тезисы по теме ТРИЗ-технология как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Чистякова Ирина Александровна

ТРИЗ-технология как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Чистякова Ирина Александровна

Студентка 41 ДО группы

Преподаватель Устьянцева И.Ю.

Дошкольное образование 44.02.01

 

Проблема педагогического процесса поставлена в один ряд с наиболее актуальными проблемами современного дошкольного образования.

Проблема развития связной речи дошкольников является актуальной в современном образовании. Развитие связной речи является одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка.

Согласно ФГОС ДО одним из направлений развития и образования детей выделяет область речевого развития [1].

Именно технология ТРИЗ, созданная Г. Альтшуллером, позволили создать методики по развитию связной речи дошкольника.

На основе анализа нормативных документов, психолого-педагогической литературы, педагогического опыта можно выделить ряд противоречий, которые заключаются, согласно ФГОС ДО, недостаточным использованием развивающего потенциала ТРИЗ-технологий для обеспечения речевого развития, а также недостаточной разработанности в педагогической теории и практике педагогических условий развития связной речи у старших дошкольников посредством ТРИЗ-технологий.

По мнению А.М. Бородич, связная речь — это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающих общение и взаимопонимание людей. [2]

Ф.А. Сохин под связной речью понимает развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно [3].

Как отмечает О.С. Ушакова, связная речь — это речь, которая требует обязательного развития таких качеств, как связность, целостность, которые тесно связаны между собой и характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной организацией языковых средств [3].

Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи.

 Развитие диалогической и монологической связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста [4].

ТРИЗ — это уникальная технология развития связной речи. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером. Это прикладная диалектика, то есть система знаний о закономерностях развития, отказ от метода проб и ошибок в науке, технике, в повседневном нашем быту [5].

ТРИЗ-педагогика — педагогическое направление, которое раскрывает сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения и основано на общих законах теории решения изобретательских задач.

ТРИЗ-технологии пробуждают интерес у старших дошкольников к овладению связной речью и влияют на ее основные компоненты:

— содержательность – умение формулировать свое высказывание в соответствии с поставленной задачей при наличии внутреннего смысла высказывания;

— точность – умение подбирать слова и словосочетания, передающие основную мысль;

— логичность – последовательность изложения мыслей, соблюдение порядка в переходе от одной части высказывания к другой;

— самостоятельность – построение высказывания без посторонней помощи;

— грамматическая правильность – умение правильно и согласованно употреблять части речи в своем высказывании;

— разнообразие лексических средств – большое содержание разных частей речи;

— развернутость – достаточный объем высказывания.

Оценка результативности ТРИЗ-технологии как средства развития связной речи у старших дошкольников возможна на основе применения специально подобранных методов психолого-педагогической диагностики и диагностических методик.

Педагогическая диагностика — это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка [6].

Для того, чтобы выявить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, был подобран диагностический инструментарий, соответствующий возрасту детей. Диагностический инструментарий:

1.     Диагностическая методика «Обследование связной речи».

Автор: Н.В. Кущ.

Цель: выявить уровень связной речи у дошкольников.

2.     Методика «Обследование связной речи».

Автор: О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.

Цель: выявить умение описывать по картине.

3.     Анкета для родителей «Развитие связной речи».

Автор: О.Ю. Кислякова.

Цель: определить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Учитывая то, что разнообразные методы педагогической диагностики имеют как свои достоинства, так и недостатки, планируется их применение в комплексе.

Таким образом ТРИЗ-технология в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста предполагало выявление критериев и уровней развития связной речи дошкольников, разработку программы по развитию связной речи у старших дошкольников посредством ТРИЗ-технологий.

Все методы и приемы, предлагаемые системой ТРИЗ, все игры, которые предлагает теория решения изобретательских задач, способствуют развитию воображения детей, творческого мышления, формированию способности нестандартно мыслить и рассуждать, что является основой развития связной речи, как формы проявления этого мышления. Дети учатся изобретательски выражать свои мысли, избегая привычных шаблонов.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.                 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2.                 Бородич А. М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 2019. –  255 с.

3.                 Ушакова О. С., Сохин Ф.А. Вопросы речевого развития дошкольников. М.: Изд. «РАО», 1998. — 490 с.

4.                 Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. 6-7лет. Подготовительная к школе группа. М. : Мозаика-Синтез, 2020. — 112 c.

5.                 Боброва Е. А. Использование элементов ТРИЗ в речевом развитии дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2018. — № 4. – С. 10 – 13.

6.                 Санникова Л. Н. Педагогическая диагностика в дошкольной организации: нормативно-методическое сопровождение реализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 445–449.

×
×