Конспект урока математики 1 класс

Автор: Новикова Ольга Анатрольевна

План-конспект урока  математики

Предмет: Математика.

Класс: Первый.

Тема: «Решаем задачи по действиям»

Учебно-методическое обеспечение: Математика-учебник и тетрадь М. И. Башмакова, М.Г. Нефедовой, 1 класс изд. «Астрель».

 

Цель:

  • Формирование умения решать задачи, совершенствовать вычислительные навыки.
  • Воспитание доброты, отзывчивости, взаимоподдержки. Бережное отношение к природе
  • Развивать внимание, мышление, память, словарь, речь посредством умения ставить вопросы и находить на них ответы.
  • Воспитывать познавательный интерес у учащихся.

Задачи:

Предметные:

  • Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.
  • Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи.
  • Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
  • Уметь правильно и быстро прибавлять и вычитать числа 1 и 2.
  • Знать состав чисел первого десятка.
  • Повторить математические термины: “слагаемое”, “сумма”, “увеличить”, “уменьшить”.

Метапредметные:

Личностные УУД:

  • формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики;
  • формировать представление о значении математики в жизни человека;
  • формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

  • формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
  • формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
  • овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи;
  • в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи, высказывать своё предположение
  • формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; проговаривать последовательность действий на уроке;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • работать по коллективно составленному плану;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Познавательные УУД:

  • формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;
  • под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов;
  • под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы (подведения под понятие);
  • строить небольшие математические высказывания в устной форме (2-3 предложения);
  • давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа.
  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные УУД:

  • принимать участие в работе парами и группами;
  • понимать задаваемые вопросы;
  • выражать свою точку зрения;
  • адекватно воспринимать другое мнение и позицию.
  • уметь оформлять свои мысли в устной форме

 

Оборудование: набор цифр от 1 до 10 и знаков (больше, меньше, равно, плюс, минус),запись пения чижа, фотография птицы, карточки с выражениями, карточки с названиями составных частей задачи, тексты задач.

План урока:

1) Организационный этап / 1-2 минуты/

2) Этап постановки цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся /3-4 минуты/

3) Этап актуализации  знаний /6-7 минут/

Физминутка /1минута/ после 3 этапа

4)    Этап применения  знаний и умений в новой ситуации ( решение учебной задачи) /15-17минут/

Физминутка /1минута/ включена в 4 этап

5) Этап обобщения и систематизации знаний /4-5 минут/

6) Этап рефлексии (подведение итогов урока) /3-4 минуты/

 

 

 

ХОД УРОКА

Организация класса.

Беритесь, ребята,
Скорей за работу —
Учитесь считать, 
Чтоб не сбиться со счёту!

Мотивация к учебной деятельности.

Давайте, ребята, учиться считать,
Чтобы скорей математиком стать.
Ему по плечу любая работа,
Но прежде разучим правила счёта.
Звонок прозвенел. Он позвал на урок.
Пора! Тишина! К нам наука идёт…

Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать.

Включается запись пения птицы, дети высказывают предположения, педагог иметирует прилёт птицы в класс в окно, показывает фотографию, знакомство с птицей. Фотография прикрепляется к доске.

Работа над пройденным материалом

— Нарисуйте недостающую фигуру (домики для птиц)

?

 

— Выберите равенства, которые соответствуют рисунку:

4+3=7      5+2=7     1+6=7   3+4=7

 

 

 

 

 

 

 

 

— Какая цифра в значении выражений?

-7.

-Что вы можете рассказать про эту цифру?

— Цифра 7 обозначает число 7.

-Это однозначное число.

-Это нечётное число.

-Имеет соседей 6 и 8.

Цифра 7 подставляется под фотографию птицы в виде жёрдочки. Из семи листочков складывается гнёздышко. Птичке после долгого пути удобно и она хочет отдохнуть и послушать ребят.

— Что обозначают схемы на доске?

                     

           5               10                                                                      7             ?

                   

                         ?                                                                               17                 

 — Значит, чему будет посвящён наш урок? (решению задач)

— Девиз нашего урока: «Прежде чем решать задачу – прочитай условие» Жак Адамар

— Из каких частей состоит задача?

Дети называют (условие, вопрос, решение, ответ). Педагог располагает карточки с ответами в произвольном порядке. Учащиеся восстанавливают очерёдность.

Физминутка

Все умеем мы считать

Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)

Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.)

Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)

Руки за спину положим, (Руки за спину.)

Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)

И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.)

Подтянитесь на носочках —

Столько раз,

Ровно сколько, сколько пальцев (Показали, сколько пальцев на руках.)

