идет!

 

2. Телесно-речевой канон «Прыгалка-считалка»

Игровые действия:

Педагог произносит текст и показывает движения, дети запоминают и повторяют.

Когда слова хорошо закреплены, педагог даёт возможность детям начать игру первыми, а сам, выдержав определённый «шаг» канона, вступает позднее.

Дети делятся на 2 группы и играют между собой.

Текст игры:

Мальчики, как зайчики, (удары одновременно 2 руками по груди)

Девочки, как белочки,

Прыгают и скачут, (чередование «хлопок, удар по коленям»)

Упадут, не плачут.

За окошком не сиди, (притопы)

Вы –хо–ди! (3 скользящих хлопка)

 

3. Шла весёлая собака

Шла весёлая собака (притопы)

Чики-Брики-Гав! (4 удара поочерёдно каждой рукой по груди, хлопок)

А за ней шагали гуси, (притопы)

Головы задрав. (4 удара поочерёдно каждой рукой по груди, хлопок)

А за ними – поросёнок (притопы)

Чики-Брики-Хрю! (4 удара поочерёдно каждой рукой по груди, хлопок)

Ну-ка, ну-ка, повторите, (притопы)

Что я говорю? (4 удара поочерёдно каждой рукой по груди, хлопок)

 

Техника Body Percussion на уроках сольфеджио для детей школьного возраста

 

Цель: приобретение детьми школьного возраста опыта использования тела как музыкального инструмента с помощью «звучащих жестов» для практического освоения пульса, ощущения сильной доли,  освоения ритма и длительностей.

Задачи:

1. Учить детей применять «звучащие жесты» на уроках сольфеджио в различных комбинациях, согласовывать свои движения с ритмо-слогами, соотносить с элементами нотной грамоты с длительностями.

2. Упражнять в моделировании ритмических рисунков (жест-нота), в сложных ритмических комбинациях увидеть, проговорить, почувствовать телом удлинения и дробления длительностей, а также научиться исполнять и определять пунктирный ритм и синкопу, триоли.

3. Развивать чувство ритма, речь, внимание, координацию, умение записать ритмический рисунок.

4. Воспитывать коммуникативные навыки, умение работать в командах.

5. Стимулировать развитие импровизации.

 

Ритмическая партитура

Каждый учащийся по очереди придумывает, проигрывает и записывает свой ритмический рисунок в одном размере.

Таким образом получается и записывается большая ритмическая партитура, которую тут же исполняем все вместе, проговаривая и прохлопывая используя телесную перкуссию. Сначала каждый проигрывает свою партию, после следующую и так все партии

Благодаря телесной перкуссии дети видят и чувствуют своим телом разные длительности, сложные ритмические обороты и получают огромное удовольствие от этой игры.

 

Вывод: Плюсами телесной перкуссии являются:

Использование в качестве музыкального инструмента наше тело, которое всегда с нами.

Инструмент, который не требует настройки, при групповой работе не нужно выбирать инструмент в одном строе

Хорошо привлекает внимание детей.

В группе телесная перкуссия дает возможность слышать себя и других.

Дает уверенность в себе и снятие телесных зажимов и стеснения. 

Возможность самовыражения и импровизации, развитие социальных и коммуникативных навыков и развитие чувства ритма.

Скачать статью

×
×