Формирование орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка

Автор: Ангелина Сергеевна Соловей

УДК 372.8

Соловей Ангелина Сергеевна

Учитель начальных классов МОУ «СОШ №64 им.Б Ручьева» г. Магнитогорска

ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация: в данной статье мы разработали педагогические условия формирования орфографической зоркости младших школьников и подобрали методику упражнений по формированию орфографической зоркости младших школьников, а также описали возможные методики проверки сформированности орфографической зоркости младших школьников.

Ключевые слова: орфограмма, орфографическая зоркость, педагогические условия, младший школьник, опознавательный признак орфограммы.

 

Современное образование построено так, что основное внимание уделено родному языку. Это обеспечивает формирование культурной и гуманной личности, а также развитие духовной среды вокруг этой личности. Несмотря на то, что все дети с рождения начинают говорить на родном языке, приходя в школу, они в очередной раз сталкиваются с родным языком, но рассматривают его с другой стороны, научной.

Проблема формирования орфографической зоркости младших школьников является довольно актуальной и значимой. Учащиеся не умеют замечать в словах орфограммы, и это является одной из причин низкого уровня грамотности младших школьников.

Большое количество методик обучения правописанию не позволяют быстро научить младших школьников орфографии. Причин этого достаточно много. Например, в русском языке огромное количество орфограмм, что вызывает трудности в изучении орфографии у младших школьников. Младшим школьникам трудно запомнить большое количество закономерностей правописания. Учитель в начальной школе помогает учащимся усвоить все закономерности правильного письма.

Орфографическая грамотность — одна из основных составляющих языковой культуры, она обеспечивает точность выражения мысли человека и взаимопонимания его в письменной речи. Одним из главных условий формирования орфографических навыков является формирование орфографической зоркости.

Первым, кто использовал понятие «орфографическая зоркость», был В. П. Шереметьевский [ REF _Ref74725578 \r \h 1
08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F00520065006600370034003700320035003500370038000000
]. Он писал, что орфографическая зоркость — это пристальное внимание при чтении и списывании к орфографической стороне слова, умение замечать те места в слове, которые могут затруднить пишущего.

Другими словами, орфографическая зоркость – умение учащихся находить в слове «опасные места», т.е. орфограммы, где буква не совпадает со звуком.

Понятие «опознавательный признак орфограммы» введено в методику русского языка в середине 60-х годов ХХ века Н. Н. Алгазиной [ REF _Ref74725878 \r \h 2
08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F00520065006600370034003700320035003800370038000000
]. По её словам, опознавательный признак орфограммы – условие выбора определенного написания.

Не стоит упускать из виду и психологическую природу младших школьников. Л. А. Фролова [ REF _Ref74759864 \r \h 6
08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F00520065006600370034003700350039003800360034000000
] пишет о том, что младшие школьники способны на начальном этапе обучения выделить и классифицировать орфограммы в результате выделения их признаков.

Для того чтобы начать работу над формированием орфографической зоркости, необходимо выявить педагогические условия, способствующие достижению этой цели.

Первое условие заключается в усвоении учащимися понятия «орфограмма» и опознавательных признаков изучаемых орфограмм. Для правильного написания каждого слова учащиеся должны знать, что такое орфограмма, что такое опознавательные признаки и как они помогают при самостоятельном письме.

При решении орфографической задачи младший школьник, прежде всего, должен увидеть орфограмму в слове. На сегодняшний день во многих учебниках русского языка в заданиях по орфографии учащимся предлагается вставить нужную букву в пропуски. На наш взгляд, данные задания не позволяют младшим школьникам самостоятельно, используя свои знания, находить орфограммы в словах. Пропуски в словах являются подсказкой для школьников.

Для того чтобы знать, что такое орфограмма и опознавательный признак орфограммы, методист А. И. Кобызев [ REF
_Ref74726252 \r \h 3
08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F00520065006600370034003700320036003200350032000000
] предлагает учителям использовать на уроках упражнение – диктант «Проверяю себя». Суть данной работы заключается в том, что во время записи текста учащемуся разрешается спрашивать у учителя, как пишется то или иное трудное место в слове. Также ученику разрешено пользоваться словарем. Обязательным условием данной работы является подчеркивание учащимся каждой орфограммы в слове. Достоинством данной работы является то, что учащиеся сами ищут трудные для написания места в словах не после записи слова, а в момент записи.

Баранова М. Т. и Гадалова В. В. в своих работах дополнили диктант «Проверяю себя» своими приемами формирования орфографической зоркости. Методисты предлагают учащимся следующие задания: подчеркни  в данных словах все орфограммы, укажи фонетические признаки орфограмм, приведи свои примеры по изученной сегодня орфограмме.

