Автор: Набиева Д.Р,Косинцева О.В.
МОЕ родное РеМЕсло
Д.Р.Набиева, О.В.Косинцева
ТИУ, филиал в г.Тобольске,
отделение СПО
Руководитель Н.М.Лаптева, преподаватель
Актуальность темы
состоит в том, что ремесло является неотъемлемой частью народного и декоративно-прикладного искусства, которое в свою очередь образуется в часть художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.
Цель данной работы: В связи с целью исследования поставлены задачи:
1.Изучение и анализ источников по данной теме, систематизирование материалов; Методы исследования. Исследование основано на принципах историзма, научной объективности, системности, целостности.
— работа с историческими источниками;
— обработка информации;
-систематизация фактов.
Практическая значимость: материалы работы могут быть использованы на уроках истории по изучению темы «Культура», истории родного края, при проведении внеклассных мероприятий.
Великая российская культура является главным носителем традиций, нравственных и духовных ценностей, сформировавших российский народ как единую общность и составляющих основу российской государственности. Она занимает совершенно особое место в истории мировой культуры. Мы по праву гордимся этим, часто это повторяем, но редко задумываемся, в чем уникальность нашей культуры и ценность не только для нас, но и для всей мировой цивилизации.
Ключ к пониманию этого лежит в уникальности тех исторических, природно-климатических, геополитических условий и факторов, под влиянием которых формировалась российская культура.
Рассматривая культуру народов России, как синтез материальной и нематериальной культур, то есть сочетание знаний, верований, ценностей и норм поведения, обрядов и обычаев, различных форм народного творчества и ремесел, в который раз приходиться удивляться тому, какое богатство она в себе содержит. Для нашей многонациональной страны — это не только бесценное наследие, но и мощное объединяющее начало, способствующее сближению и взаимопониманию между народами и людьми, утверждению принципов согласия и толерантности.
Но, пожалуй, наиболее ярко талант народов России проявился в промыслах и ремеслах. Взять, к примеру, Центральный регион, сколько здесь уникальных народных промыслов. Это — федоскинская лаковая миниатюра, жостовская роспись, абрамцево-кудринская резьба по дереву и хотьковская резьба по кости, богородский игрушечный и павлово-посадский платочный промыслы, гжельский фарфор и майолика, загорская роспись по дереву. Столь же уникальные народные промыслы и ремесла существуют на бескрайних просторах Сибири и Дальнего Востока. Они продолжают древние традиции заготовки и обработки сырья, изготовления и украшения изделий из меха, шерсти, дерева, бересты, корня кедра и других материалов. Сохранилось оригинальное искусство обработки бересты у народов Приамурья — нанайцев, ульчей, орочей, удэгейцев, нивхов; изготовление из нее различных вещей для своего хозяйства, в частности, посуды. Берестяной промысел нельзя назвать исконно русским: бересту для изготовления различных изделий использовали все народы, на земле которых росла красавица береза. Но именно русский мастер oдyxoтвopuл это ремесло настолько, что берестяные изделия превратились в подлинные произведения искусства.
В Тобольской и Томской губерниях известны берестяные промыслы туесов и «кисок». Киска- это своеобразный ковер, который использовался для защиты от дождя. Береста поступала на рынок не только в виде изделий, но и в виде сколотней(заготовок для туесов) и скалин (листы для покрытия крыши). Заготавливали бересту и занимались берестяными промыслами, естественно, там, где позволяли природные ресурсы.Мастера старались делать прочные и долговечные изделия из уважения к материалу. Туеса хватало на 25 лет, а плетеным вещам век был еще дольше. И хоть применение бересты было широким, хватало ее на всех благодаря уникальным свойствам и умению мастеров. Можно уверенно утверждать, что национальные культуры народов России развивались и продолжают успешно развиваются, как синтез национально-особенного, инонационального и общечеловеческого культурного опыта. Сохраняя при этом, с одной стороны, свое разнообразие, самобытность и неповторимость, внося, с другой, свой важный вклад в развитие общероссийской и мировой культуры.
Являясь хранителем глубинных мировоззренческих и художественных традиций, народное прикладное искусство на протяжении веков вбирало в себя элементы древнерусского искусства, традиции городской культуры XVII–XX вв., что позволяло ему всегда оставаться искусством современным.
Россия всегда славилась гончарами. Само русское слово «гончар» — «гърнчар» — произошло от слова «горн» — примитивная печь. Отсюда и горшок, горшечник, горшеня. Когда-то в стране было около 200 гончарных промыслов.
Гончарное дело бытовало в Западной Сибири в виде домашнего промысла, ремесла, мелкотоварного производства и рассеянной мануфактуры и в конце XIX в. было распространено довольно широко, особенно в селах Тобольской и Томской губерний.
Гончарное ремесло в Тобольске находилось на профессиональном уровне, изделия, созданные тобольскими мастерами, ценились как произведения искусства. В XIX веке в Тобольске работал ссыльный польский художник и скульптор Игнаций Юлиан Цезик. В своей гончарной мастерской он создавал вещи, которые пользовались большой популярностью. Из самых отдаленных мест Сибири он принимал заказы на изготовление ваз, вазонов, декоративных блюд. Наибольший спрос среди населения имели терракотовые курительные трубки,- которые впервые на Руси появились в 18 веке. Подобные трубки с тисненым орнаментом от светло-кремового до черного цвета есть и в коллекции керамики нашего музея.
