«Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

Автор: Марина Анатольевна Шанина

Методы и приёмы формирования читательской
грамотности

на уроках русского языка и литературы

 

Читательская
грамотность
 –
способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять над
ними и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Виды чтения:
просмотровое, ознакомительное, поисковое, изучающее.

Каждый из этих
видов чтения позволяет формировать читательскую грамотность. Читательская
грамотность предполагает работу с опорой на внетекстовые знания и на работу с
текстом. И, как показывает практика,учащиеся намного хуже работают с
внетекстовыми заданиями. Лучше получается работа с опорой на текст. Здесь
ученики находят и извлекают информацию, затем ее интегрируют или интепретируют,
а потом уже осмысливают и оценивают.    Интерпретация «истолкование»
или «объяснение» заключается в способности выполнения следующих умственных
действий: составление выводов; краткое формулирование главных мыслей автора;
составление умозаключения о каких-либо событиях; определение
причинно-следственных связей. Все эти умения помогают выработать
целостное понимание информации, заключающейся в тексте.

Таким
образом,умения учащихся можно распределить на три блока:

1.поиск
и извлечение информации

2.
интепретация и преобразование

3.оценка
и критическое мышление

Первый
блок самый простой, он удается даже ученикам начальной школы

В
5 классе из различных текстов ученики находят и извлекают информацию

6
класс- применяют извлечённую из текста информацию для решения разного рода
проблем

7
класс – анализирует и интегрирует информацию, полученную из текста

8
класс – оценивает форму и содержание текстов в рамках предметного содержания

9
класс – оценивает форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания

Здесь
ключевое слово –метапредметного!!

В
практике работы учителя русского языка и литературы существует огромный арсенал
приемов, техник и технологий развития читательской грамотности.

Приёмы
работы с текстом при изучении нового материала

Приём «Письмо с дырками (пробелами)».
Для формирования
читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста
рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний
и для работы с параграфом при изучении нового материала.

Составление рассказа о существительном по опорным словам. (6 класс)
1) Имя существительное обозначает…
Отвечает на вопросы…
Начальная форма имени существительного — … падеж…числа.
2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:…
Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….
Существительные изменяются по …
3) В предложении имя существительное может быть …

Прием
«Верите ли вы, что…»(+ -)  Или диктант
«Да», «Нет»

Может быть началом урока. Учащиеся, выбирая «верные утверждения» из
предложенных учителем, пишут либо «+» , «-» , либо  «Да»,
«Нет». Осуществляют взаимопрверку.  

Может
использоваться при изучении любой части речи, а также любого раздела лингвистики

Используется,
например, при знакомстве с деепричастием (7 класс):
Дееричастие — это самостоятельная часть речи.
Деепричастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного.
Дееричастия бывают 1 и 2 спряжения.
Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.
Деепричастия могут быть действительными и страдающими.
Действительные причастия могут иметь краткую форму.
Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом.

Приём
«Опорный конспект»
Для формирования
читательского умения находить и извлекать информацию
из текста предлагаем записать полученную информацию в виде схемы, ориентируясь
на материал

Приемы,
используемые при групповой работе:

Приём
«Лови ошибку»
Описание: универсальный
приём, активизирующий внимание учащихся.
Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в
нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное
количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят,
совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер
передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед
всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время

Творческое
чтение.

Прием
«Мозаика». «Реставрация текста»
Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе
тем: “Текст”, “ Тема текста”.
Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в
правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут
предложить несколько различных путей последовательного соединения.

Приём
«Написание творческих работ»

Хорошо
зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям
предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или
самому написать сказку или стихотворение.
Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития

ПРИЕМЫ
И СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

«Чтение
про себя с вопросами»
Цель: формирование умений
вдумчивого чтения.
Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы,
которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором»

Приём
– «Чтение с остановками»
Материалом для его
проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии
урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении.
На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого
фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.

«Синквейн»
Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном,
главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие
способности.
Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову поработанного
текста.
Синквейн – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором
синтезирована основная информация.
Структура синквейна:
1. Существительное (тема).
2. Два прилагательных (описание).
3. Три глагола (действие).
4. Фраза из четырех слов (описание).
5. Существительное (перефразировка темы).

В методической
литературе описано много приемов и технологий развития творческих способностей.
Это и сочинения разных жанров, изложения, игры, творческие задачи и др.

Вопросы
формирования читательской грамотности остаются актуальными на протяжении всех
лет

 

×
×