Еще одним эффективным способом формирования орфографической зоркости является специально организованное списывание текстов. Репкина Г. В. в своем исследовании пишет о том, что списывание нужно организовывать особым образом, учащиеся должны соблюдать определенный порядок действий для того, чтобы у них формировалась орфографическая зоркость. Учитель с учениками составляют алгоритм, содержащий следующие этапы:

·     прочитай предложение, попытайся запомнить его;

·     повтори предложение, не глядя в текст;

·     выдели все орфограммы в тексте;

·     проговори про себя предложение именно так, как ты будешь его писать;

·     постарайся написать предложения, не смотря в текст;

·     проверь написание.

Для проверки первого педагогического условия учащимся предлагается выполнить  два тестирования. Вопросы в первом тестировании направлены на знание понятий «орфограмма», «опознавательные признаки орфограмм». Вопросы во втором тестировании отображают прочность знаний учащихся о понятии «орфограмма» и опознавательных признаках изученных орфограмм. Например: «Найди слово, которое нужно писать с заглавной буквы», «Отметь слово, в котором после Ч пишется А», «Укажи слово с безударной гласной, проверяемой ударением» и т.п.

На высоком уровне сформированности орфографической зоркости по данному условию находятся ученики, которые знают, что такое «орфограмма» и «опознавательные признаки орфограмм» и умеют использовать свои знания о понятиях «орфограмма» и «опознавательные признаки орфограмм» на практике.

На среднем уровне – ученики, у которых знания о понятиях «орфограмма», «опознавательные признаки орфограммы» не вполне достаточные. При прохождении тестирования они допускают несколько ошибок.

На низком уровне – ученики, которые выполняют вопросы из тестирования с большим количеством ошибок или верно выполняют лишь 1 задание.

Второе условие – учащиеся умеют выполнять задания, направленные на нахождение орфограмм по их опознавательным признакам.

Если младший школьник обладает орфографической зоркостью, то подразумевается, что он владеет рядом умений, например, умением различать гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные; умением производить морфемный анализ слова; умением подбирать однокоренные слова; умением изменять форму слов.

Помимо того, что учитель помогает младшим школьникам в правильном и своевременном формировании понятий об орфограмме, он учит младших школьников владению способами действий обнаружения орфограммы в словах. Благодаря опознавательным признакам орфограмм у младших школьников формируются алгоритмы орфографических действий.

Методисты предлагают учащимся выполнять следующие задания:

1.  Спиши слова, поставь ударение в словах, обозначь в каждом слове сильную и слабую позицию гласной буквы;

2.  В предложении на месте гласной в слабой позиции вставь правильную букву;

3.  В словах подчеркни парные звонкие и глухие согласные.

Кармалькова Г. начинает с учащимися работу со знакомства основных признаков «трудных мест». Для гласных: любая безударная гласная. Для согласных: парные звонкие и глухие. Для согласных «трудные места» могут быть двух видов: оглушение согласного на конце слова (кроме л, м, н, р, й); оглушение в середине слова перед другой согласной (кроме л, м, н, р, й).

Учитель на уроках русского языка использует следующие упражнения, которые выполняются на слух (учитель читает слова, учащиеся слушают и выполняют задания):

А) Расставь знак ударения в словах, есть ли в слове орфограмма «безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением»?

Б) Определи места оглушения согласных, подбери проверочные слова;

В) Определи слова с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА.

Также с младшими школьниками для повторения всех изученных опознавательных признаков орфограмм можно проводить устные опросы, содержащие следующие вопросы:

1.  Как называется орфограмма, опознавательным признаком которой является «Слышу безударный гласный в корне слова»?

2.  Назови опознавательный признак орфограммы «Безударный гласный (непроверяемый) в корне слова»?

3.  «Слышу стечение парных согласных в корне слова» – к какой орфограмме относится данный опознавательный признак?

4.  Назови опознавательный признак орфограммы «Заглавная буква в именах людей, названиях городов, рек и других именах собственных»?

5.  «Слышу первый звук в первом слове предложения», к какой орфограмме относится данный опознавательный признак?

Для проверки второго педагогического условия используются такие упражнения, как «Распредели слова на 2 группы в зависимости от того, в какой части слова находится орфограмма», «Найди строчку, в которой допущена орфографическая ошибка, как называется эта орфограмма», «Найди в словах безударный гласный в корне слова, подбери проверочное слово». Правильное или неправильное выполнение этих упражнений характеризует уровень подготовки учащихся по данному условию.

На высоком уровне сформированности орфографической зоркости по данному условию находятся ученики, которые верно выполняют все предложенные задания.

На среднем уровне – ученики, которые выполняют задания с допущением нескольких ошибок или затруднений.

На низком уровне – ученики, которые большинство заданий выполняют неверно.

Третьим условием является умение не допускать ошибки в самостоятельном письме, используя опознавательные признаки орфограмм.

