Роль эстетической деятельности в процессе формирования творческой личности младших школьников

Автор: Белова Ксения Викторовна

Аннотация: в статье рассмотрены основные сущностные характеристики творчески-способной личности, различные подходы к пониманию её возникновения и развития. Выявлена сензитивность младшего школьного возраста для формирования творческих способностей в эстетической деятельности, через использование эстетических средств действительности и искусства.

Ключевые слова: творчество, творческие способности, эстетическая деятельность, дети дошкольного возраста, эстетическое воспитание.

 

Современное общество столкнулось с проблемой повышения требований к формированию творческой личности детей младшего школьного возраста, усилением роли эстетической деятельности в школе, что отражает современный Федеральный государственный образовательный стандарт: «В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности…» [
REF _Ref89514390 \r \h  \* MERGEFORMAT 7
08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F00520065006600380039003500310034003300390030000000
].

В условиях всеобщей компьютеризации складывается мнение, что уделять внимание эстетической деятельности – не имеет смысла, ведь современные дети быстро развиваются, используя техническое оборудование. Однако эстетическая деятельность в развитии творческих способностей младшего школьника имеет большое значение.

Творчество – присущее индивиду иерархически структурированное единство способностей, которые определяют уровень и качество мыслительных процессов, направленных на приспособление к изменяющимся и неизвестных условиям в сенсоматорных, наглядных, оперативно-деятельностных и логико-теоретических формах. Это некий аспект развития личности, относящийся к переходу на высокий интеллектуальный уровень [ REF
_Ref89514411 \r \h 3
08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F00520065006600380039003500310034003400310031000000
].

Творчество в педагогике – это высшая форма активности и самостоятельности деятельности человека, в которой возникают новые (по крайней мере для субъекта деятельности) результаты [
REF _Ref89514432 \r \h 1
08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F00520065006600380039003500310034003400330032000000
].

Также существуют различные подходы к определению «творческих способностей». Например, С.Л. Рубинштейн рассматривал способность как сложное образование, содержащее ряд психологических особенностей личности, без которых человек не был бы способен к какой-либо определенной деятельности, и свойств, которые в процессе этой деятельности и вырабатываются [
REF _Ref89514469 \r \h 2
08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F00520065006600380039003500310034003400360039000000
].

К.К. Платонов, В.Э. Чудновский, Б.М. Теплов определяли способности как индивидуальную психологическую особенность личности, приводящую к успеху в какой-либо деятельности.

Б.М. Теплов считал, что для появления способностей необходимы задатки, которые являются врождёнными особенностями индивида, но они не могут проявиться вне деятельности. Темперамент, самооценка и мотивация – это те составляющие, которые могут влиять на развитие способностей [
REF _Ref89514487 \r \h 4
08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F00520065006600380039003500310034003400380037000000
].

В быту ребенка личность ребенка развиваются во взаимосвязи с художественной эстетической деятельностью. В процессе такой деятельности ребенок создает что-то новое, при этом это может быть реальный предмет или результат мышления, которое в дальнейшем порождает новое знание об окружающем мире или чувства, эмоциональные переживания.

Дети с ранних лет проявляют склонности к самым разным видам эстетической деятельности, реализуя свои способности, развивая личностные качества. Из этого следует, что творческие способности – это индивидуальные особенности личности ребенка, которые и определяют его успешность в той или иной деятельности.

Не смотря на то, что более сенситивным периодом развития личности через творческую деятельность является старший дошкольный возраст, младший школьный возраст все еще имеет весомое значение, так как ребенок продолжает развиваеться в том направлении, для которого имеются наилучшие условия, наиболее сильные стимулы к моменту этого созревания.

Совокупность условий созревания и начала работы по развитию ребенка и определяет легкость достижения наивысшей степени развитости творческих способностей ребенка старшего дошкольного возраста [
REF _Ref89514558 \r \h 6
08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F00520065006600380039003500310034003500350038000000
].

Для творческих способностей младшего школьного возраста характерно и «угасание», даже если они достигали максимума в период дошкольного детства. Это происходит тогда, когда возможности ребенка не используются [ REF _Ref89514558 \r \h 6
08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F00520065006600380039003500310034003500350038000000
].

Эстетическая деятельность – это всякая деятельность человека в ее общечеловеческой значимости. Универсальной формой эстетической деятельности является творчество по законам красоты, ибо любая форма освоения мира протекает «по законам красоты» [
REF _Ref89514432 \r \h 1
08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F00520065006600380039003500310034003400330032000000
].

С психологической точки зрения младший школьный возраст благоприятен для развития творческих способностей. Дети любознательны, активно познают окружающий мир, их мышление более свободно, не стериотипизировано, независимо. Эти качества необходимо сохранять и развивать.

Через эстетическую деятельность в школе у детей необходимо развивать: эстетическое восприятие и представления; эстетические вкусы; эстетический идеал; эстетические концепции; эстетические взгляды.

Из этого следует, что эстетическая деятельность тесно связана с эстетическим воспитанием, что представляет собой целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства, создавать ее.

Эстетическое воспитание осуществляется под влиянием действительности и искусства. Влияние действительности включает в себя: воздействие природы; быта; общественной жизни. Влияние искусства: художественно-прикладная деятельность, театр, музыка [ REF _Ref89514487 \r \h 4
08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F00520065006600380039003500310034003400380037000000
].

Помимо этого, стоит отметить, что все аспекты эстетической деятельности пронизывает процесс познания, который в свою очередь тоже может выступать средством эстетической деятельности.

В разнообразной эстетической деятельности применяется комплекс художественно-эстетических средств. Основными средствами эстетической деятельности являются: познание, труд, игра, общение, природа, искусство, литература, бытовая обстановка.

Итак, можно сделать вывод о том, что эстетическая деятельность играет важную роль в развитии творческой личности младшего школьника. Она целенаправленно и систематично развивает чувство прекрасного, потребность наслаждаться им; формирует эмоциональную отзывчивость; приобщает к посильной и доступной деятельности; формирует и развивает основы художественно-эстетического вкуса, способности самостоятельно оценивать произведения искусства, явления окружающей действительности и т.д.

 

Список использованной литературы:

1.  А.М. Прохоров. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. -М.– Большая Российская Энциклопедия. 1999. 607 с.

2. Б.А. Сосновский. Возрастная и педагогическая психология: учебник для вузов / Б. А. Сосновский [и др.]; под редакцией Б. А. Сосновского. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. 359 с.

3. В.С. Степин. Новая философская энциклопедия: в 4 т. Ин т философии РАН; Нац. обществ. науч. фонд; председатель научно ред. совета В.С. Степин. – М, 2000. 259 с.

4.  Е.А. Дубровская. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие: учебник и практикум для вузов / Е. А. Дубровская [и др.] ; под редакцией Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. 179 с.

5.  З. Фрейд, А. Фрейд. Теория психоанализа и «эго-психология». – М.,2018. 400 с.

6. Л.С. Выготский. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. 336 с. 

7.  ФГОС НОО. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом МП РФ от 31.05.2021 г. № 286.

×
×