Народное искусство развивается по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный тип творчества взаимодействует с другим типом творчества — искусством профессиональных творцов.
Особенно важно отметить, что народное искусство, как часть духовной культуры, может быть источником идей и вдохновения профессиональных творцов, воплощенные народные представления о мире, величии человека и природы, общность традиций в древнерусском искусстве и народном творчестве.
Сибирские ковры отличались повышенной декоративностью за счет использования черного фона и живописных цветов на нем. Этот рисунок нельзя заменить или отменить. У него нет конкурентов. Черный фон символизирует плодородную землю и то изобилие, которое она дарит. Яркие букеты напоминают о красках благодатного лета. Мудрость черного и страсть красного цветов на ковре не только впечатляют, но и означают могущество и богатство.
В третьем тысячелетии в них все еще живо чувство таинственного, священного и прекрасного. В некоторых селениях до сих пор дарят ковры ручной работы молодоженам на свадьбу. По преданию такой ковер служит надежной защитой жилища и благополучия семьи. Центрами ковроткачества в Сибири были Тобольск и Ишим.
В народном искусстве выделяют два направления: художественное ремесло и народные художественные промыслы. В качестве примера традиционных художественных промыслов можно назвать: роспись по дереву, глиняную игрушку, ювелирные изделия, подносы, лаковые миниатюры, берестяные изделия, резьбу по кости и др.
Тобольск – крупнейший в России центр косторезного мастерства. Уникальные работы тобольских мастеров хранятся в Эрмитаже, Русском музее, с большим успехом экспонировались на международных выставках.
Первые косторезные мастерские появились в Тобольске в начале XVIII века: в 1721 году сюда были сосланы шведские офицеры, взятые в плен во время северной войны. Они занимались в Сибири разными ремеслами, в том числе токарной резьбой по кости — точеные табакерки пользовались спросом в высших кругах сибирской столицы.
В настоящее время Тобольская фабрика – это единственная в России фабрика художественных косторезных изделий, работы мастеров которой, являются самым желанным сувениром для всех туристов.
, Нельзя не сказать об уникальной полиэтничности и многоконфессиональности российской культуры. Российская Империя, Советский Союз, как универсальное объединение народов, принципиально отличались от других подобных имперских образований. В отличие от колонизаторской политики западной цивилизации, приведшей к исчезновению ряда этносов и их культур, в России сохранились все народы, жившие здесь с древнейших времен. Известный русский религиозный философ И.А.Ильин говорил: «Сколько малых племен Россия получила в истории, столько и соблюла… Ни принудительным крещением, ни искоренением, ни всеуравнивающим обрусением она никогда не занималась».
Напротив, в результате длительного исторического взаимодействия русского и других народов Россия сформировалась как сложная полиэтническая система цивилизации с самобытной многонациональной культурой. По мнению академика Д.С. Лихачева: «Россия выполнила историческую культурную миссию, объединив в своем составе более двухсот народов, требовавших защиты». Особый отпечаток на российскую культуру наложила, конечно же, и многоконфессиональность русской цивилизации. В России столетиями успешно сосуществовали христианство, ислам, буддизм, иудаизм, лютеранство и целый «блок» протестантских течений.
Таким образом, изначально объединяясь на полиэтнической, многокофессиональной основе, народы России сформировали уникальное социально-экономическое пространство, обеспечили жизнеспособность и необычайное разнообразие своей материальной и духовной культуры, создали яркое и самобытное искусство, ставшее их общим достоянием и национальной гордостью.
Наблюдается активизация национально-культурного самосознания различных этнических групп и социальных общностей, что способствует формированию исторической памяти, воспитанию чувства «малой родины», любви и привязанности человека к территории исконного проживания, возрождению культа предков и родственников, бытовых обрядов, традиционных форм хозяйствования, быта, верований. Восстанавливается в своих правах религиозная культура народов России.
Особой и весьма острой становится проблема сохранения и развития народных художественных промыслов и ремесел. В соответствии с Федеральным законом N7-ФЗ от 6.01.1999г. «О народных художественных промыслах» их сохранение и развитие является важной государственной задачей. Тем более что места их бытования в соответствии с Федеральным законом N73-ФЗ от 25.06 2002 «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации», являются выявленными памятниками истории и культуры. Тем не менее, плохое исполнение этих законов ведет к ситуации, когда традиционные народные художественные промыслы могут просто исчезнуть.
В настоящее время в Тюменской области не только сохраняют народные промыслы и ремесла но и возрождают их.
7 января состоялось открытие нового объекта Тобольского музея-заповедника. Здесь представили промыслы и ремесла Западной Сибири в интерактивно-экспозиционном пространстве. Музейный комплекс станет местом сотрудничества мастеров города и региона. Для посетителей пройдут мастер-классы по косторезному мастерству, резьба по дереву. Заработают кукольная мастерская, швейная, бисерная и кожевенная мастерские.
В Тюмени ежегодно проводится специализированная выставка-ярмарка «Художественный салон. Народные промыслы», а также открыт АРТ-зал «Народные Промыслы». Это возможность не только погрузиться в русский колорит, но и внести свой вклад в народное искусство.
Национальная культура, как неисчерпаемый источник воспроизводства нравственных и культурных ценностей и традиций, основа человеческого созидания в материальной сфере, поистине является душой народа! Наш с Вами долг сделать все для того, чтобы эта душа жила и гармонично развивалась!
comments powered by HyperComments