Автор: Балтабаева Гулшира Ерсаиновна
Образовательная деятельность
в старшей группе по развитию речи
«Играем дома»
Программное содержание:
1. Обогащение и активизация словарного запаса детей в процессе игровой деятельности.
2. Развитие мышления, памяти, внимания, воображения.
3. Развитие познавательно – исследовательского интереса, привлекая к простейшим экспериментам.
4. Развитие умения владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентирования в пространстве, координации движений, остановка точно по сигналу педагога.
5. Обеспечивает возможность контакта и взаимодействия почти всех детей друг с другом
Подготовительная работа: словесные игры «Найди звук в начале слова», «Собери слова», «Одним словом», игры на саморегуляцию «Резиновая кукла», «Дрожащее желе», отгадывание загадок.
Оборудование: колокольчик, предметы (игрушки, муляжи), тканевый мешочек, кусочки бумаги, новые маленькие расчески на каждого ребёнка, мяч.
1. Организационный момент:
Нас солнца луч смешит и дразнит,
Нам нынче весело с утра.
Отправимся сейчас мы в гости,
Где ждёт нас всех веселая – ИГРА!
Воспитатель: Ребята, где можно играть в различные игры?
Дети: Можно играть в садике, дома, во дворе..
Воспитатель: А с кем вы играете дома?
Дети: один (а), с мамой или папой, с братьями, с бабушкой.
Воспитатель: Как можно весело провести время дома?
Дети: Можно посмотреть мультфильмы, поиграть в настольные и компьютерные игры, подвижные игры во дворе…
Воспитатель: Хотите, я вам покажу в какие ещё интересные игры можно поиграть дома с семьей?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда играем в «Считалочки-хваталочки»! Девочки-мальчики, подставляйте указательные пальчики под мою ладошку?
Лапоть, лапоть, лапоток
Забежал под мосток,
Под мостом – вода,
Ты куда?
(игра повторяется 2-3 раза)
Воспитатель: Следующая игра «Кем (чем) был раньше». Вам необходимо назвать из чего сделан предмет или как называется предыдущая фаза развития живого существа:
Цыплёнок (яйцом), стул (деревом), рыба (мальком, икринкой), бабочка (гусеницей), кот (котёнком), свитер (клубком), конь (жеребёнком), папа (ребёнком, мальчиком, юношей), хлеб (мукой), рубашка (тканью), яблоня (семечком), бабушка (девочкой, мамой).
Воспитатель: Сейчас поиграем в игру «Соедини два слова» или «Похожие хвосты».
Первое слово или предмет, надо достать из мешочка. Второе слово лежит перед вами на столе. Вам нужно соединить два слова, то есть назвать предметы словами с похожими «хвостами». Например, шишка – книжка.
(Дети выполняют задание. После определения «хвостов», на столе остаётся расческа).
Воспитатель: Смотрите осталась расческа. Она не простая, а волшебная.
Давайте подойдём с вами к столу. Что вы видите?
Дети: Маленькие кусочки бумаги.
Воспитатель: Возьмите по одной расческе и поднести к бумаге. Что происходит? (дети проверяют)
Дети: Мы проводим, но ничего не происходит.
Воспитатель: Предлагаю вам, хорошо провести расческой по волосам несколько раз. (проводят по волосам). Как вы думаете, что произойдёт, если вы снова поднесёте расчёску к кусочкам бумаги?
Дети: Расческа примагнитит кусочки бумаги
Воспитатель: Пробуем поднести расческу к бумаге. У всех получилось притянулись бумажки к расческе?
Дети: Ни у всех получилось.
Воспитатель: Может не получится, если вы долго стояли и смотрели друг на друга, тогда заряд уже потерялся. Или вы слабо провели по волосам. Нужно потереть расческой по волосам и быстро поднести к бумаге. (дети пробуют)
Дети: Теперь всё получилось.
Воспитатель: Произошло это потому, что при расчесывании волос, в результате силы трения расческа электризовалась, то есть получила некий заряд. Когда заряженную расческу поднесли к кусочкам бумаги, на них начинает перераспределяться заряд, и они притягиваются к расческе действием силы электрического поля, получаем эффект электризации. Ну убедились, что расческа необычный предмет!
Нас ждёт игра «Руки – ноги». Правила таковы: один хлопок – сигнал для рук, два хлопка – сигнал для ног. Когда я хлопну в ладоши один раз, вы поднимаете руки, хлопну ещё один раз – опускаете руки. Хлопну два раза – встаёте. Хлопну ещё два раза – садитесь. Раз мы играем в эту игру в первый раз, то выбывших детей не будет. Все дети будут продолжать играть, несмотря на допущенные ошибки.
Последовательность: 1.один хлопок-подняли руки, два хлопка –встали, один хлопок – отпустили руки, два хлопка – сели.
2. два хлопка – встали, один хлопок – подняли руки, два хлопка – сели с поднятыми руками, один хлопок – отпустили руки.
3. два хлопка – встали, два хлопка – сели, один хлопок – подняли руки, два хлопка – встали с поднятыми руками.
Воспитатель: Эта игра с мячом называется «Придумай слово». Становитесь в круг, я буду произносить начальный слог, а вы придумайте любые (два) слова, начинающийся на этот слог, а затем проговорите получившееся слово целиком.
Де – дерево, деньги По – посуда, поле
Ка –каша, капуста Бу – буква, булавка
Ра – радио, ракета Ве – веник, велосипед
Мя – мячик, мясо Си – сигнал, сито
Воспитатель: Умнички! Сколько разных слов каждый из вас придумал.
С такой игрой «Кактус – Ива» вы ещё не знакомы.
По хлопку, вы начинаете хаотично двигаться по группе, как в упражнении «Муравьи». По моей команде «Кактус» останавливаетесь и принимаете «позу кактуса» — ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной стороной повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как колючки, все мышцы напряжены. По хлопку хаотическое движение возобновляется, затем следует команда: «Ива». Все останавливаются и принимают позу «ивы»: слегка разведенные в стороны руки расслаблены в локтях и висят, как ветви ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены. Движение возобновляется, команды чередуются.
(игра продолжается два-три раза)
Воспитатель: В игру «Друг к дружке», вы можете поиграть, если захотите научить домашних необычно здороваться. Сейчас вы будете двигаться хаотично под музыку. Как только музыка остановится, нужно быстро найти себе партнёра и поздороваться теми частями тела, которые я назову:
— правая рука к правой руке; нос-плечо;
— нос к носу; локоть –колено;
— спина к спине; щека к щеке;
— пятка к пятке; кулак — подбородок
Дети меняются несколько партнеров и всякий раз «здороваясь» новыми частями тела.
3.Рефлексия
Воспитатель: Ребята, кто назовёт в какие игры можно поиграть дома?
Дети: «Кактус-Ива», «Руки-ноги», «Соедини два слова» …
Воспитатель: Я хочу поблагодарить вас за активное участие и дисциплину. Играйте всегда и везде!