Краткосрочный проект в разновозрастной группе Тема: «Нетрадиционные техники рисования»

Автор: Любовь Викторовна Сергеева

Краткосрочный проект в разновозрастной группе

Тема: «Нетрадиционные техники рисования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель проекта:

 

  развитие творческих способностей каждого ребенка средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.

Задачи проекта:

Обучающие:

    Познакомить детей с некоторыми видами нетрадиционной техники рисования.

    Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках выбирая материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.

Развивающие:

    Развивать творчество, фантазию.

    Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти, на помощь друг другу.

Воспитательные:

    Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними; 

 

Вид проекта: творческий

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети разновозрастной группы, воспитатели, родители воспитанников или их законные представители.

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Материально-техническое обеспечение проекта: альбом, гуашь, штампы, печатки, кисти разной жёсткости, губки, вата, цветная бумага, цветной картон, ватные палочки, сухие листья деревьев и др.

Виды деятельности:

 

1.     Продуктивная

2.     Игровая

3.     Коммуникативная

4.     Трудовая

5.     Познавательная

6.     Чтение стихов, загадок

 

 

Ожидаемые результаты реализации проекта

§  Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

§  Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

§  Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

§  Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;

§  Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

§  Основное содержание и методы реализации проекта.

Дополнительные стимулы

§  Игра является основным видом деятельности детей.

§  Сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие.

§  Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми.
Эмоциональное объяснение способов действий и показ приемов изображения.

 

Методы и приемы обучения нетрадиционному рисованию

 

1. Создание игровой ситуации.

2. Показ воспитателя.

3. Использование движения руки.

4. Сравнение двух техник.

5. Проговаривание последовательности работы.

6. Педагогическая диагностика.

Широко используются стихи, загадки, а также игры.

 

 

Формы работы с детьми.

 

v Дидактические игры. Для развития воображения и фантазии.

v Чтение загадок.

v Рассматривание картин, изображений, иллюстраций.

v Чтение художественной литературы.

v Беседы.

v Занятия с использованием нетрадиционных техник

 

Формы работы с родителями.

 

 

1.     Анкетирование для родителей «Что рисует ваш ребенок»

2.     Консультации «Нетрадиционные техники рисования. Художественное творчество с применением нетрадиционных техник рисований»

3.     Беседы.

4.     Наглядная информация: буклеты, памятки.

5.     Привлечение родителей к пополнению среды (нетрадиционные материалы).

 

Нетрадиционные техники, используемые в работе с детьми  группы

 

      рисование солью, песком, манкой

      рисование мятой бумагой

      кляксография с трубочкой

      монотипия пейзажная

      печать по трафарету

      кляксография обычная

      пластилинография

 

 

          Актуальность проекта:

 

Использование детьми нетрадиционных техник в рисовании актуально и значимо в практическом и теоретическом отношении. Реализация ФГОС в детских садах позволяет использовать разнообразные формы художественного творчества, в том числе и нетрадиционные техники рисования.   Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Рисование нетрадиционными способами – это увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику.

 Одной из современных проблем дошкольной педагогики является вос­питание творческой личности.

Творческая деятельность — это свободная деятельность по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «Я».

Именно творческая деятельность ребенка делает его существом, об­ращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое на­стоящее.

Проблема детского творчества — одна из актуальных проблем педагоги­ки и психологи

Детское творчество — это создание ребенком субъективно (значимого прежде всего для него) нового продукта (рисунка, лепки и т.д.); и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития ребенка в процессе творческой деятельно­сти; результата (придумывание к известному новых, ранее не используе­мых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ).

Деятельность по изобразительному искусству дает возможность насладиться положительными эмоциями, почувствовать себя хозяином своего творчества. Дети изучают и учатся познавать окружающий мир, копируя его. В их рисунках отражается личное отношение ко всему происходящему вокруг. Разнообразие форм, методов и приемов работы по изобразительной деятельности развивает художественные способности ребенка .

 Нетрадиционные техники рисования в детском саду развивают ребят выражать задуманное свободно, без всяких ограничений. Детские страхи отступают, появляется уверенность в себе.

 Необычность нетрадиционного рисования заключается в том, что оно дает возможность детям быстро получить желаемый результат.

Реализация проекта:

Этапы работы над проектом:

 

1.Подготовительный

2.Основной

3.Заключительный. Выставка детских работ.

 

 1 этап – подготовительный.

Изучение методической литературы. Создание развивающей среды, материальной базы. Подобрать систему игр, упражнений. Разработать план занятий. Создать выставочную зону для готовых работ – детских рисунков, поделок. Подготовить необходимый для изо деятельности материал, различную бумагу, краски, карандаши, а также нетрадиционный материал для рисования и аппликации — свечи, трубочки, нитки, зубная щетка, ватные палочки, соль, манная крупа. Разработка конспектов занятий, сценариев мероприятий.  Анкетирование родителей «Умеет ли ваш ребенок рисоват»

2 этап – основной.

