Автор: Гульшат Бадртдинова
Тема: «Моя Республика – Башкортостан»
Задачи: закрепить знания детей о Республике, о столице, о городе, в котором живем. Дать представления о народах Башкортостана, о его традициях в прошлом, закрепить понятие орнамент.
Развивать речь детей, двигательную активность, мелкую моторику рук.
Воспитывать интерес к предкам, к истории города и Республики, уважение к Республике и родному городу, трудолюбие, уважение к друг другу
Формы организации:
— беседа «Моя Республика»;
— беседа «Символика РБ»
— беседа «Мой город»
— физминутка «Журавли»;
-пальчиковая гимнастика «Пчёлы»;
— презентация на тему «Моя Башкирия»;
— аппликация «Эскизы башкирской посуды»;
Оборудование:презентация «Моя Башкирия», альбомный лист бумаги , краски, кисточки, банки с водой, салфетки, клеёнка на столе.
Алгоритм:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с Вами очень интересный день. Я хочу вам рассказать о нашей Республике, и показать все её красоты.
Воспитатель: Как называется наша Республика?
Дети: Наша республика называется Башкортостан
Воспитатель: Правильно. Как называется столица нашей республики Башкортостан?
Дети: Столица нашей республики Башкортостан называется Уфа.
Воспитатель: Верно ребята, у нашей республики Башкортостан есть свой флаг, гимн и герб. Кто мне скажет какие цвета имеет наш флаг?
Дети: Голубой, белый, зеленый, а на белом фоне изображен узор.
Воспитатель: Этот узор называется курай. Курай – это цветок, который растет на берегу реки, а древние башкиры сделали из него национальный музыкальный инструмент, обозначающий символ дружбы.
Воспитатель: Также у нашей республики есть свой гимн, в котором звучит курай, и поётся о благополучии родного края, о его красоте и дружелюбии.
Воспитатель: Наша республика Башкортостан очень богата, как вы думаете ребята чем?
Дети: Наша республика богата лесами, дикими животными, горами, водоемами, красивыми городами и селами, многонациональным дружным и трудолюбивым народом, еще республика богата нефтью и природным газом.
Воспитатель: Назовите мне города, которые вы знаете?
Дети: Кумертау, Стерлитамак, Учалы, Сибай, Бирск…..
Воспитатель: А какие реки вы знаете?
Дети: Белая, Кама, Танып, Инзер, Нугуш…..
Воспитатель: А что вы знаете о многонациональном народе?
Дети: Это разные нации, проживающие в нашей республике. Башкиры, татары, русские, украинцы, армяне, узбеки, мордва.
Воспитатель: Посмотрите на экран, какая красивая наша республика Башкортостан. Это все наша Родина.
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, какие красивые дома нас окружают, в каких уютных квартирах мы живем, у нас очень много помощников в доме, вокруг нас очень много магазинов, и мы можем себе многое позволить.
Но в давние времена башкирам жилось очень трудно, и приходилось много работать.
Воспитатель: Какой это был народ? Как они жили? Они жили в таких же условиях как мы сейчас?
Дети: Нет. Древние башкиры – это был кочевой народ и жили они в юртах.
Воспитатель: А кто такой кочевой народ?
Дети: Это когда часть переезжают с одного места на другое.
Воспитатель: Почему древние башкиры часто переезжали?
Дети: Потому что они содержали очень много домашнего скота, для того чтобы животные были здоровыми и приносили пользу – им нужна свежая трава и чистая вода. Когда на старом месте заканчивалась трава, то приходилось искать новое место.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете что такое юрта?
Дети: Юрта – это круглая палатка с земляным полом, она очень быстро разбиралась и собиралась.
Воспитатель: Юрта как раз для кочевого народа.
Воспитатель: Что находилось в юрте?
Дети: Полы застилали паласами, которые ткали башкирские рукодельницы, стояли сундуки с постелью и посудой.
Воспитатель: А какой посудой пользовались древние башкиры? Стеклянной? Фарфоровой? Глиняной?
Дети: Башкиры пользовались деревянной посудой.
Воспитатель: Правильно. Эта посуда деревянной. В наше время такая посуда используется как сувенирная.
Воспитатель: Ребята скажите, как вы думаете почему деревянная посуда использовалась древними башкирами?
Дети: Потому что древние башкиры были кочевым народом, а деревянная посуда была удобна в обращении и не боялась переезда.
Воспитатель: Ребята, хотите посетить очень удивительное место, где сохранилась деревянная посуда и традиции древних башкир? (ответы детей). Тогда отправляемся в путь.
Летят высоко журавли,
Над опустевшими полями,
И рощи сонные, пустые,
Им машут голыми ветвями.
Лесам, где лето провели,
Они кричат «Летите с нами».
Кружатся листья золотые,
До свидания журавли!
Воспитатель: Вот мы и на месте. Здравствуй Гульбикай апа.
Гульбикай апа: Здравствуйте дети.
Воспитатель: Посмотрите ребята, как тут красиво, какие ковры, какой красивый костюм. А чем же занимается наша Гульбикай апа?
Гульбикай апа: Я ребята очень люблю посуду. Я раскрашиваю её разноцветными красками.Вы поможете мне помочь раскрасить пиалы ?
Дети: Да
Воспитатель: сейчас Гульбикай апа расскажет и покажет, как нужно украсить посуду. (рисует башкирский орнамент, показывает какие цвета используются. Орнамент повторяется, что означает орнамент).
Гульбикай апа: Проходите в мою мастерскую ребята, но сначала нам надо подготовить наши руки к работе и провести гимнастику для рук.
Домик маленький на елке (одна рука согнута в локте, пальцы растопырены — елка, на второй пальцы смыкаются в кольцо — улей).
Домик маленький на елке,
дом для пчел, а где же пчелки? (заглядываем в улей)
Надо в домик постучать (сжимаем кулаки, стучим друг об друга)
Раз, два, три, четыре, пять
Я стучу, стучу по елке
Где же, где же эти пчелки? (стучим друг об друга кулаками, чередуя руки)
Стали вдруг вылетать (разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчелки летают)
Раз, два, три, четыре, пять!
Воспитатель: Берем кисточки, макаем ее в воду, потом в краску такого цвета, какой мы решили сделать орнамент. (напоминаем детям при необходимости).
Воспитатель: Вот как красиво и ярко получается у наших ребят. Они тоже очень трудолюбивые и старательные.
Гульбикай апа: Я вижу вы большие молодцы, так много знаете о родном крае, о своей республике, о своем народе. Спасибо Вам за помощь.. За помощь я вас хочу угостить башкирскими сладостями. Называется это блюдо «Чак — чак».
Дети: Спасибо Гульбикай апа.
Гульбикай апа: До свидания ребята. До новых встреч.
(уход под башкирскую мелодию).
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше увлекательное путешествие по нашей республике Башкортостан?
Дети: Да.
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось?
Воспитатель: Но, нам пора возвращать к себе в нашу любимую группу.
Воспитатель: До свидания.
Дети: До свидания.