Для того чтобы самостоятельное письмо младших школьников было безошибочным, учащимся необходимо осмысленно работать с опознавательными признаками орфограмм, планировать свой алгоритм действий по проверке орфограмм в словах, а также осуществлять самоконтроль и самоанализ.

Для развития умения не допускать ошибки в самостоятельном письме, используя опознавательные признаки орфограмм, с учащимися можно выполнять следующие задания:

1.                Светофор.

Учащиеся показывают красный сигнал светофора, как только услышал в слове «опасное место». Слова читает учитель.

2.                «Аукцион».

Учащимся предлагается текст, в котором они должны найти все известные им орфограммы. Кто больше наберет орфограмм в данном тексте?

3.                Определи орфограмму общую для каждого ряда слова. Подчеркни ее в словах. Подбери еще по два слова на эту же орфограмму.

4.                Подбери нужное проверочное слово из данных (слово «горе»; список данных проверочных слов: пригород, горесть, город).

5.                Выпиши в три столбика слова (с безударной гласной, с проверяемой согласной, с непроизносимой согласной);

6.                Найди и исправь ошибки в тексте;

7.                В этом тексте 22 ошибки! Найди и исправь их.

Для проверки третьего педагогического условия используются задания следующего типа: «Спиши текст, раскрывая скобки», «Вставь пропущенные буквы, в скобках запиши проверочные слова», «Спиши, исправляя все ошибки в предложениях».

На высоком уровне сформированности орфографической зоркости по данному условию находятся ученики, которые выполняют предложенные задания безошибочно.

На среднем уровне – ученики,  которые допускают ошибки в одном или двух предложенных заданиях.

На низком уровне – ученики, которые допускают ошибки в трех предложенных заданиях.

Для работы над формированием орфографической зоркости младших школьников необходимо опираться на знания основных принципов орфограмм, учитывать возрастные и психические особенности младших школьников. Именно такой подход позволит повысить эффективность обучения и ускорить процесс запоминания орфографических правил и норм. Все это в конечном итоге приведет к развитой орфографической зоркости младших школьников.

На констатирующем этапе эксперимента мы провели диагностику по нашим критериям и показателям и занесли все данные в сводную таблицу оценки уровней искомого качества у испытуемых экспериментального класса, результаты представлены в виде диаграммы на рисунке 1.

 

\s

Рисунок 1. Результаты констатирующего этапа эксперимента

С помощью математической обработки данных, мы получили соответствующие результаты. Констатирующий этап показал, что на низком уровне находятся 5 человек (26,3%),  на среднем уровне — 11 человек (57,8%), на высоком уровне — 3 человека (15,7%).

На констатирующем этапе эксперимента коэффициент эффективности равен 0,6 (менее 0,7), что по правилу определения коэффициента эффективности педагогического процесса является неэффективным.

Полученные результаты опытно-экспериментальной работы доказывают необходимость внедрения разработанных нами педагогических условий по формированию орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка.

На формирующем этапе эксперимента мы внедряли педагогические условия формирования орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка.

На контрольном этапе мы снова провели диагностику по нашим критериям и показателям и занесли все данные в сводную таблицу оценки уровней искомого качества у испытуемых экспериментального класса, результаты представлены в виде диаграммы на рисунке 2. Мы использовали те же методики и на констатирующем этапе эксперимента.

 

\s

Рисунок 2. Результаты формирующего этапа

После организации формирующего этапа эксперимента в формировании орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка произошли существенные изменения в положительную сторону. Так, высокий уровень формирования орфографической зоркости был выявлен у 5 учащихся, на среднем уровне оказалось 13 учащихся, на низком уровне остался лишь 1 учащийся.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза исследования, показала, что правильно организованные педагогические условия будут способствовать повышению уровня формирования орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка, что доказывает эффективность выявленных нами педагогических условий формирования орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка.

Ссылки на источники:

1.                Шереметьевский, Ш. В. Русский язык в начальных классах. Теория и практика./ Ш. В. Шереметьевский.М.: Академия, 1997.

2.                Алгазина, Н. Н. Методика изучения орфографических правил./ Н. Н. Алгазина.М.: Просвещение, 2003.

3.                Кобызев, А. И. Диктант «Проверяю себя» как средство развития орфографической зоркости //Обучение орфографии в восьмилетней школе/ Кобызев, А. И., Заморзаева Е. М. — Ред.-сост. М. М. Разумовская.М., 1974.

4.                Блинов, Г. И. Методика упражнений при обучении орфографии./ Г. И. Блинов.М., 2007.

5.                Жедек, П. С. Методика обучения орфографии. Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах./ П. С. Жедек. — Под ред. М. С. Соловейчик.М.: Просвещение, 2002.

6.                Фролова, Л. А. Обучение русского языку в современной начальной школе./ Л. А. Фролова.М.: АРКТИ, 2002 – 192 с.

 

© А. С. Соловей, 2023
×
×