Автор: Шутова Татьяна Юрьевна
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
MicrosoftInternetExplorer4
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;}
Федеральные государственные образовательные стандарты -совокупность требований к программам образования, фундамент образовательного процесса: основа для разработки учебно-методических пособий, распределения учебного времени, содержания образования, всех видов аттестации обучающихся и т.д.
Цель внедрения ФГОС : Обеспечение равных возможностей для получения качественного образования для каждого ребёнка в стране независимо от того, учится он в маленькой сельской школе или в престижной гимназии большого города.
Основные задачи ФГОС общего образования:
Создание единого образовательного пространства в РФ; обеспечение комфортных условий обучения для детей (например: при переезде в другой город или при переходе на семейное обучение), преемственности образовательных программ.
Определение разработки, структуры и объёмов ООП и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации учеников.
Регулирование профессиональной подготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, финансового обеспечения образовательной деятельности и многое другое.
Три поколения стандартов
Первое поколение образовательных стандартов
Приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Основной целью стандарта 2004 года был не личностный, а предметный результат, ввиду чего быстро устарел. Во главу ставился набор информации, обязательной для изучения. Подробно описывалось содержание образование: темы, дидактические единицы.
Состоял из трёх компонентов:
федерального – набора базовых школьных предметов;
регионального – набора дисциплин о родной этнокультурной среде и национальных традициях;
школьного – различные факультативы, вводимые с учётом возможностей ОО.
Ключевым показателем было усвоение информации, обязательной для изучения, то есть успеваемость по предметам из федерального компонента. От учеников требовалось освоить их на уровне, достаточном для получения аттестата.
Приводило к неравенству в качестве получаемых знаний в различных школах. Кроме того, из-за растущего потока новых знаний и развития технологий такой подход к обучению и оценке школьников быстро устарел.
Второе поколение образовательных стандартов
ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009 по 2012 год. Акцент в них сделан на развитие УУД, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус смещен на личность ребёнка. Много внимания уделено проектной и ВД. Главным стало развитие у детей умения учиться, то есть добывать и использовать знания для решения различных задач. Кроме предметной успеваемости, у учеников оценивали уровень междисциплинарных знаний, вовлечённость в проектную деятельность. Прописали требования к учебным пособиям, контрольно-измерительным материалам, квалификации педагогов, содержанию информационно-образовательной среды в школе. Наряду с введением ЕГЭ, это была попытка преодоления регионального неравенства в образовании. Патриотическая составляющая изложена кратко. Направлена на обеспечение «овладения
духовными ценностями и культурой многонационального народа России». По итогу ребёнок обретает российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, Родину, прошлое и настоящее многонационального народа страны Содержит рекомендации по работе адаптивной работе с детьми, имеющими особенности здоровья
Третье поколение образовательных стандартов
Главной задачей обновленных ФГОС НОО и ООО заявлена конкретизация требований к обучающимся. Обновленные ФГОС НОО и ООО определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Обновленные ФГОС НОО и ООО унифицируют темы и подходы преподавания. Благодаря этому школьник сможет получить все необходимые знания и навыки в любой ОО каждого региона страны. А педагог может быть уверен, что его учебная программа подойдёт даже для ученика, который только перешёл из другой ОО.
Сделан упор на индивидуальный подход к ученикам и закреплён инклюзивный характер образовательной среды, то есть обеспечение полноценного доступа к инфраструктуре ОО детей с ОВЗ.
Максимально конкретно прописываются требования к школьной программе, указывающие, что именно школьник должен изучить в рамках предмета, знать и уметь по итогам прохождения курса.
Акцент на улучшение метапредметных результатов обучения, то есть на формирование у детей навыков, необходимых для самостоятельного изучения предмета и оперирования полученной информацией.
Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое и экологическое воспитание. Патриотический уклон – самое главное изменение в стандартах. содержат значительно больше патриотических установок, особенно в контексте формировании у детей представлений о значимом международном положении России.
Для достижения стратегической цели Федеральных образовательных стандартов, повышения качества необходимо совершенствовать содержание и технологии образования.
Главная задача образования заключается не только в том, чтобы передать новому поколению знания и опыт, но и осуществлять индивидуальное развитие личности школьника, вырастить из него гражданина Отечества, свободно мыслящего, нравственно и физически здорового.
В последние годы личностно — ориентированный подход считается самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.
Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Личностно-ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик (воспитанник) как личность.
Личностно-ориентированные технологии можно выделить в несколько групп:
1. Исследовательская (проблемно-поисковая)
Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели «обучение через открытие»
2. Коммуникативная (дискуссионная)
Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения
3. Имитационного моделирования (игровая)
Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
4. Психологическая (самоопределенческая)
Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого по выполнению той или иной образовательной деятельности.
5. Деятельностная
Характерной чертой этой технологии является способность ребёнка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
6. Рефлексивная
Особенностью этой технологии является осознание ребёнком деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал он при этом.
Использование данных технологий требует от участников образовательного процесса создания ряда условий, а именно:
· разрабатываются индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское (поисковое) мышление;
· организуются групповые занятия на основе диалога и имитационно-ролевых игр;
· учебный материал конструируется для реализации метода исследовательских проектов, выполняемых самими учениками.
С целью внедрения личностно-центрированного подхода к занятию, учитываются следующие особенности:
· поддержка высокого уровня мотивации в течение всего занятия с использованием приёма смещения мотива на цель;
· выявление субъектного опыта детей по предложенной теме;
· построение деятельности каждого ребёнка с учётом данных психолого-педагогических обследований и рекомендаций психолога и общие рекомендации нейропсихофизиологов;
· отказ от фронтальной работы как основной формы проведения занятия и широкое использование различных вариантов индивидуальной, парной или групповой работы;
· использование при работе над закреплением темы разнообразного дидактического материала, позволяющего ребёнку развивать различные сенсорные каналы, проявлять избирательность к типу, виду и форме задания, характеру его выполнения;
· оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего занятия (эмоциональных – радость, досада, весёлость и др.; интеллектуальных – сомнение, сосредоточенность и др.);
· подача нового материала с учётом психолого-педагогической характеристики группы;
· использование различных сенсорных каналов при объяснении нового материала;
· обязательная оценка и коррекция процесса и результата учебной деятельности каждого ребёнка в ходе занятия; широкое применение самооценки и взаимооценки;
· создание условий для формирования у каждого ребёнка высокой самооценки, уверенности в своих силах;
· проведение с детьми рефлексии занятия (что узнали, что понравилось, что хотелось бы изменить или, наоборот, повторить).
Диагностики выявления индивидуальных особенностей школьников – это обязательное условие технологии личностно ориентированного обучения (ЛОО).
Основные ДИАГНОСТИКИ:
1. диагностика уровня обучаемости (по Бурцевой О.Ю.)
2. диагностика ЗБР и ЗАР без труда справляется со всеми заданиями – он находится в зоне актуального развития, если затрудняется – в зоне ближайшего развития. (по П.И. Третьякову)
3. диагностика индивидуального познавательного стиля учеников (по Селивановой О.Г.)
4. диагностика «Психологическая модель мышления»
5. (по И.Я. Каплуновичу)
6. диагностика функционального доминирования полушарий (по Павлову И.П.)
7. диагностика уровня сформированности мыслительных операций школьников (по О.Г. Селивановой)