Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

Автор: Рудан Юлия Владимировна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нягани «Детский сад №9 «Белоснежка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Консультация для педагогов

 

 

 

Составила:

Воспитатель Рудан Ю.В.

 

 

 

 

 

 

Г. Нягань 2022
организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Дети — исследователи  по своей природе. Они  любознательны, всегда ждут новых впечатлений и проявляют желание экспериментировать и  самостоятельно добывать новые знания о мире.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования любознательность  -один  из целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования. Любознательный ребёнок задаёт вопросы о близких и далёких предметах, явлениях, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, интересуется причинно-следственными связями. С удовольствием наблюдает и экспериментирует.

Основной целью познавательно-исследовательской деятельности дошкольников  является развитие  творческой, самостоятельной   личности. В процессе исследовательской деятельности у детей развиваются творческое воображение и мышление, коммуникативные навыки, познавательные способности, речь.

Занятия познавательно-исследовательской  деятельностью направлены на решение ряда задач:

¾              формирование у детей диалектического мышления (способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

¾              развитие собственного познавательного опыта;

¾              расширение перспектив развития опытно-экспериментальной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

¾              поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;

¾              расширение детского кругозора;

¾              воспитание у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод  Экспериментирования, который помогает дошкольникам  познавать мир, развивает наглядно-образное мышление и сочетается с игровой деятельностью.

Формы и методы организации экспериментальной деятельности:

¾              Игровая деятельность: экспериментальные игры «Все увидим – все узнаем», «Испытание кораблей», «Играем с тенью», «Секретное письмо», «Притянет – не притянет» и др. помогают детям познать природные явления и закономерности.

¾              Лабораторные работы, опыты-эксперименты: действия с магнитом, лупой, измерительными приборами и др. позволяют овладеть способами самостоятельного познания окружающей  действительности.

¾              Наблюдение природных явлений в реальной жизни (дождь, радуга, снегопад, заморозки, замерзание воды в лужах, потепление, таяние снега) побуждает детей к поиску объяснения причин природных явлений, закономерностей+6.

¾              Работа по образцу: рассматривание карточек-схем, таблиц, рисунков упрощает понимание сложных явлений.

¾              Рассказ воспитателя, показ видео материалов, иллюстраций, рассматривание энциклопедий  повышает интерес к изучаемым явлениям, закономерностям, развивает интеллектуальную рефлексию.

¾              Драматизация помогает ребенку взять на себя интересную роль и повышает интерес к экспериментальной деятельности.

Для обеспечения эффективности образовательного процесса экспериментальная деятельность проводится в соответствии со следующими этапами:

1. Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации

2. Коллективное обсуждение проблемы

3.Прогнозирование результата (стар. возраст)

4. Уточнение правил безопасности

5.Уточнение плана исследования

6. Выбор оборудования и его размещение в зоне исследования

7. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя)

8. Наблюдение результатов эксперимента

9. Фиксирование результатов эксперимента

10. Формулировка выводов (при поддержки воспитателя в млад. дошкольном возрасте, самостоятельно в сред. и стар. дошкольном возрасте)

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

 

Особенности организации работы по экспериментированию в разных возрастных группах:

Дети первой младшей группы могут рассматривать объекты, выполнять кратковременные наблюдения, отвечать на простейшие вопросы и выполнять простейшие поручения. Таким образом,  происходит развитие наглядно-образного мышления

 

 

Во второй младшей группе дети уже способны усваивать простейшие причинно-следственные связи, задают вопрос «почему?», пытаются сами отвечать на вопросы и реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за выполнением правил безопасности не могут.

В средней группе действия воспитанников более целенаправлены, но контроль взрослых все ещё необходим для безопасности и поощрения воспитанников. Дети начинают проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, в этом возрасте уже можно пробовать проводить длительные наблюдения и элементарные фиксирования

Воспитанники старшей группы задают вопросы и пытаются самостоятельно искать ответы, фиксируют свои результаты, анализируют, делают выводы, хорошо запоминают правила безопасности, но могут их забыть. В этом возрасте детям уже даются задания по прогнозированию результатов, опыты проводятся поэтапно и вводятся длительные эксперименты

В подготовительной к школе группе проведение экспериментов – норма жизни. Дети проводят самостоятельные опыты, выдвигают гипотезы, проверяют их истину, умеют от неё отказаться, проявляют инициативу, могут делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений. Самостоятельно убирают оборудование после опытов

Образовательная Среда

Одним из требований  к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования являются требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.  Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Для проведения познавательно-исследовательской деятельности в группе организуется центр экспериментирования, материал в котором должен соответствовать среднему уровню развития ребенка, а также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем развития.

1. приборы – помощники: увеличительные стекла, цветные стекла, очки, весы, песочные и гелевые часы, термометры, компасы, магниты, секундомер;

2. разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, металл и пр.) разного объема и формы, это: пробирки, колбы, стаканчики, розетки, пипетки, трубочки, воронки и др.;

3. красители, пищевые и непищевые (гуашь, акварель, зеленка, йод, марганцовка и др.);

4. технические материалы; гайки, скрепки, болты, гвозди, шурупы, винтики, детали конструктора;

5. медицинские материалы: шприцы, пипетки, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др.;

6. природный и другой сыпучий материал: камешки, ракушки, монеты, глина, песок, сахар, соль, земля, мука, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, и т. д.;

7. разные виды бумаги: обычная, картон, калька, наждачная, копировальная, бумажные фильтры, ватман и т. д. ;

8. бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;

9. прочие материалы: зеркала и воздушные шары, пилка для ногтей, сито, свечи, ступа, детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

Итак, можно сказать, что в дошкольном возрасте огромное значение в развитии личности ребенка имеет не только игровая, но и исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступных материалов, коллекционирование развивают наблюдательность, расширяют кругозор детей, углубляют знания, приучают к усидчивости и аккуратности, дают навыки исследовательской деятельности.

comments powered by HyperComments

Скачать статью

×
×