Конспект по экспериментированию в старшей группе комбинированного вида с использованием ИКТ «Занимательные эксперименты»

Автор: Парамонова Людмила Васильевна

Цель: Развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Образовательные задачи:

— Закрепить знания детей о свойствах воды, воздуха.

— Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;

— Организовать познание детей через самостоятельный поиск;

— Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.

— Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.

Развивающие задачи:

— Развивать умение проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;

— Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

— Развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес, зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные задачи:

— Воспитывать у детей навыки безопасного поведения во время проведения экспериментов.

— Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.

 Материал: ИКТ, пипетки, баночки с раствором синей краски, раскраски водные, кисти, банки с водой и пеной для бритья, колпачки «волшебников», шапочки  капелек (дети), шапочка тучки (воспитатель),  полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, полоски бумаги, трубочки, пластмассовые стаканчики с водой, бумага, салфетки и одноразовые тарелки, тушь.

 

Предварительная работа: просмотр презентации «Зачем нужна вода», чтение художественной литературы, отгадывание загадок по теме, заучивание стихотворения Н.Рыжовой «Вы слыхали о воде?», беседы, просмотр документального фильма «Какая бывает вода», просмотр развивающего мультфильма «Путешествие капельки»,  изучение свойств воды, опытническая деятельность в группе, создание макета аквариума «Чудеса подводного мира», раскраски «Раскрась аквариум и нарисуй его обитателей», рисование радуги, игры детей с лэпбуком «Все о воде», разучивание подвижной игры «Капельки и тучка».

 

 

Ход НОД:

Организационный момент:

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

Слайд № 1 (показ картинки вода).

Воспитатель: Ребята, я хочу вам загадать загадку, послушайте .

Она бежит, бурлит, играет,
И даже по небу летает.
Высоко в небо испариться.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Встречается везде по свету,
Скажите, что за чудо это?

Дети: Вода.

Слайд № 2 (показ картинки воздух).

Воспитатель: Молодцы, это вода. Вот еще одна загадка.

Для дыхания он нужен,

С ветром, вьюгой очень дружен.

Окружает нас с тобой,

Не поймать его рукой!

Дети: Воздух.

Воспитатель: Правильно, это воздух. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе и воде, как настоящие ученые-исследователи.

Воспитатель: А давайте вспомним с вами, что мы знаем о воде и ее свойствах. Что такое вода?

Дети:  Вода — это жидкость без вкуса, запаха, цвета, которая входит в состав всех живых существ.

Воспитатель: Ребята, вы, наверное, знаете, что вода – удивительная волшебница. Она может находиться в трех разных состояниях. Каких?

Дети: В жидком, твердом и газообразном состоянии.

Воспитатель:  Что вы еще знаете о воде?

Дети: Вода прозрачная, вода жидкая, вода не имеет формы, в воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются, вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах, вода бывает тёплой, холодной и горячей, лёгкие предметы в воде не тонут, тяжёлые опускаются на дно, в солёной воде предметы не тонут.

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, кому нужна вода?

Дети: Вода нужна и людям, и растениям, и животным, и птицам.

Ребенок читает стихотворение Н.Рыжовой «Вы слыхали о воде?

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить.

Слайд № 3 (показ картинки лаборатория).

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что учёные работают в помещении, где много приборов для экспериментов, а как это помещение называется вы знаете?

Дети: Лаборатория.

Воспитатель: Правильно. Ребята, а вы знаете, что в лаборатории надо соблюдать определенные правила, какие правила?

Слайд № 4 (показ картинки что можно, что нельзя).

Дети: Соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

Воспитатель: Совершенно верно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Я предлагаю вам отправится в нашу лабораторию, проводить свои эксперименты. Но сначала нам нужно превратиться в ученых, готовы?

Дети: Да!

(Воспитатель читает стихотворение, дети два раза покрутились и превратились в ученых).

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.

Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Присаживайтесь за столы.

Воспитатель: Итак, начнем наши эксперименты:

Опыт №1 «Дождик в стакане воды»

Слайд № 5 (показ картинки тучка с дождиком)

Воспитатель: А какое первое природное явление мы с вами увидим, вы узнает, если отгадаете загадку.

Белая вата плывет куда-то,
Чем вата ближе,
Тем он ближе.

Дети: Дождик и облако.