Развитие творческих способностей с помощью нетрадиционных техник изо деятельности и различных нетрадиционных материалов.

Использование разнообразных методов и приемов (беседы, показ, объяснение, указание, напоминание, поощрение, игровые приемы)

Использование мультимедийного оборудования, иллюстративного материала.

На занятиях по художественно-эстетическому развитию познакомить с такими техниками: раздувание краски, рисование ватными палочками, рисование манкой, солью, поролоном. Также познакомить с рисованием по сырой бумаге, по мокрой бумаге, проводились эксперименты с разными материалами (соль, крупа, крахмал и т.д.). Побуждать рисовать клеевой кистью, по картону восковыми мелками. С помощью оттиска рисовать различные узоры, цветы, звезды.

3 этап. Заключительный

Выявить уровень творческих способностей детей, выработанный в ходе занятий нетрадиционными техниками.

Оформление выставки детских работ.

Оформление детского альбома.

На данном этапе работа осуществляется по следующим направлениям: обобщающее творческое занятие, праздник, выставка детских работ.

1. Праздник рисования.

Цель: приобщать детей к удивительному миру искусства, развивать у них фантазию, творчество, воображение.

2. Выставка детских рисунков нетрадиционными методиками для родителей. 

План проекта:

 

Мероприятие

Сроки

1

Беседа о нетрадиционных техниках изображения

сентябрь

2

  Дождь из тучи (рисование пальчиком)

сентябрь

3

Медвежонок ( рисование жесткой кистью)

сентябрь

4

«Осенний лес» (ватные палочки)

 

октябрь

 

Бабочки (монотипия предметная)

 

октябрь

5

Чудесные превращения кляксы( Кляксография)

октябрь

6

Печатками из картофеля, оттиск пробкой.

октябрь

7

Сугробы везде ( рисование манной крупой)

ноябрь

8

Зимний пейзаж ( рисование зубными щетками)

 ноябрь

9

Деревья в инее ( отпечаток поролона)

ноябрь

10

Улитка и сказочный домик (Пластилинография)

ноябрь

11

Рыбки плавают в пруду ( рисование ладошкой)

ноябрь

12

Сказочный зимний лес (рисование солью)

ноябрь

13

Разработка картотеки «Нетрадиционных способов рисования»

ноябрь

 

Каждый из этих методов рисования – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, даёт полную свободу для самовыражения.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

*способствует снятию детских страхов;

*развивает уверенность в своих силах;

*развивает пространственное мышление;

* побуждает детей свободно выражать свой замысел;

*побуждает детей к творческим поискам и решениям;

* побуждает работать с разнообразным материалом;

*развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;

*даёт детям возможность получать во время работы эстетическое удовольствие.

Существует много техник нетрадиционного рисования. Выбирая определённую технику, необходимо учитывать возраст, возможности и интересы детей. Опыт моей работы в использовании нетрадиционных техник рисования пока ещё невелик. В своей работе с детьми я уже успела попробовать следующие техники нетрадиционного рисования:

*тычок жёсткой полусухой кистью;

*оттиск печатками из картофеля;

*оттиск поролоном;

*оттиск печатками из ластика;

*восковые мелки+акварель;

*кляксография с трубочкой;

*рисунки из ладошки;

*волшебные верёвочки;

*рисование крупами (манкой, пшеном, гречкой);

*скатывание бумаги;

*метод волшебного рисунка (свеча + акварель);

*рисование на мокрой бумаге

*пластилинография;

*тестопластика (лепка из солёного теста).

*предметная монотипия.

 

 

Нетрадиционные техники рисования используемые

в разных возрастных группах

 

 

Младшая группа(3-4 года)

 

1.     Рисование жесткой полусухой кистью.

2.     Пальчиком.

3.     Рисование ладошкой.

4.     Рисование ватной палочкой.

5.     Печатками из картофеля оттиск пробкой.

 

 

Средняя группа (4-5 лет)

 

1.     Оттиск поролоном.

2.     Оттиск печатками из ластика, листьев.

3.     Восковые мелки + акварель.

4.     Свеча +акварель.

5.     Рисование мятой бумагой.

6.     Монотипия предметная.

7.     Пластилинография.

 

 

Старшая и подготовительная группа (5-7 лет)

 

1.     Монотипия пейзажная.

2.     Рисование зубной щеткой.

3.     Набрызг.

4.     Кляксография с трубочкой.

5.     Фотокопия – рисование свечой.

6.     Рисование нитками.

7.     Рисование солью.

8.     Пластилинография.

 

 

×
×