На руке у вас. (Поднимаемся на носочках 10раз.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши.)

Топаем ногами. (Топаем ногами.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.)

Хлопаем руками. (Хлопаем в ладоши.)

 

Новый материал

-А сейчас откройте учебник на странице, в номере которой 7 десятков и 2 единицы.

-72.

-Верно.

-Запишите в тетрадь номер 1 и страницу.

-Прочитайте задачу. Запишем краткую запись. Что известно?

-Сказки-20 кн.

-Что значит столько же?

-Одинаково. Поровну.

— Значит стихов?

-Стихи -20 кн.

-«Обо всём на свете» — 4 кн.

-Что требуется узнать?

-Сколько всего кн.?

Краткая запись записывается на доске и в тетрадь. Проводим анализ краткой записи.

-Что нам неизвестно? Целое или частица?

-Целое.

-Из чего состоит целое?

-Из частиц.

-Что нужно сделать с частицами, чтобы получить целое?

-Сложить.

-Как запишем решение этой задачи?

-20+20=40 (кн)

-Можно сказать, что задача решена?

-Да. Мы нашли сколько книг.

-Смотрим, что мы нашли?

-Мы нашли, сколько сказок и стихов.

-Все ли книги мы посчитали? Проверим по краткой записи.

-Ответили мы на вопрос задачи?

-Нет. У нас ещё книги «Обо всём на свете».

Поясняем действие. Подводим детей к выводу.

-Значит, в задаче будет сколько действий?

-Два.

Записываем второе действие.

-40+4=44(кн)

-Чем решение этой задачи отличается от решений задач на прошлых уроках?

-Решение в два действия.

Повторяем оформление записи решения задачи. Ещё раз проверяем условие задачи с решением. Записываем ответ. Вводим определения простая и составная задача. Повторяем компоненты сложения.

-Записываем номер 2, стр.72.

Что-то наш чижик загрустил. Давайте пригласим сюда его друзей.

Читаем условие задачи, записываем краткую запись.

Всего-44 ч.

На охоте-4ч.

На концерте-30ч.

Дома- ?

-Что неизвестно в этой задаче?

-Частица.

-Каким действием мы находим частицу?

-Вычитанием.

-Из какого числа какое мы вычитаем?

-Из большего меньшее.

-Как запишем решение?

— 44-4=40(ч)

Повторяем приём вычитания. Единицы из единиц, десятки из десятков.

-Ответили мы на вопрос задачи?

-Нет.Ещё 30 чижей на охоте.

-Значит, в задаче будет сколько действий?

-Два.

Записываем второе действие.

— 40-30=10(ч)

Повторяем приём вычитания. Единицы из единиц, десятки из десятков.

Повторяем оформление записи решения задачи. Ещё раз проверяем условие задачи с решением. Записываем ответ.

Сравниваем две задачи. В чём их особенности. Повторяем определения простая и составная задача. Повторяем компоненты вычитания.

-Как наш чижик повеселел. Хочет с вами поиграть.

Физминутка.

Под запись птичьего пения дети передвигаются по классу (летают).

Запись останавливается, дети садятся на корточки (в гнёздышки).

 

Обобщение и систематизация

-Записываем номер 4, стр.73.

Рассматриваем таблицу.

-Из чего состоит таблица?

-Из столбиков и строчек.

Считаем, сколько столбиков, сколько строчек. Отвечаем на вопросы задания.

А)-Сколько было поросят?

-Столько же, сколько баранов-10.

— Сколько гусей?

— Столько же, сколько баранов+10поросят. 10+10=20.

— Сколько уток?

— Столько же, сколько гусей-20 да ещё 9. 20+9=29

Б)-Сколько всего животных? Что находим? Целое или частицу?

-Целое.

-Каким действием?

-Сложением.

-Составьте равенство.

-10+20+29=49

-Ном.5. Работаем в парах. Выигрывает тот, кто первый наберёт 100 очков.

-Записываем номер 6, стр.73. Читаем условие. Что значит полстолько?

-Запишите равенство.

-40+40+20=100

-Номер 7. Как называются данные фигуры?

-Квадрат, круг, восьмиугольник, квадрат.

-Какая фигура занимает большую площадь?

-Первый квадрат. Он занимает целых 9 квадратов.

 

Подведение итогов урока

-Что нового вы сегодня узнали на уроке?

-Познакомились с новым другом чижиком.

-Учились решать задачи в два действия.

-Познакомились с новыми словами.

-Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте лесенку и отметьте, где вы себя ощущаете.

-Я и чижик, благодарим вас, ребята, за работу на уроке.

