Формирование первоначальных представлений о ПДД у детей младшего дошкольного возраста с учетом интеграции образовательных областей.

Автор: Махнева Виктория Васильевна

МКДОУ №33 города Кирова

Воспитатель Махнёва Виктория Васильевна

Формирование первоначальных представлений о ПДД у детей младшего дошкольного возраста с учетом интеграции образовательных областей.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни. Организация работы по профилактике детского дорожно — транспортного травматизма на сегодняшний день является одной из самых важных.  С каждым годом проблема детского травматизма на дорогах становится все острее. И это подчёркивается высокими статистическими показателями. Ежегодно в России в дорожно-транспортные происшествия попадают до полутора тысяч детей, многие получают травмы различной степени тяжести.

  Причиной  многих ДТП чаще всего становятся сами дети. Приводят к этому незнание элементарных основ Правил дорожного движения и безучастное отношение  взрослых. Именно поэтому детей, начиная с дошкольного возраста, необходимо не только обучить правилам дорожного движения, но и привить им устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации. Это важно сделать как можно раньше, пока ребенок не перенял и не принял неправильных стереотипов поведения на дороге

Цель  моей работы по данной теме заключается в подготовке  детей к безопасной жизнедеятельности в дорожной среде, изучению ПДД, а также воспитание правопослушного и безопасного поведения на дорогах и улицах города.

Задачи:

       Формирование у дошкольников определенных знаний и представлений об основах безопасного поведения на дорогах.

       Формирование устойчивых навыков поведения на улице и в общественном транспорте.

       Воспитание у дошкольников ответственности за свою безопасность, осознанного желания соблюдать правила дорожного движения.

       Формирование у родителей воспитанников устойчивого интереса к проблеме безопасности детей — участников дорожного движения, привлечение родительского сообщества к непосредственному и активному участию в воспитатеотнобразовательном процессе.

Работа в данном направлении в силу особой значимости для охраны жизни и здоровья детей требует соблюдения следующих основных принципов:

       Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.

       Принцип наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

       Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции..

       Принцип системности.  Вся Работа проводится систематически весь учебный год Принцип сезонности. И Если в зимний период чаще  работа ограничивается с методическими пособиями то в остальные времена года организовываются экскурсии к проезжей части, катание на велосипедах, самокатах и т.д.

       Принцип преемственности взаимодействия с воспитанниками в условиях образовательного учреждения и семьи. Основные разделы программы являются достоянием родителей, которые не только продолжают беседы с ребенком на конкретные предложенные темы, но выступают активными участниками педагогического процесса.

Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах необходимо рассматривать наравне с другими важнейшими задачами воспитания и обучения в структуре основной образовательной программы дошкольного образования.

Дети должны быть готовы к любым дорожным ситуациям  правильно ориентироваться в дорожной среде, знать элементарные правила поведения на дороге и , в транспорте,  

Всему этому ребѐнка дошкольника можно научить путём интеграции образовательных областей:

       Социально-коммуникативное развитие,

       Познавательное развитие,

       Речевое развитие,

       Художественно-эстетическое развитие,  Физическое развитие.

Данная работа проводится через ведущие виды деятельности: продуктивную, игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую , используя различные методы и приѐмы.

В продуктивной  и трудовой  деятельности

Мы изготавливаем с детьми атрибуты  для игр по тематике дорожной безопасности. Дошкольники очень любят лепить из пластилина и могут сделать игрушки: светофор, дорожные знаки, автомобиль. С самодельными игрушками дети играют обычно с большим интересом и особенно бережно.

На рисовании с детьми, мы не только учимся пользоваться красками, держать кисточки, рисовать круги, проводить прямые линии, но  формируем представления о сигналах светофора, пешеходном переходе, тротуаре,о различных видах транспорта.

 Для более глубокого погружения детей в игровую или проблемную ситуации мы используем обучающие и развивающие игры по тематике дорожной безопасности (подвижные, дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации

 В результате игровой деятельности дети узнают и называют разные виды транспорта, имеют представление о дороге, различают тротуар, обочину, проезжую часть дороги, знают сигналы светофора, их значение; имеют элементарные представления о правилах дорожного движения в качестве пешехода. Содержание игровых занятий усложняются в соответствии с возрастом дошкольников. Во время игры можно побывать и в роли пешехода и  регулировщика.

 Когда дети играют в водителей, очень полезно закрепить правила поведения в автомобиле, у наших детей должно быть четко сформирована привычка передвижения в детском кресле с пристегнутым ремнем безопасности, таким образом, формируются и закрепляются знания детей о правилах дорожного движения.

Формирование у детей навыков и положительных привычек безопасного поведения на улице невозможно без непосредственного восприятия ими дорожной среды. В процессе наблюдения за взаимодействием транспорта и пешеходов дети легче понимают и быстрее запоминают ПДД. Вот почему так важны и необходимы познавательные целевые прогулки и экскурсии, в рамках которых детям даем представление об улице, дороге, тротуаре, о различных видах транспорт

В нашей группе мы оформляем  книжные выставки для детей «О правилах дорожного движения», Такие разные машины», «Дорожная азбука», «Все о правилах Светофора»

Подбираем произведения, в которых наиболее ярко и интересно описаны правила безопасного поведения на улице.  Детские книги мы не только выразительно и эмоционально читаем, но и стараемся после чтения вовлечь детей в несложный анализ содержания, подводя их к осознанию причины нарушения правил и возможности их избежать,  разучиваем рифмованные правила или стихи,используем книжные иллюстрации.

Проведение праздников, развлечений, викторин, досугов  и конкурсов по безопасности дорожного движения является эффективной формой работы по обучению дошкольников ПДД, т.к. дети основательно запоминают и усваивают только то, что ими эмоционально запечатлено и эмоционально значимо. И именно в мероприятиях подобного плана они принимают участие с особым удовольствием и азартом, соревнуются, играют, помогают героям в беде.

Проведение традиционного праздника в детском саду «Посвящение в пешеходы», «Гонки на самокатах», с вручение водительского удостоверения с категорией «Управлять самокатом может» уже стали одними из любимых праздников, которые с нетерпением ждут дети.

Большое внимание уделяется работе с родителями, ведь их культура поведения на дороге является ежедневным примером для юных воспитанников. Регулярно в родительских уголках размещаем информацию на темы: «Ребёнок и улица», «Как приобщить ребёнка к безопасному поведению на дороге», «Памятки для родителей по правилам дорожного движения», проводятся родительские собрания, на которых

 в форме «Открытого кинозала», а также в группе В контакте мы показываем и выкладываем различные  социальные ролики по данной тематике.

Проводим акции для родителей и детей «Пристегни своё сокровище», « Засветись».

Конкурс  агитплакатов  по  П ДД,  разлтчные  выставки фотографий

С помощью родителей была создана предметно-развивающая среда ,был собран большой дидактический материал,  методическая литература, настольно-развивающие игры.

По результатам тестирования родителей  в  конце учебного года выяснилось. Что 80% детей получают необходимые знания о безопасности дорожного движения именно из детского сада. И этот факт является мощным стимулятором  для еще более активной работы по данному направлению.

Таким образом используемые в ходе работы творческие приемы и методы обучения и воспитания детей ,а также активные формы организации просвещения родителей по данной проблеме позволяют:

       ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге;

       привлекать родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

×
×