программа внеурочной деятельности для обучающихся с УО «Познавательная экология»

Автор: Наталья Анатольевна Шилова

Пояснительнаязаписка

Рабочаяпрограммаповнеурочнойдеятельности«Познавательнаяэкология»составленанаоснове:

— Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 апреля 2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательн6ых учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря2014г.№1599«Обутверждениифедеральногогосударственногообразовательногостандартаобразованияобучающихсясумственнойотсталостью(интеллектуальныминарушениями)

—  Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 года №254 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (с изменениями и дополнениями);

—  «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ» СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26;

— Устав МБОУ «Кадуйская средняя школа №1 имени В.В. Судакова» (утвержден приказом управления образования Администрации Кадуйского района от 14.01.2019 г. №12);

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально — исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания школьников является — воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.

В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество.

Программа«Познавательная экология»разработананаосновепланаучебно-воспитательнойработыМБОУ«Кадуйская СЩ №1» и методических рекомендаций. Данная программареализуетдуховно – нравственное направлениевовнеурочнойдеятельностив5,6 классе, имеет естественнонаучную направленность.

Предлагаемая программа является адаптированной и разработана на основе авторской программы Т.В.Рябковой.

Цели и задачи программы

Цель программы:формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).

Задачи:

Образовательные:

—          расширять представления об окружающем мире;

—          формировать опыт участия в природоохранной деятельности;

Коррекционно – развивающие:

—          развивать интерес к природе, природным явлениям, понимание активной роли человека в природе;

Воспитательные:

—          воспитывать бережное отношение к окружающей среде;

-воспитывать ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

Реализация данной цели осуществляется поэтапно в течение трёх лет обучения, при этом на каждом году обучения выделяются свои конкретные цели и задачи.

Место в учебном плане

    Программа рассчитана на 34 занятия в год. Периодичность проведения – 1 раз в неделю. Время занятия – 40 минут.

Общая характеристика программы внеурочной деятельности.

Данная программа разработана для детей 11 — 14 лет с умственной отсталостью.

Принципы построения программы:

Принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Принцип следования нравственному примеру.

Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример

— педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершнного значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.

Принцип диалогического общения.

В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Формы работы:

•          Беседы;

•          Игры (сюжетно — ролевые, словесные, игры — драматизации);

•          Рассказы педагога и детей;

•          Чтение художественных произведений;

•          Упражнения подражательно — исполнительского и творческого характера;

•          Сочинение историй;

•          Наблюдения;

•          Рассматривание рисунков и фотографий моделирование и анализ заданных ситуаций импровизации;

•          Дискуссии;

•          Исследования.

Форма организации занятий – групповая. Место проведения зависит от темы занятия (классная комната,  пришкольная территория).

Содержаниепрограммы(1годобучения)

«Познавательнаяэкология»

Введение.

Основные понятия в экологии. Экология — наука, изучающаявзаимоотношенияживыхорганизмовдругсдругомисокружающейсредой,

«наукаодоме».Направлениясовременнойэкологии:общаяэкология,прикладная экология, экология человека, экология города . Значениеэкологических знаний в жизни современных людей. ЭкологическиепроблемыВологодскойобласти.

Экологическиеднисентября:

 15 сентября-ДеньрожденияГринпис.

16 сентября — Международный день охраныозонового слоя.

27сентября-Международный деньтуризма.

Поведениевлесу.

Распознавание встречающихся в данной местности растений иживотных.Простейшаяклассификацияэкологическихсвязей.Правилаповедения влесу. Лесныеопасности.Игра «Полеснымтропинкам».

Экологические дни октября:

 4 октября — Всемирный день защиты животных.

 5 октября – День образования Всемирного союза охраны природы.

 31 октября — Международный День Черного моря.

 Человекиживотные.

Жизньвгородах.Человекиживотное.Изготовлениекормушек.Знакомствосразновидностямидомашнихживотных.Рассказыдетейосвоихпитомцах.

