Автор: Кирилюк Мария Анатольевна
Технологическая карта урока
Предмет: Литература
Класс: 10
Тип урока: урок развития речи.
Краткое описание: данный урок построен при помощи методики ФГОС и представлен в виде технологической карты
Используемая технология: смысловое чтение
Тема урока: «Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ»
Цели урока:
Образовательная:
подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту и в ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения;
Развивающая:
развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся.
Воспитательная:
воспитание уважительного отношения к чужому мнению, философского отношения к своим поступкам и осознания последствий своих решений
Задачи урока:
обратить внимание на речевое оформление сочинения
отработать методику работы с текстом и алгоритм написания сочинения-рассуждения
Оборудование:
индивидуальные папки учащихся с вложенным материалом, алгоритмами по каждому этапу работы над сочинением;
исходный текст (по С.И.Сивоконю);
раздаточный материал — рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения;
таблица (для поэтапного занесения частей сочинения в ходе анализа текста).
Тема урока |
«Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ» |
Цель |
Формирование навыков написания сочинения-рассуждения |
Задачи |
Повторение структуры сочинения-рассуждения. Создание условий для развития умения анализировать текст, концентрация внимания на речевом оформлении сочинения, установка на принцип пошагового анализа текста, отработка методики работы с текстом, создание высказываний на основе текста. Помощь обучающимся в осознании социальной и нравственной значимости учебного материала, развитие аналитического мышления. Развитие монологической и диалогической речи. |
Формируемые УУД |
Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успехов или неуспехов учебной деятельности, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и способу действия, планирование учебного сотрудничества, определение цели деятельности на уроке с помощью учителя, принятие решения в проблемной ситуации, анализ собственной работы. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, аргументирование своей точки зрения; обобщение, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, построение речевых высказываний, использование общих приёмов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. |
Основные понятия |
Этапы сочинения-рассуждения, алгоритм написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту. |
Ресурсы |
Интерактивная доска, текст для организации работы по написанию сочинения; рабочий лист (черновик), художественная литература. |
Организация пространства |
Индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа, самостоятельная работа. |
Этапы урока, цель этапа, время |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
УУД |
||
I. Организационный. II. Мотивационный Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке
Мотивирующий приём: вступительное слово учителя (6 мин.) |
Проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся. Желает хорошего настроения всем
-Как может быть сформулирована тема урока? |
Подготовка к работе на уроке.
Отвечают.
Отвечают на вопросы, корректируют ответы. |
Самопроверка готовности к уроку
|
Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению; положительное отношение к школе и учебной деятельности |
||
II. Определение цели и задач урока, этапов и форм работы. Формулирование обучаемыми темы урока (2 мин.) |
Организует работу по подготовке к написанию сочинения-рассуждения. -Определите для себя, какие задачи надо решить на уроке?
|
Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.
|
|
Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы. Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида . Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Личностные: понимание значимости приобретаемых на уроке знаний и умений, самоопределение
|
||
2. Актуализация знаний. Цель: подготовка мышления к новому способу деятельности, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания». (3 мин.) |
-Вспомните, какова структура сочинения-рассуждения? (проблема, комментарий…) Повторение основных понятий, необходимых для выполнения задания по написанию сочинения-рассуждения: -Что такое проблема? (комментарий…) |
Индивидуальное задание.
|
|
Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида , понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению- Коммуникативные: формулирование собственного мнения
|
||
3.Фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии. Предварительная работа над текстом. Цель: организация мотивации учащихся к выполнению пробного учебного действия. (5 мин.) |
Организует работу в парах и группах по определению проблем текста
Помогает верно сформулировать обозначенные проблемы. |
Учащиеся читают текст, анализируют его, отвечают на вопросы:
-Что волнует автора? Какова основная проблема текста? Информация о выполнении задания. 1 группа определяет проблему.
|
Определяют проблемы, поднимаемые автором.
Корректируют ответы друг друга. |
Регулятивные: умение принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей, выбор и осуществление эффективных путей и средств достижения цели.
Коммуникативные: выработка умения слушать, быть готовым корректировать свою точку зрения, практическое освоение техники общения, использование речевых средств для регуляции умственной деятельности.
