Автор: Князева Алина Максимовна
Занимательный материал как средство формирования познавательного интереса
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) определены основные цели, одной из которых является развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, развитие умения учиться. Достижению этой цели способствует развитие познавательного интереса обучающихся.
Проблема познавательной активности, формирования устойчивого познавательного интереса – одна из важнейших проблем современной психолого-педагогической науки, поскольку она является необходимым условием формирования у школьников потребности в знаниях, овладение умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний.
В последнее время отмечается снижение интереса к учебе — интеллектуальную пассивность. Этим объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию педагогических приемов и методов, требующих активной мыслительной деятельности. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач.
В психолого-педагогической литературе выделяются следующие этапы формирования познавательного интереса по уровню развития осознания познавательных потребностей, устойчивости интереса и способности к познавательной активности:
1. Заинтересованность – первый этап развития познавательного интереса, основными характеристиками являются неустойчивость, произвольный характер, выборочная познавательная активность школьника.
2. Любознательность – второй этап познавательного интереса, характеризуется стремлением расширить свои знания по отдельной теме, раздела, предмета. Основные психологические характеристики этого этапа это – эмоции удивление, чувство радости, открытия.
3. Погруженность – третий этап познавательного интереса, глубокий, устойчивый, индивидуально значимый. На этом этапе школьник уже осознает, что является наличие такого интереса и обнаруживает соответствующую познавательную активность. Под влиянием познавательного интереса школьник самостоятельно узнает что-то новое, осваивает теоретические аспекты содержания, самостоятельно находит причины происшествия, раскрывает причинно-следственные связи, устанавливает определенные закономерности.
4. Направленность – четвертый этап развития познавательного интереса, характеризуется сознательным стремлением обучающихся к глубокому и прочного усвоения знаний, к овладению теоретических основ науки и применение их на практике.
Теоретический курс русского языка достаточно труден, по этой причине зачастую не интересен, не привлекателен для младшего школьника. Однообразие не только утомляет детей, но и ведет к потере интереса к предмету, поэтому важно найти способом приохотить ребенка к занятиям, тренирующим нужные умения и навыки. По этой причине на уроках русского языка следует применять дополнительные средства, способствующие возникновению познавательного интереса у младшего школьника. Для того чтобы детям был интересен предмет, который они изучают, необходимо использовать различный занимательный материал, способствующий их творческому, интеллектуальному развитию, а также развитию познавательного интереса.
В психолого-педагогической литературе обычно выделяют следующие виды занимательных материалов:
— кроссворды, ребусы, загадки;
— проблемные ситуации;
— задания с недостатком или избытком данных;
— игровые ситуации;
— использование демонстративного и иллюстративного материала;
— использование музыкальных и изобразительных средств;
— яркость изложения;
— творческие задания.
Познавательный интерес мотивирует ребенка на учебную деятельность. Любая деятельность отвечает той или иной потребности человека. Потребность как состояние личности всегда сопряжена с наличием у человека неудовлетворенности. К числу ведущих потребностей личности в учебном процессе, по мнению Б.Т. Лихачева, относятся познавательный интерес и любознательность, перерастающие в основательную потребность в знаниях, в практическом их применении; потребность в творческом освоении учебного материала.
Для того чтобы детям был интересен предмет, который они изучают, необходимо использовать различный занимательный материал, способствующий их творческому, интеллектуальному развитию, а также развитию познавательного интереса.