Особенности мотивации к будущей профессиональной деятельности у курсантов военных училищ

Автор: Татьяна Геннадьевна Уварова

eq Одной из актуальных eq задач eq современной психологии eq является проблема eq готовности eq человека к профессиональной eq деятельности. Изучение eq общей eq проблемы готовности к eq труду началось в 50-е eq годы в eq связи с необходимостью eq профессионального обучения eq людей eq различным видам eq труда. Готовность – это eq условие eq успешного выполнения eq профессиональной деятельности, eq которая eq должна формироваться и eq совершенствоваться как самим eq человеком, так и eq всей системой eq мероприятий, проводимых eq государством в eq целом.

Готовность eq человека к труду eq рассматривалась eq исследователями по-разному, в eq зависимости от специфики eq структуры eq профессиональной деятельности. eq Большинство авторов eq объясняли eq готовность через eq совокупность мотивационных, eq познавательных, eq эмоциональных и волевых eq качеств личности, как eq общее eq психофизиологическое состояние, eq обеспечивающее актуализацию eq возможностей; eq направленность личности на eq выполнение определенных eq действий (Р.А. eq Гаспарян, Е.Г. Козлов, Л.С. eq
Нерсесян и др.).

Профессиональная eq готовность военного eq специалиста к eq практической деятельности – eq сложное структурно-системное eq образование, eq которое охватывает eq различные стороны eq психики eq специалиста и включает eq личностно-мотивационную и волевую eq сферы, eq обобщенные знания и eq представления, определенные eq профессиональные eq навыки, способности eq человека. Это не сумма eq изолированных eq психических качеств и eq свойств, а их целостное eq единство, eq имеющее определенную eq структуру.

В формировании eq профессиональной eq готовности особое eq место принадлежит eq мотивационному eq компоненту, который eq является «стержневым, eq своего eq рода направляющим eq образованием», так как «вне мотива и eq смысла eq невозможны ни одна eq деятельность, не реализуемы eq никакие, eq даже самые eq усвоенные знания и eq предельно eq сформированные умения». В eq структуре профессиональной eq готовности eq офицера к службе в eq войсках наиболее eq важное eq место занимают eq мотивы. По определению eq мотив – это eq внутреннее побуждение к eq активности, связанное с eq удовлетворением eq определенных потребностей. В eq качестве мотивов eq выступают eq потребности, интересы, eq убеждения, представления о eq нормах и eq правилах поведения, eq принятых в обществе.

eq Мотивацияeq совокупность устойчивых eq мотивов, определяющих eq содержание и eq характер деятельности eq личности воина. Это eq динамический eq процесс формирования eq мотива (как основание eq поступка). eq Мотивация занимает eq ведущее место в eq структуре eq личности и является eq одним из основных eq понятий, eq которое используется для eq объяснения поведения и eq деятельности eq человека. Это сложный eq процесс перевода eq внешних eq воздействий объективной eq действительности во внутренние eq побудительные eq силы человеческого eq поведения.

Мотивационная eq сфера eq личности — вся имеющаяся у eq
данного человека eq совокупность eq мотивационных образований: eq диспозиций (мотивов), eq потребностей и eq целей, интересов и др. eq Мотивы формируют eq мотивационно-ценностную eq структуру профессиональной eq деятельности военнослужащих, eq представляющую eq взаимосвязанную совокупность их eq потребностей, интересов, eq ценностных eq ориентаций, обеспечивающих eq определенную направленность eq мотивов и eq деятельности личности.

В eq процессе освоения eq профессии, в eq ходе обучения и eq трудовой деятельности eq происходят eq развитие и трансформация eq мотивационной структуры eq субъекта eq деятельности. Это развитие eq идет в двух eq направлениях: eq во-первых, общие eq мотивы личности eq трансформируются в eq трудовые; во-вторых, с eq изменением уровня eq профессионализации eq изменяется и система eq профессиональных мотивов.

eq Каждый вид eq человеческой деятельности eq характеризуется своими eq специфическими eq побудительными мотивами. eq Мотивация военной eq службы и eq профессиональной деятельности — eq процесс субъективного eq преобразования eq личностью условий и eq факторов социальной и eq профессиональной eq среды в результате eq осознания и принятия их eq содержания и eq значимости в активные eq побудительные силы, eq лежащие в eq основе мышления, eq поведения, поступков eq военно-профессиональной eq деятельности. Смысл eq мотивации заключается в том, eq
чтобы eq найти именно eq такие действия, eq которые eq соответствуют основной, eq закрепленной в жизни eq установки eq личности.

В процессе eq обучения в академии у eq курсантов eq формируются мотивационно-ценностные eq ориентации на предстоящую eq военную eq службу и профессиональную eq деятельность, эффективное eq освоение eq функциональных обязанностей в eq объеме первичных eq офицерских eq должностей в соответствии с eq полученной военной eq специальностью.

eq Результатом профессионального eq
становления офицера в eq военном eq вузе должны eq стать: уверенное eq выполнение eq функциональных обязанностей по eq должностному предназначению; eq умение eq строить межличностные eq отношения в воинских eq коллективах, eq организовывать воспитательную eq работу в подразделении; eq способности eq видеть главное в eq работе, четко eq определять eq цели и проявлять eq настойчивость в их достижении, eq осуществлять eq подбор исполнителей и eq рационально распределять eq обязанности eq между ними, eq доводить начатое eq дело до eq конца; умение eq адаптироваться к изменениям eq социальной eq среды за счет eq общеобразовательной  и военно-профессиональной eq подготовки; eq стремление к постоянному eq самосовершенствованию; уверенность в eq своих eq силах и способностях, в eq
правильность выбора eq жизненного eq пути и др.

Для решения eq профессиональных задач eq офицер eq должен быть eq чутким к проявлениям eq эмоций, eq интеллекта и характера eq другого человека, eq соблюдать eq этические нормы, eq проявляя при этом eq принципиальность в eq отстаивании собственной eq позиции. Все это требует от eq
него eq серьезной внутренней eq работы, развития eq личностных и eq профессиональных качеств, eq необходимых для предстоящей eq профессиональной eq деятельности в войсках.

eq Попытки классифицировать eq мотивы eq предпринимались неоднократно и с eq разных позиций. Их eq можно eq объединять по различным eq основаниям. Например, в eq научной eq литературе мотивы eq классифицируют на основании их eq функций:

eq Реально действующие eq неосознанные мотивы, eq выполняющие eq только побудительную eq функцию;

– Реально eq действующие eq осознанные мотивы, eq выполняющие побудительную, eq смыслообразующую и eq объяснительную функции;

eq «Осознанные» мотивы, eq выполняющие eq либо объединительную, eq либо смыслообразующую, eq
либо ту и eq другую функции eq одновременно.

Таким eq образом, eq мотивация курсантов eq очень разнообразна. Под eq
воздействием eq объективных условий и eq субъективных факторов у eq курсантов eq формируется мотивационная eq готовность к военно-профессиональной eq деятельности.

×
×