Автор: Рудан Юлия Владимировна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нягани «Детский сад №9 «Белоснежка»
Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Консультация для педагогов
Составила:
Воспитатель Рудан Ю.В.
Г. Нягань 2022
организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Дети — исследователи по своей природе. Они любознательны, всегда ждут новых впечатлений и проявляют желание экспериментировать и самостоятельно добывать новые знания о мире.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования любознательность -один из целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования. Любознательный ребёнок задаёт вопросы о близких и далёких предметах, явлениях, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, интересуется причинно-следственными связями. С удовольствием наблюдает и экспериментирует.
Основной целью познавательно-исследовательской деятельности дошкольников является развитие творческой, самостоятельной личности. В процессе исследовательской деятельности у детей развиваются творческое воображение и мышление, коммуникативные навыки, познавательные способности, речь.
Занятия познавательно-исследовательской деятельностью направлены на решение ряда задач:
¾ формирование у детей диалектического мышления (способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
¾ развитие собственного познавательного опыта;
¾ расширение перспектив развития опытно-экспериментальной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
¾ поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;
¾ расширение детского кругозора;
¾ воспитание у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод Экспериментирования, который помогает дошкольникам познавать мир, развивает наглядно-образное мышление и сочетается с игровой деятельностью.
Формы и методы организации экспериментальной деятельности:
¾ Игровая деятельность: экспериментальные игры «Все увидим – все узнаем», «Испытание кораблей», «Играем с тенью», «Секретное письмо», «Притянет – не притянет» и др. помогают детям познать природные явления и закономерности.
¾ Лабораторные работы, опыты-эксперименты: действия с магнитом, лупой, измерительными приборами и др. позволяют овладеть способами самостоятельного познания окружающей действительности.
¾ Наблюдение природных явлений в реальной жизни (дождь, радуга, снегопад, заморозки, замерзание воды в лужах, потепление, таяние снега) побуждает детей к поиску объяснения причин природных явлений, закономерностей+6.
¾ Работа по образцу: рассматривание карточек-схем, таблиц, рисунков упрощает понимание сложных явлений.
¾ Рассказ воспитателя, показ видео материалов, иллюстраций, рассматривание энциклопедий повышает интерес к изучаемым явлениям, закономерностям, развивает интеллектуальную рефлексию.
¾ Драматизация помогает ребенку взять на себя интересную роль и повышает интерес к экспериментальной деятельности.
Для обеспечения эффективности образовательного процесса экспериментальная деятельность проводится в соответствии со следующими этапами:
1. Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации
2. Коллективное обсуждение проблемы
3.Прогнозирование результата (стар. возраст)
4. Уточнение правил безопасности
5.Уточнение плана исследования
6. Выбор оборудования и его размещение в зоне исследования
7. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя)
8. Наблюдение результатов эксперимента
9. Фиксирование результатов эксперимента
10. Формулировка выводов (при поддержки воспитателя в млад. дошкольном возрасте, самостоятельно в сред. и стар. дошкольном возрасте)
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Особенности организации работы по экспериментированию в разных возрастных группах:
Дети первой младшей группы могут рассматривать объекты, выполнять кратковременные наблюдения, отвечать на простейшие вопросы и выполнять простейшие поручения. Таким образом, происходит развитие наглядно-образного мышления
Во второй младшей группе дети уже способны усваивать простейшие причинно-следственные связи, задают вопрос «почему?», пытаются сами отвечать на вопросы и реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за выполнением правил безопасности не могут.
В средней группе действия воспитанников более целенаправлены, но контроль взрослых все ещё необходим для безопасности и поощрения воспитанников. Дети начинают проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, в этом возрасте уже можно пробовать проводить длительные наблюдения и элементарные фиксирования
Воспитанники старшей группы задают вопросы и пытаются самостоятельно искать ответы, фиксируют свои результаты, анализируют, делают выводы, хорошо запоминают правила безопасности, но могут их забыть. В этом возрасте детям уже даются задания по прогнозированию результатов, опыты проводятся поэтапно и вводятся длительные эксперименты
В подготовительной к школе группе проведение экспериментов – норма жизни. Дети проводят самостоятельные опыты, выдвигают гипотезы, проверяют их истину, умеют от неё отказаться, проявляют инициативу, могут делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений. Самостоятельно убирают оборудование после опытов
Образовательная Среда
Одним из требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования являются требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Для проведения познавательно-исследовательской деятельности в группе организуется центр экспериментирования, материал в котором должен соответствовать среднему уровню развития ребенка, а также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем развития.
1. приборы – помощники: увеличительные стекла, цветные стекла, очки, весы, песочные и гелевые часы, термометры, компасы, магниты, секундомер;
2. разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, металл и пр.) разного объема и формы, это: пробирки, колбы, стаканчики, розетки, пипетки, трубочки, воронки и др.;
3. красители, пищевые и непищевые (гуашь, акварель, зеленка, йод, марганцовка и др.);
4. технические материалы; гайки, скрепки, болты, гвозди, шурупы, винтики, детали конструктора;
5. медицинские материалы: шприцы, пипетки, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др.;
6. природный и другой сыпучий материал: камешки, ракушки, монеты, глина, песок, сахар, соль, земля, мука, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, и т. д.;
7. разные виды бумаги: обычная, картон, калька, наждачная, копировальная, бумажные фильтры, ватман и т. д. ;
8. бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;
9. прочие материалы: зеркала и воздушные шары, пилка для ногтей, сито, свечи, ступа, детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
Итак, можно сказать, что в дошкольном возрасте огромное значение в развитии личности ребенка имеет не только игровая, но и исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступных материалов, коллекционирование развивают наблюдательность, расширяют кругозор детей, углубляют знания, приучают к усидчивости и аккуратности, дают навыки исследовательской деятельности.
comments powered by HyperComments