 

 

 

 

 План-конспект урока  математики

Предмет: Математика.

Класс: Первый.

Тема: «Решаем задачи по действиям»

Учебно-методическое обеспечение: Математика-учебник и тетрадь М. И. Башмакова, М.Г. Нефедовой, 1 класс изд. «Астрель».

 

Цель:

  • Формирование умения решать задачи, совершенствовать вычислительные навыки.
  • Воспитание доброты, отзывчивости, взаимоподдержки. Бережное отношение к природе
  • Развивать внимание, мышление, память, словарь, речь посредством умения ставить вопросы и находить на них ответы.
  • Воспитывать познавательный интерес у учащихся.

Задачи:

Предметные:

  • Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.
  • Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи.
  • Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
  • Уметь правильно и быстро прибавлять и вычитать числа 1 и 2.
  • Знать состав чисел первого десятка.
  • Повторить математические термины: “слагаемое”, “сумма”, “увеличить”, “уменьшить”.

Метапредметные:

Личностные УУД:

  • формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики;
  • формировать представление о значении математики в жизни человека;
  • формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

  • формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
  • формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
  • овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи;
  • в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи, высказывать своё предположение
  • формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; проговаривать последовательность действий на уроке;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • работать по коллективно составленному плану;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Познавательные УУД:

  • формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;
  • под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов;
  • под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы (подведения под понятие);
  • строить небольшие математические высказывания в устной форме (2-3 предложения);
  • давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа.
  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные УУД:

  • принимать участие в работе парами и группами;
  • понимать задаваемые вопросы;
  • выражать свою точку зрения;
  • адекватно воспринимать другое мнение и позицию.
  • уметь оформлять свои мысли в устной форме

 

Оборудование: набор цифр от 1 до 10 и знаков (больше, меньше, равно, плюс, минус),запись пения чижа, фотография птицы, карточки с выражениями, карточки с названиями составных частей задачи, тексты задач.

План урока:

1) Организационный этап / 1-2 минуты/

2) Этап постановки цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся /3-4 минуты/

3) Этап актуализации  знаний /6-7 минут/

Физминутка /1минута/ после 3 этапа

4)    Этап применения  знаний и умений в новой ситуации ( решение учебной задачи) /15-17минут/

Физминутка /1минута/ включена в 4 этап

5) Этап обобщения и систематизации знаний /4-5 минут/

6) Этап рефлексии (подведение итогов урока) /3-4 минуты/

 

 

 

ХОД УРОКА

Организация класса.

Беритесь, ребята,
Скорей за работу —
Учитесь считать, 
Чтоб не сбиться со счёту!

Мотивация к учебной деятельности.

Давайте, ребята, учиться считать,
Чтобы скорей математиком стать.
Ему по плечу любая работа,
Но прежде разучим правила счёта.
Звонок прозвенел. Он позвал на урок.
Пора! Тишина! К нам наука идёт…

Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать.

Включается запись пения птицы, дети высказывают предположения, педагог иметирует прилёт птицы в класс в окно, показывает фотографию, знакомство с птицей. Фотография прикрепляется к доске.

Работа над пройденным материалом

— Нарисуйте недостающую фигуру (домики для птиц)

?

 

— Выберите равенства, которые соответствуют рисунку:

4+3=7      5+2=7     1+6=7   3+4=7

 

 

 

 

 

 

 

 

— Какая цифра в значении выражений?

-7.

-Что вы можете рассказать про эту цифру?

— Цифра 7 обозначает число 7.

-Это однозначное число.

-Это нечётное число.

-Имеет соседей 6 и 8.

Цифра 7 подставляется под фотографию птицы в виде жёрдочки. Из семи листочков складывается гнёздышко. Птичке после долгого пути удобно и она хочет отдохнуть и послушать ребят.

— Что обозначают схемы на доске?

                     

           5               10                                                                      7             ?

                   

                         ?                                                                               17                 

 — Значит, чему будет посвящён наш урок? (решению задач)

— Девиз нашего урока: «Прежде чем решать задачу – прочитай условие» Жак Адамар

— Из каких частей состоит задача?

Дети называют (условие, вопрос, решение, ответ). Педагог располагает карточки с ответами в произвольном порядке. Учащиеся восстанавливают очерёдность.

Физминутка

Все умеем мы считать

Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)

Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.)

Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)

Руки за спину положим, (Руки за спину.)

Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)

И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.)

Подтянитесь на носочках —

Столько раз,

Ровно сколько, сколько пальцев (Показали, сколько пальцев на руках.)

На руке у вас. (Поднимаемся на носочках 10раз.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши.)