Конкурсзагадокоживотных.

Разработкаинструкциипоуходуисодержаниюдомашнихпитомцев(кошки,собаки,хомячки, морскиесвинки,попугаи,канарейки).

Экологическиедниноября:

15 ноября — День вторичной переработки.Экологические днидекабря:

3 декабря — Международный день борьбы с пестицидами.11декабря-Международныйденьгор.

Экологическиедниянваря:

11января-Всемирныйденьзаповедников.Экологические днифевраля:

2февраля-Всемирныйденьводно-болотныхугодий.

19 февраля-Всемирныйденьзащитыморскихмлекопитающих.

Вода-источникжизни.

Пресные воды – наше богатство. Использование пресной водычеловеком.Скольконадоводы,чтобыпочиститьзубы?Расчетпотраченногообъёма воды на эту процедуру ежедневно, на неделю, месяц, год. Пресныеводы: поверхностные, подземные. Способы очистки воды. Проблемынедостатка воды. Беседа, практическая работа.Основные источникизагрязнения водоёмов. Вода и производство. Проблемы, возникающие вкрупных городах, где есть заводы. Самоочищение водоёмов. Как влияетблизостьзаводанасостояниереки?

Экологическиеднимарта:

20 марта — День Земли.

21 марта — Международный день леса.

22 марта — Всемирный день водных ресурсов (День воды).

23 марта — Всемирный метеорологический день.

Экологические дни апреля:

7 апреля — Всемирный день охраны здоровья. 15 апреля- День экологических знаний.

22 апреля – Всемирный день Земли. Экологические дни мая:

3 мая — День Солнца.

15 мая — Международный день климата.

Учебно–тематическийплан(1годобучения)

«Познавательнаяэкология»

Темазанятия

Содержание

1

Что     такое      экология. Сущность и значение.

Вводное занятие. Правила ТБ на занятиях.Сущностьпонятияэкология.Значениеэкологическихзнанийвжизнисовременных

людей.Познавательнаябеседа.

2

Природа-нашобщийдом.

Многообразиерастенийиживотных(знакомство            с          интереснымипредставителямивсехгруппрастительногоиживотногомира).Легкиепланеты.

Познавательнаябеседа.

3

Экологическиеднисентября.

15  сентября-ДеньрожденияГринпис.

16   сентября-Международныйденьохраныозонового слоя.

27  сентября        —      Международныйдень

туризма.      Беседа,      обсуждение,      обменмнениями.

4

Полеснымтропинкам.

«Дарыприроды:грибыиягоды».Игра«По

леснымтропинкам».

5

Лесныеопасности.

Беседа«Ктовлесуживет,чтовлесу

растет».

6

Экологическиедниоктября.

4      октября      -Всемирныйденьзащитыживотных.

5   октября–ДеньобразованияВсемирногосоюза охраны природы.

31октября-МеждународныйДеньЧерногоморя. Беседа,           обсуждение,  обмен

мнениями.

7

Уходяизлесанезабудь…

Диалог-беседа   «Ты    пришел    в    гости    к

природе».

8

«Чтобудет,если…».

Проблемное         обучение,         выполнениепрогностических заданий типа:

  Еслидеревьяквесненераспустятся?

  Еслиосеньюлистьянеопадут?

  Еслизасохнутвселесныеручьи?

  Есливлесунебудетнасекомых?

  Еслилетомвсёвремябудутидтидожди?

  Еслизимойнебудетснега?

  Есливлесунебудетягод игрибов?

9

Экологическиедниноября.

15ноября-Деньвторичнойпереработки.

Акциивг.Череповце.Беседа,обсуждение,обмен мнениями.

10

Мы-защитникиприроды.

Диалог-беседа«ЧеловекиприродаЕслиты

человек,ведисебяпо-человечески!»

11

Синичкиндень.

Ознакомлениедетейснароднымпраздником «Синичкин день». Беседа «Чтознаемоптицах».Дидактическоеупражнение«Закончирисунок»..Игра«

Зимующиептицы».