Познавательные: умение выделять положения, формулировать их и выделять главное, работа с информацией.
|
||
4. Формулирование проблемы. Цель: обучение определению проблемы. (3 мин.) |
|
Формулируют одну из исходных проблем текста. Записывают в тетрадь: проблема воздействия музыки на человека.
|
Формулируют собственный вариант проблемы исходного текста. Аргументируют выбор. |
Регулятивные: обработка и использование необходимой информации; умение работать в группе и выражать собственную точку зрения. Познавательные: постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы; обобщение, анализ с целью выделения признаков, применение алгоритма. Коммуникативные: умение выражать мысли |
||
5. Выявление причин затруднения. Комментирование проблемы. Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации. (3 мин.) |
Организует работу учащихся по комментированию проблемы, поднимаемой в тексте. Обращает внимание на возможность текстуального комментирования (от текста к действительности — следование за автором, установление связи мысли автора с жизнью) и концептуального комментирования (от действительности к тексту – указание на актуальность проблемы) |
Составляют план достижения цели, составляют алгоритм; работают с текстом. Комментируют проблему текста. |
Анализируют, обобщают, комментируют поднятую автором проблему. |
Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль. Познавательные: решение проблемы, анализ, обобщение. |
||
6. Определение позиции автора. Выражение собственного мнения. Цель: обучение определению авторской позиции.(3 мин.) |
Организует работу учеников над текстом по определению позиции автора. Побуждает учащихся к собственным суждениям; поясняет, что можно соглашаться или не соглашаться с позицией автора: Как выражено отношение автора к изображаемому, какими средствами. Помните, что вам надо написать сочинение-рассуждение со всеми его элементами. Определите их значение. |
Определяют позицию автора. Дают определения частям сочинения (тезис, аргументы, вывод). Выполняют работу с образцами, позволяющими выстроить логику сочинения |
Определяют в сочинении тезис, аргументы, вывод. |
Регулятивные: работать в группе и выражать собственную точку зрения, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления. Познавательные: постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, с применение алгоритма. Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
||
7.Аргументация проблемы.
Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа реализации. (3 мин.) |
Организует работу по нахождению аргументов. Предупреждает о недостаточности указания произведения и автора для аргументации из читательского опыта (ответ должен быть развернутым). Обращает внимание на разделение аргументов в два абзаца. |
Называют и сопоставляют аргументы. Вспоминают случаи из жизни и художественной литературы, записывают их в качестве аргументов.
|
Выражают собственные мысли, доказывают свое мнение. Находят аргументы: один из собственного жизненного опыта, другой – из художественной литературы. |
Познавательные: построение цепи логических рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез, обоснование. Регулятивные: осуществление обработки и использования необходимой информации; самостоятельное планирование действия, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления. Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, |
||
8.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа над заключением. Цель: усвоение учащимися определения тезиса. (4 мин.) |
Организует усвоение детьми нового способа действий, подводит итоги анализа. Акцентирует внимание на то, что заключение может быть в разных формах.
|
Работают в парах. Анализируют, сопоставляют обнаруженные аргументы. Используют алгоритм написания. |
Первично обобщают материал. Пишут заключение с использованием разных форм: -вывод-обобщение; -ответ на вопрос; -призыв к действию; -концовка с использованием цитаты. |
Познавательные: действие по аналогии, выбор наиболее эффективных способов решения Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
|
||
10. Включение в систему знаний и повторение. Контроль и коррекция ответов Прослушивание частей сочинения учащихся. Работа над сочинением. Цель: закрепление и коррекция полученных знаний. (4мин.) |
Выявляет границы применения нового знания. Корректирует и комментирует все выступления обучающихся. |
Корректируют работы. |
Исправляют недостатки в работах. |
Коммуникативные: умение быть готовым корректировать свою точку зрения |
||
11. Рефлексия деятельности Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности. (1 мин.) |
Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся.
|
Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты. Отвечают на вопросы.
|
|
Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. |
||
VIII. Домашнее задание. (1 мин.) |
Предлагает написать чистовой вариант сочинения-рассуждения |
|
|
Коммуникативные создание сочинения-рассуждения по данному тексту |
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
MicrosoftInternetExplorer4
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-language:EN-US;}