Автор: Куракина Наталия Павловна
«В моих руках – будущее»
Н.П. Куракина, музыкальный руководитель
МДОУ «Детский сад «Ромашка»
п. Ковернино Нижегородская область
Наша жизнь многогранна. Меняются времена, меняется мир вокруг. Но человеку свойственно верить в светлое будущее. А будущее – это наши дети. От того, какими станут сегодняшние малыши, какими мы их воспитаем, зависит наше благополучие в дальнейшем.
Музыкальный руководитель, наряду с другими педагогами детского сада, закладывает фундамент будущего наших детей, будущего страны. Поскольку мотивы выбора профессии у музыкального руководителя основаны на любви к детям и любви к музыкальному искусству, он имеет возможность использовать музыку как средство воспитания. Задача музыкального руководителя — донести красоту музыки до каждого малыша, чтобы он смог увидеть, понять и почувствовать через неё всю прелесть этого удивительного мира, научить детей сопереживать, быть чуткими, искренними, любить свою страну, свой народ, свою Землю.
Мы живем в особенное время. Работать с детьми сейчас очень интересно! Каждый день чем-то удивляет, вдохновляет, ставит новые задачи. В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта изменились подходы к музыкальному воспитанию дошкольников. Содержание образовательного процесса стало разнообразным и реализуется в форме игры. При этом дети, сами того не замечая, учатся музыкальной грамоте и приобретают навыки музыкального творчества.
В настоящее время в дошкольном образовании наиболее продуктивной является личностно-ориентированная модель музыкально-педагогического процесса, которая предусматривает индивидуальный подход к каждому ребенку, субъектное партнерское взаимодействие детей и педагогов. Такое взаимодействие предполагает вариативность форм организации музыкальной деятельности детей. Игровое двигательное двухголосие «Хор рук» Т.А. Боровик, экспериментирование с музыкальными звуками по программе Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками», логоритмика, коммуникативный игровой танец – всё это интересно современным детям и эффективно для их развития.
Формированию личности ребенка способствуют все виды детской музыкальной деятельности. Так, в процессе слушания ребенок учится эмоционально отзываться на музыку, понимать музыкальный образ, различать средства музыкальной выразительности. В процессе овладения музыкально-сенсорными эталонами, необходимыми для различения музыкальных звуков по высоте, длительности, тембру, динамике, успешно развивается музыкальное мышление. Музыкально-дидактические игры, моделирование песен и танцев способствуют умственной активности ребенка, вследствие чего развиваются интеллектуальные способности. Запоминание репертуара развивает музыкальную память, координацию слуха и голоса, координацию движений.
Обучая детей различным видам деятельности, музыкальный руководитель одновременно решает и задачи общего развития личности ребенка. Детям прививаются общечеловеческие ценности, такие, как доброта, честность, взаимопомощь.
Музыка является мощным средством нравственно-патриотического воспитания, поскольку она способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, следовательно — преобразовывать его нравственный и духовный мир. На занятиях дети исполняют музыкальные произведения о Родине, природе, о любимом крае, о друзьях и родных. В тематических и образных танцах дошкольники выражают свои патриотические и нравственные чувства. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Использование народных инструментов помогает ярче выразить характер и настроение русской народной музыки. Таким образом, в разных видах деятельности музыкальный руководитель прививает ребенку любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, малой Родине и стране.
Ежедневно, работая с детьми, я чувствую ответственность за будущее каждого ребенка, ведь от качества овладения им музыкальной деятельностью, от воспитания его нравственно-эмоциональной сферы зависит полноценное развитие личности воспитанника и его дальнейшая жизнь.
Выдающийся отечественный педагог Василий Александрович Сухомлинский, придавая огромное значение развитию детей, отмечал: «Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека». Таким образом, он подчеркнул важную роль музыкального руководителя в процессе воспитания маленьких жителей Земли. Это означает, что «В моих руках – будущее!»
comments powered by HyperComments