12

Экологическиеднидекабря.

3 декабря — Международный день борьбы спестицидами. 11 декабря — Международныйденьгор.Беседа,обсуждение,обмен

мнениями.

13

Каждойпичужке–нашакормушка.

Изучение    зимних    птиц    с    учётом     их

особенностей.         Практическая            работа. Изготовлениекормушекизразныхматериалов.Развешиваниекормушек.Изучениевидовкормовипищевыхприоритетов.Учётвидовогосоставаи

количестваптицвзафиксированноевремя.

14

Экологическиедниянваря.

11января-Всемирныйденьзаповедников.Дарвинскийзаповедник.

Беседа,обсуждение,обменмнениями.

15

Международный день                                           защитыдомашнихживотных.

Домашниеживотные.Конкурсзагадокодомашних животных. Разработкаинструкции по уходу и содержаниюдомашних питомцев (кошки, собаки,хомячки,морскиесвинки,попугаи).

16

Мойпитомец.

Докладыучащихсяодомашнихживотных.

17

Необычныерастенияиживотные.

Пищевые цепи организмов, следующих другза другом в порядке поедания. Животные-хищники.Растения-хищники.Растения-жертвы.Животные-жертвыиихзащитаввиде покровительственной окраски, особогоповедения,      малой             подвижности,предупредительной окраски,         яда.Животные-рекордсмены.Практическаяработа:составитьцепьпитанияизтрёх

звеньев,

18

Экологическиеднифевраля.

2февраля-Всемирныйденьводно-болотных угодий.19 февраля — Всемирныйденьзащитыморскихмлекопитающих.

Беседа,обсуждение,обменмнениями.

19

Экологическиеднимарта.

20марта-ДеньЗемли.21марта-Международныйденьлеса.22марта-Всемирныйденьводныхресурсов(Деньводы).23марта-Всемирныйметеорологический день.   Беседа,

обсуждение,обменмнениями.

20

Пресныеводы-нашебогатство.

Использование  пресной  воды  человеком.

Скольконадоводы,чтобыпочиститьзубы? Расчетпотраченногообъёмаводынаэтупроцедуруежедневно,нанеделю,месяц,год.Пресныеводы:поверхностные,подземные.Способыочисткиводы.Проблемынедостаткаводы.Беседа,

практическаяработа.

21

Основные источники загрязнения     водоёмов.

Водаипроизводство.Проблемы,возникающие в крупных городах, где естьзаводы.Самоочищениеводоёмов.Каквлияет близость завода на состояние реки?Чем загрязняется вода.Кислотные дожди,нитраты.Сбросотходов.Какреказащищаетсяотзагрязнений.Какохраняют

водныересурсы.Познавательнаябеседа.

22

Экологическиедниапреля.

7апреля-Всемирныйденьохраныздоровья.15апреля-Деньэкологическихзнаний.Беседа,обсуждение,обмен

мнениями.

23

ВодаРоссии.

Моря,    реки,    озера    России.       Просмотр

фильма    «Путешествие    капельки    воды».Познавательноезанятиевклассесигрой.

24

Путешествие в глубинах Чёрного моря.

РазнообразныеживыеобитателиЧерногоморя.   Музыкальная терапия.Прослушиваниемузыкиморя.Звуки

прибоя,волн.

25

Экологическиеднимая.

3мая-ДеньСолнца.15мая-Международныйденьклимата.Беседа,обсуждение,обменмнениями.

Содержание программы ( 2 год обучения)

«Познавательная экология»

Введение.

Знакомство детей с целями и задачами , правилами поведения при проведении практических работ. Что такое экология? Простейшая

классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере леса (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком. Значение экологии на основе анализа примеров.

Мой дом за окном.

Отношение человека к окружающему миру. Его место в природе.

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Пути попадания вредных веществ в организм человека. Экосистема, в которой мы живем. Проблема мусора.