Воспитатель: Значит, для того, чтобы пошел дождь нужно облако, так? Где же нам его взять? А придумала! Мы используем обычную пены для бритья.

(Воспитатель выдавливает пену в стаканы с водой)

Воспитатель: Как вы думаете, почему наша пена не тонет в воде.

Дети: Пена легкая.

Воспитатель:  Правильно, пена легче воды и поэтому плавает на поверхности.

Ребята, посмотрите, у нас теперь в банке тоже есть облака. А как облака образуются в природе?

Дети: Облако состоит из воды.

Воспитатель: Правильно, облака состоят из капелек воды, которые поднялись в небо нагретым воздухом, превратившись в пар.
Мелкие капельки воды, собранные в облака, остывают, становятся тяжелые и падают на землю. Идет дождь! Поэтому, можно сказать, что дождь — это вода, выпадающая из облаков на землю.

Воспитатель: Мы сейчас посмотрим, как это происходит. Для этого я приглашаю вас подойти к столам. Возьмите пипетки. Наберите в них окрашенную воду и капните в баночку с облаком.

 (опыт сопровождается шумом дождя).

Воспитатель:  Что происходит?

Дети: Вода окрашивается через пену.

Вывод: Капля прошла через облака, потому что она тяжелее пены, и падает на дно банки красивыми струями. Так идет дождь.

Воспитатель: Мои юные ученые, хотите превратиться в «капельки воды».

Дети: Да!

Слайд № 6 (показ картинки ручейка)

(Воспитатель раздает детям шапочки «капелек», а сама одевает шапочку «тучки».

Звучит музыка и дети в месте с воспитателем выполнят движения).

Воспитатель:  Ребята, мы немного поиграли, а теперь я приглашаю вас пройти за столы.

Эксперимент № 2 “Как поймать воздух?”

Слайд № 7 (показ картинки воздух)

Воспитатель: — Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём?

Дети: Он пустой.

Воспитатель: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом?

Дети: Пакет изменил форму.

Воспитатель: Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха.

Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух.

Дети: Нет.

Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Дети: Воздух дует.

Вывод: Воздух можно почувствовать.

Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух?

Дети: Нет, воздух прозрачный.

Эксперимент № 3 “Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой”

Слайд № 8 (показ картинки пузырьки)

Воспитатель:  Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?

Дети: Нет.

Воспитатель: — А давайте проверим!

Воспитатель: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и поднесем свободной стороной поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему?

Дети: Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску.

Воспитатель: — Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

Воспитатель: — Ой, ребята, что это происходит с водой?

Дети: Пузырьки!

Воспитатель: Как они там оказались? В стакане же только вода была.

Воспитатель: — Я поняла, пузырьки — это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Вывод: Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем.

Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух. Воздух необходим для жизни человека и других живых существ. Мы не можем не дышать.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам немного поиграть, подходим все ко мне.

Слайд № 9 (показ мыльных пузырей сопровождающих музыкой)

Физминутка. “Мыльные пузыри”. 

Мы надуем все пузырь – дети дуют на ладони, сложенные вместе

Мыльный и воздушный – разъединяют ладони,

держа кончики пальцев вместе

В небо быстро он взлетит – поднимают руки вверх

И разгонит тучки — машут руками из стороны в сторону

Побежим мы по дорожке, – бегут на месте

Захотим его догнать

Но пузырь летит так быстро – покружиться на месте

И его нам не поймать — развести руки в стороны

 

Воспитатель:— А теперь пройдём в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия.

Слайд № 10 (показ картинки кляксография).

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на свои места и мы продолжим наши занимательные эксперименты. Вы знаете, что воздухом можно рисовать?

Дети: Незнаем.

Воспитатель: Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?

Воспитатель: Сейчас мы с вами при помощи воздуха, красок и трубочки будем рисовать.

 (Воспитатель показывает технику кляксографии: капнуть каплю цветной туши на бумагу с помощью пипетки и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны). Дети рисуют.

Воспитатель: Молодцы, ребята, красивые рисунки у вас получились!

Звучит музыка.

Заключительная часть:

 

Воспитатель: Ребята, что вы сегодня узнали нового?

—  Скажите, вам понравилось проводить эксперименты?

— Какой эксперимент вам показался интересным больше всего?

 



 

×
×