Топаем ногами. (Топаем ногами.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.)

Хлопаем руками. (Хлопаем в ладоши.)

 

Новый материал

-А сейчас откройте учебник на странице, в номере которой 7 десятков и 2 единицы.

-72.

-Верно.

-Запишите в тетрадь номер 1 и страницу.

-Прочитайте задачу. Запишем краткую запись. Что известно?

-Сказки-20 кн.

-Что значит столько же?

-Одинаково. Поровну.

— Значит стихов?

-Стихи -20 кн.

-«Обо всём на свете» — 4 кн.

-Что требуется узнать?

-Сколько всего кн.?

Краткая запись записывается на доске и в тетрадь. Проводим анализ краткой записи.

-Что нам неизвестно? Целое или частица?

-Целое.

-Из чего состоит целое?

-Из частиц.

-Что нужно сделать с частицами, чтобы получить целое?

-Сложить.

-Как запишем решение этой задачи?

-20+20=40 (кн)

-Можно сказать, что задача решена?

-Да. Мы нашли сколько книг.

-Смотрим, что мы нашли?

-Мы нашли, сколько сказок и стихов.

-Все ли книги мы посчитали? Проверим по краткой записи.

-Ответили мы на вопрос задачи?

-Нет. У нас ещё книги «Обо всём на свете».

Поясняем действие. Подводим детей к выводу.

-Значит, в задаче будет сколько действий?

-Два.

Записываем второе действие.

-40+4=44(кн)

-Чем решение этой задачи отличается от решений задач на прошлых уроках?

-Решение в два действия.

Повторяем оформление записи решения задачи. Ещё раз проверяем условие задачи с решением. Записываем ответ. Вводим определения простая и составная задача. Повторяем компоненты сложения.

-Записываем номер 2, стр.72.

Что-то наш чижик загрустил. Давайте пригласим сюда его друзей.

Читаем условие задачи, записываем краткую запись.

Всего-44 ч.

На охоте-4ч.

На концерте-30ч.

Дома- ?

-Что неизвестно в этой задаче?

-Частица.

-Каким действием мы находим частицу?

-Вычитанием.

-Из какого числа какое мы вычитаем?

-Из большего меньшее.

-Как запишем решение?

— 44-4=40(ч)

Повторяем приём вычитания. Единицы из единиц, десятки из десятков.

-Ответили мы на вопрос задачи?

-Нет.Ещё 30 чижей на охоте.

-Значит, в задаче будет сколько действий?

-Два.

Записываем второе действие.

— 40-30=10(ч)

Повторяем приём вычитания. Единицы из единиц, десятки из десятков.

Повторяем оформление записи решения задачи. Ещё раз проверяем условие задачи с решением. Записываем ответ.

Сравниваем две задачи. В чём их особенности. Повторяем определения простая и составная задача. Повторяем компоненты вычитания.

-Как наш чижик повеселел. Хочет с вами поиграть.

Физминутка.

Под запись птичьего пения дети передвигаются по классу (летают).

Запись останавливается, дети садятся на корточки (в гнёздышки).

 

Обобщение и систематизация

-Записываем номер 4, стр.73.

Рассматриваем таблицу.

-Из чего состоит таблица?

-Из столбиков и строчек.

Считаем, сколько столбиков, сколько строчек. Отвечаем на вопросы задания.

А)-Сколько было поросят?

-Столько же, сколько баранов-10.

— Сколько гусей?

— Столько же, сколько баранов+10поросят. 10+10=20.

— Сколько уток?

— Столько же, сколько гусей-20 да ещё 9. 20+9=29

Б)-Сколько всего животных? Что находим? Целое или частицу?

-Целое.

-Каким действием?

-Сложением.

-Составьте равенство.

-10+20+29=49

-Ном.5. Работаем в парах. Выигрывает тот, кто первый наберёт 100 очков.

-Записываем номер 6, стр.73. Читаем условие. Что значит полстолько?

-Запишите равенство.

-40+40+20=100

-Номер 7. Как называются данные фигуры?

-Квадрат, круг, восьмиугольник, квадрат.

-Какая фигура занимает большую площадь?

-Первый квадрат. Он занимает целых 9 квадратов.

 

Подведение итогов урока

-Что нового вы сегодня узнали на уроке?

-Познакомились с новым другом чижиком.

-Учились решать задачи в два действия.

-Познакомились с новыми словами.

-Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте лесенку и отметьте, где вы себя ощущаете.

-Я и чижик, благодарим вас, ребята, за работу на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

      

comments powered by HyperComments

Скачать статью

×
×