Я и мое окружение.

Что такое здоровье и что такое болезнь? Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя. Анализируем свой образ жизни. Правила и нормы здорового образа жизни. Режим дня. Есть ли режим в природе. Необходим ли режим дня человеку? Индивидуальность построения режима дня. Примерный режим дня для учащихся 5 класса. Факторы, влияющие на здоровье человека. УчеXба и здоровье. Правила рациональной организации учебной деятельности ученика: чередование видов деятельности, учебы и отдыха, чистота рабочего помещения, проветривание. Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения. Как нужно отдыхать на перемене и почему.

Среда обитания.

Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков.Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников).Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.Знакомство с разделами Красной книги.

Взаимосвязи в природе. Экологические связи, простейшая классификация: взаимосвязи между живыми, а также живыми и неживыми компонентами экосистемы.

Результаты освоения программы внеурочной деятельности.

    Данный курс позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):

Личностные

-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

-предлагать помощь и сотрудничество.

Познавательные универсальные учебные действия

-при необходимости извлекать информацию из различных источников, делать логические выводы.

Формы контроля и отслеживания результатов деятельности.

    Отслеживание результатов направлено на получение информации о знаниях и умениях обучающихся и на определение эффективности функционирования педагогического процесса.

Для проверки знаний и умений используются следующие виды и методы контроля:

Входной, направленный на выявление знаний в области экологии. Для этого вида контроля используется метод

— групповая беседа.

Текущий, направленный на проверку усвоения предыдущего материала. Могут использоваться методы:

•          устные (фронтальный опрос, беседа)

•          анкетирование( опросные листы)

Тематический, осуществляется по мере прохождения темы, раздела. Имеет целью систематизацию знаний.

Используются следующие методы:

• индивидуальные    и          фронтальные (          устный           опрос, опросные листы)

• наблюдение

Итоговый, проводится по результатам каждого полугодия и всего учебного года.

• анкетирование( опросные листы).

Учебно – тематический план (2 год обучения )

«Познавательная экология»

Тема занятия

Содержание

1

Вводное занятие.

Вводное занятие. Правила ТБ на занятиях. Сущность понятия экология. Значение экологических знаний в жизни современных

людей.

2

Живая и неживая природа.

Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере леса (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком. Значение экологии на основе анализа примеров.

3

«Лесомания».

Всероссийский экоурок. Школьники получат новые знания о лесах и проблеме их исчезновения, а также смогут на примере леса получить базовые знания о том, чтотакое ответственное потребление.

4

«Мудрый Байкал».

Всероссийский экоурок. В ходе урока школьники познакомятся с байкальскими легендами, уникальным природным миром озера, узнают, что нужно делать для предотвращения его загрязнения. Учеников также ждет интерактивная ролевая игра, благодаря которой они узнают о традицияхкоренных народов  Байкала и рациональномиспользованииприродныхресурсов.

5

Как жить в мегаполисе.

Отношение человека к окружающему миру. Его место в природе. Живое и неживое

вокруг нас. Познавательная беседа.

6

Бомба замедленного            действия- мусор.

Круглый стол «Как мы помогаем природе?!» Время разложения разных материалов в природной среде. Куда деть мусор? Выход – вторичное использование. Фильм «Что происходит с пластиком, который вы выбрасываете?» Способы раздельного сбора

и переработки мусора.

7

Шедевры из мусора.

Практическая работа. Изготовление поделок

из бросового материала.

8

Экология нашего дома.

Что такое здоровье и что такое болезнь? Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя. Анализируем свой образ жизни. Правила и нормы здорового образа жизни. Режим дня. Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье. Зачем убирать пыль? Удобство ивред моющих средств.

Беседа, обсуждение.

9

Экология моей семьи.

Почему я похож на своих родителей. Рассказы учеников о своей семье, полезных привычках.   Влияние         загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Природа в нашем доме. Экология души.

Беседа, обсуждение.

