Формирование здоровьесберегающей компетентности старшего дошкольника посредством игровой деятельности

Автор: Тушаева Хава Аюбовна

УДК

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тушаева Хава Аюбовна

Студент, Ставропольского государственного

педагогического института

РФ, г. Ставрополь

Никабадзе Ольга Сергеевна

Педагог-психолог, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и практической психологии и социальной работы

Филиал Ставропольского государственного

педагогического института

РФ, г. Ставрополь

FORMATION OF THE HEALTH-SAVING COMPETENCE OF THE SENIOR PRESCHOOLER THROUGH THE PLAY ACTIVITY OF

Tushaeva Hava Ayubovna

Student, Stavropol State Pedagogical Institute

Russian Federation, Stavropol

Nikabadze Olga Sergeevna

Teacher-psychologist, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of General and Practical Psychology and Social Work Branch of Stavropol State Pedagogical Institute

Russian Federation, Stavropol

Аннотация: в статье представлена диагностика и проанализирована динамика формирования здоровьесберегающей компетентности у старших дошкольников. Цель исследования – сформировать знания здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Annotation: the article presents the diagnosis and analyzes the dynamics of the formation of health-saving competence in older preschoolers. The purpose of the study is to form knowledge of a healthy lifestyle in older preschool children through play activities.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающая компетентность, старший дошкольник, игра.

Key words: health, health-saving competence, senior preschooler, game.

В настоящее время проблема здоровья детей стоит достаточно остро. Люди стали меньше уделять внимания здоровью детей. Но ведь быть здоровым стало модно. Об этом свидетельствуют большое количество оздоровительных центров, клиник, аптек. Спрос на услуги медиков возрастает, однако уровень заболеваемости растет.

Возникает вопрос, как не допустить нарушение равновесия системы здоровья, т.е. какая профилактика будет понастоящему эффективна? Эффективная профилактика возможна, только когда она исходит от самого человека, т.е. при наличии у него активной позиции по отношению к здоровью, развивать которую наряду с ценностным отношением к здоровью наиболее эффективно в период дошкольного обучения. Очень важно именно в сензитивный период формировать в ребенке здоровьесберегающие компетенции, отношение его к здоровью. Если он останется без влияния внешней среды, то благоприятный для его обучения период пройдет без пользы. Следовательно, сензитивные периоды являются окнами. Окна постепенно закрываются, и после какого-то возраста человеку практически невозможно овладеть тем или иным умением.

Как утверждает И.П. Калью: «Здоровье – естественная функция организма на всех уровня его жизни, естественный ход биологических процессов, которые способствуют естественной жизни» [2, с. 8–11].

В нашем исследовании мы рассматриваем формирование деятельности воспитанников дошкольного возраста как фактора здоровьесбережения.

Актуальность проблемы определяется противоречиями между:

¾              необходимостью развития личности как субъекта здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий формирования здоровья личности, его полноценного психофизического развития;

¾              предпосылками, служащими для формирования здоровья человека, связанными с развитием его внутреннего мира, становлением самосознания.

В этой связи организация досуговой деятельности детей дошкольного возраста как фактора, способствующего здоровьясбережению детей должно проходить при соблюдении следующих требований:

¾              знание правил гигиены и умение соблюдать их, тем самым проявляя гуманное отношение к самому себе, своему здоровью и окружающим;

¾              проявление самостоятельности, ответственности, настойчивости, целеустремленности в достижении результатов хорошего физического и духовного состояния не только в целях своего собственного физического совершенствования, но и с целью оказания поддержки окружающим людям, проявляя к ним гуманное отношение;

¾              овладение способами сохранения здоровья и правилами здорового образа жизни (соблюдение режима дня, питания, сна, прогулки, закаливания), являясь примером для окружающих [4, с. 208].

Стоит отметить, особое внимание, на наш взгляд, заслуживает деятельность с элементами спортивных подвижных игр, которые представлены в одной из учебных программ дошкольного образования [5, с.262].

Так, для воспитанников старшего дошкольного возраста в программу включены элементы спортивных игр из следующих видов спорта: баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, городки (для воспитанников от 5 до 6 лет). Для воспитанников от 6 до 7 лет – спортивные игры по упрощенным правилам: баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис, городки.

Игры с элементами спорта, способствуют формированию психофизических качеств ребенка, повышению умственной активности, развитию ориентировки в пространстве, сообразительности, быстроты мышления, обогащению сенсомоторного опыта, воспитанию ответственности, воли, решительности (Н.Э. Власенко, Л.Д. Глазырина, Т.Ю. Логвина, В.А. Овсянкин, В.И. Ольха, В.Н. Шебеко, В.А. Шишкина и др.).

Заслуживает внимание то, что ребенок, играя, учится в спортивных играх осознавать собственные действия, согласовывая их с действиями сверстников. На наш взгляд где ребенок свободно выбирает предмет деятельности; производит самостоятельно действия с выбранным предметом; определяет самостоятельно правила игры со сверстниками; осознает себя членом команды в игре, задачи формирования здоровьесберегающей компетенции могут решаться следующим образом:

¾              к предметам деятельности — бережное отношение к спортивному инвентарю (использование предмета по назначению);

¾              к сверстникам – готовность к проявлению таких человеческих качеств, как взаимопомощь, взаимовыручка, способность сопереживать партнеру по игре, не говорить обидных слов, соблюдать личное пространство;

¾              к взрослым – позитивно относиться к замечаниям взрослого, реагировать на них;

¾              к самому себе – реально оценивать свои возможности, стараться сдерживать свои эмоции; различать и понимать, что такое хорошо – плохо, добро-зло, справедливо – несправедливо [1, с. 26-32].

Мероприятия, связанные с различными видами физических упражнений и элементами спортивных игр, способствуют формированию здоровьесберегающей компетенции в учреждении дошкольного образования [3, с. 112-118].

Одновременно в процессе овладения детьми представлениями о здоровом образе жизни и способами здоровьесбережения проводится большая воспитательная работа по выработке у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Список литературы:

1. Анфисова С.Е. Система работы по формированию технологической компетентности / С.Е Анисова // Вестник ТГУ. 2017. № 4. С. 26-32.

2. Изуткин Д.А. Формирование здорового образа жизни / Д.А. Изуткина // Здравоохранение. 2014. № 11. С. 8-11.

3. Снегурова А.Т. Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении / А.Т. Снегурова // Образование и наука. 2015. № 7. С.112-118.

4. Стожарова М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. 208 с.

5. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь, [Национальный институт образования]. – Минск: Национальный институт образования, 2012. – 415 с.

References:

1. Anfisova S.E. System of work on the formation of technological competence / S.E. Anisova // Bulletin of TSU. 2017. No. 4. pp. 26-32.

2. Izutkin D.A. Formation of a healthy lifestyle / D.A. Izutkina // Healthcare. 2014. No. 11. pp. 8-11.

3. Snegurova A.T. Creation of a health-saving environment in an educational institution / A.T. Snegurova // Education and Science. 2015. No. 7. Pp.112-118.

4. Stozharova M.Y. Formation of psychological health of preschoolers. — Rostov n/A: Phoenix, 2009. 208 p.

5.  Curriculum of preschool education / Ministry of Education of the Republic of Belarus, [National Institute of Education]. — Minsk: National Institute of Education, 2012. — 415 p.

×
×