Влияние современных технологий на формирование жизненной компетенции у школьников среднего звена с нарушением слуха на общеобразовательных уроках (из опыта работы).

Автор: Айрапетова Елена Владимиовна

Современная стратегия образования  нацелена на образовательный результат. К основным образовательным результатам ФГОС относятся: личностные, метапредметные и предметные результаты.

        Структура СФОГ полностью соответствует требованиям к структуре основной образовательной программе, условиям ее реализации и требованиям к результатам обучения. Конечно, для категории детей с нарушением слуха овладение личностными, метапредметными и предметными  результатами нуждается в фундаментально опоре, в результате чего на первый план работы с такими  учениками выносится формирование у них жизненных компетенций. Именно они являются основой  для полноценного развития,  образования  и социальной адаптации личности.

        Жизненные компетенции — это совокупность личностных и предметных результатов  освоения обучающимися адаптивной образовательной программы.  Но надо принимать во внимание, что  данная компетенция- категория динамическая, так как постоянно  формируется и  обеспечивает развитие отношений  с окружением  в настоящем.  Именно поэтому процесс становления жизненной компетенции должен быть нацелен на опережение уже имеющихся возможностей ребенка, интеграцию его в более  сложные социальные условия, роли и окружение в условиях образовательного процесса.

        Формирование жизненной компетенции имеет свои объективные сложности. Трудности развития жизненных компетенций у детей с нарушением слуха  связаны с наличием специфических особенностей  общения, со сложностью самостоятельного продумывания  и анализирования,  с трудностями объективного оценивания действий, поступков,  применения полученных знаний, с недостаточным уровнем мотивационной и познавательной сферы, неадекватной самооценкой.

    Одна  из проблема детей с нарушением слуха заключается в том, что они оценивают себя поверхностно, на уровне эмоций (плохо-хорошо; приятно-неприятно), в то время как главным компонентом самооценки является когнетивная составляющая деятельности школьника.

        В научной литературе самооценку рассматривают по-разному: как компонент самосознания, как компонент мышления. Мы придерживаемся научной позиции, где самооценка входит в структуру рефлексивного мышления. Рефлексивное мышление –это мышление направленное на деятельность. ТО есть, относиться к чему-то критически предполагает оценочный компонент. Относиться критически к себе предполагает самооценку.

       Когнитивный компонент  — главная составляющая самооценки школьника, которая наиболее страдает у детей с нарушением слуха, и, следовательно, влечет  деформацию деятельностного, эмоционального, мотивационного компонентов в структуре понятия самооценки.

       Из опыта работы  усматривается, что  дети с нарушением  слуха  в процессе своей учебной деятельности оценивает себя поверхностно, на уровне эмоций (плохо-хорошо;приятно-неприятно). Категория наших детей не задается вопросами: как, почему, зачем, какой результат, как исправить и др.  Очевидно, что  когнитивная составляющая напрямую зависит от словарного запаса и умения внутреннего формулирования мысли-задачи. Пока человек не оформит свою речь мысленно, он не сможет ее выразить устно.

      Данная проблема навела на мысль о том, что на уроке в процессе обучения данных детей не всегда достаточно реализации рефлексивного компонента в структуре урока.  Человеческая природа парадоксальна в том, что человеку нравится исследовать, узнавать себя, в то время, как критику, оценку многие люди воспринимают тяжело и скептически. Но именно этот парадокс в условия образовательного процесса позволяет формировать адекватную самооценку учащегося, переводя его из объекта оценивания в субъект оценивая, не нарушая основополагающих принципов урока.  Рефлексивным должен стать весь урок.

      Поэтому в качестве эксперимента учащимся 6 класса (возраст 14-15 лет) было предложено провести занятие с использованием мульмедийной техники,  подготовкой урока-презентации по литературе на тему: «Биография Л.Н. Толстого», где учащийся выступал в социальной роли «учитель».

    Для того, чтобы это роль лучше удалась учащемуся, а также  для того, чтобы информация максимально была понята учащимися – «учениками», были сняты видеообъяснения к слайдам презентации, где учащийся –«учитель» на языке жестов комментировал информацию на слайде. Для развития словарного запаса, отработки техники произношения учащийся-«учитель» параллельно показу слайдов устно проговаривал эту информации.

          В ходе презентации учащимся – «учителем»  предлагается выполнить задания, способствующих повторению старых  и закреплению новых знаний, отработки нового словарного запаса:  «Соотнеси рисунок с названием рассказа», «Реши кроссворд», «Сопоставь новое слово с его значение».

        Выполнение данных заданий предусматривает индивидуальную, групповую и фронтальную  работу. 

        Результатом урока является заполнение оценочной карты  учащимся –             «учителем» и учащимися -«учениками»  и самооценочной карты учащимся –             «учителем» и учащимися -«учениками».

     Карта оценки деятельности учеников

Критерий Работа на уроке

+

_

ФИО ученика

ФИО ученика

Активность

Активный

Пассивный

 

 

Внимание

Внимательный

Невнимательный

 

 

Мотивация

Проявление интереса

Нет проявления интереса

 

 

Усвоение новых знаний

Четкое усвоение новых знаний

Нечеткое усвоение новых знаний

 

 

Ответ

Самостоятельный

Ответ с помощью

 

 

Оценка за урок

 

 

 

 

 

Карта самооценки деятельности

Критерии оценки собственной деятельности

Почему?

Что мне надо улучшить в своей работе?

Зачем мне это надо?

Как я могу это сделать?

Я молодец, я доволен своей работой

 

 

 

 

У меня не все получалось, я могу лучше

 

 

 

 

Я плохо работал на уроке, я собой не доволен

 

 

 

 

 

Карта оценки деятельности урока

ФИО

Отлично, урок понравился

Неплохо, но можно было и лучше

Скучно, неинтересно

 

 

 

 

Положительными моментами формирования самооценки на данном уроке:

1. Формирование жизненной компетенции на опережение

2. Включение детей в сложную социальную роль.

3. Ученик становится субъектом оценивания.

4.Снижение тревожности.

5. Увеличение мотивации и интереса.

6. Учитель из роли судьи переходит в роль консультанта, наставника.

7. Воспитание ответственности, критичности, самостоятельности, коммуникабельности, объективности и др.   

×
×