10

Экология человека.

Как мы растём. Почему мы испытываем жажду. Сколько времени человек может обойтись без пищи и воды. Что происходит, когда мы спим. Для чего нужен человеку сон? Индивидуальность построения режима дня.

Примерный режим дня для учащихся 6 класса. Как нужно отдыхать на перемене и почему. Как зависит здоровье от экологии.

Обсуждение, беседа.

11

Игра «Экологическийквест».

Что в   доме-природе растет: Деревья,кустарники, травы; связь растений с животными;        растения-долгожители, растения-хищники.( загадки, кроссворды,

ребусы).

12

Что мы употребляем в пищу?

Чем мы питаемся? Жевательная резинка, фастфуд, газированные напитки. Беседа, игра

«ЗА и ПРОТИВ».

13

Викторина «Юные экологи».

Взаимосвязи в природе. Экологические связи, простейшая классификация: взаимосвязи между живыми, а также живыми и неживыми компонентами экосистемы.

14

Дом моей мечты.

Понятие природы, сравнение дома-природы с обычным        домом,           основные            компоненты

природы, человек как ее часть. Беседа.

15

Место человека в мире природы.

Правила экологически грамотного отношения

к природе. Групповая работа. Составление экологических правил.

16

«Сохранение редких видов».

Всероссийский     экоурок. Урок дает школьникам представление о важности биологического разнообразия и о том, чем нам грозит вымирание отдельных видовживотных и растений.

17

Времена года на Земле.

Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от измененийтемпературы и осадков. Беседа, обсуждение.

18

Климатические            изменения     в

природе.

Сезонные       изменения     погоды.          Почему

меняется климат. Беседа, обсуждение.

19

Изменения окружающей среды.

Влияние         человека        на        жизнь на            Земле.

Изменение лика Земли. Беседа, обсуждение.

20

Динозавры-   вымерший            вид животных.

Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.

Доклады учащихся.

21

Разнообразие животных,            условия их жизни.

Животные.     Кто     в          доме-природе            живые.

Разнообразие животного     мира.  Решение кроссвордов и ребусов.

22

Красная          книга  – способ защиты редких видов животных       и

растений.

Красная          книга. Знакомство.   Значение природы вжизни       человека. Охрана окружающей среды.

23

Памятники    животным вразныхгородах России.

Сбор информации о том, какому животному, в каком городе и за какие «заслуги» поставлен памятник. Работа с информацией,

презентация.

24

И еще раз обо всем… Памятники природы в Вологодской области.

Круглый стол «Как мы помогаем природе?!» Памятники природы в Вологодской области.

Охраняемые природные территории.

 

Планируемые результаты работы:

— интерес к познанию мира природы;

— потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

— осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального.

К концу обучения школьники должны знать:

-нравственные правила обращения с объектами природы;

-простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего города;

-уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе.

К концу первого года обучения ученик научится:

—          эмоционально — ценностно относиться к природе, человеку, обществу;

—          использовать естественно — научные и художественные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных высказываний;

—          обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой. К концу второго года обучения ученик научится:

—          участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного, прочитанного или увиденного;

—          работать в группе;

—          определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Реализация данной программы требует наличия учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект учебно-методической документации.

Методическое обеспечение:

— Иллюстрации, фотографии;

— Разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, бесед;

— Методическая, художественная литература.

Список литературы:

1. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. — М.:2010.

2. Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.:Просвещение, 2010, 119с.

3. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010, 223с.

4. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 С. 9-12

5. Ляшова, Н.Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 1-4 классы.-Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2003.- 448с.

6. Кропочева, Т.Б.     Дидактические         игры   на        уроках природоведения.- Новокузнецк, 1997, 52с.

Интернет — ресурсы

https://infourok.ru/programmaekologiyaimidlyavospitannikovkorrekcionnoyshkolikalendarnotematicheskoeplanirovaniepoekologicheskomuvospita-1185602

 

×
×