Автор: Бодина Екатерина Андреевна
Вооруженный конфликт на КВЖД.
(Автор: Бодина Екатерина Андреевна, педагог со стажем 7 лет)
Дипломатические отношения СССР и Китая в 1924 г. говорили о согласии совместного управления Китайско-Восточной железной дорогой, построенной незадолго до Русско-японской войны царской Россией через территорию Маньчжурии в восточном направлении. Совсем скоро данное соглашение подверглось нарушению со стороны китайской власти, началась подготовка захвата КВЖД.
Военные провокации со стороны китайской власти и нарушения советской границы становятся регулярными с середины 1920-х гг. 1925-1928 гг. число антисоветских вылазок превысило 2 тыс. Совершенное китайской властью вооруженное нападение 10 июля 1929 г. на управление КВЖД в Харбине привело к захвату всей линии дороги от станции Маньчжурия в Забайкалье до станции Пограничная в Приморье. Число арестованных советских граждан превышало 200 человек, рабочие места разрушены. В это же время вдоль границы СССР и Китая начинает сосредоточиваться 130-тысячная группировка китайских войск.
Маньчжурское направление стало главным в действиях китайского правительства, что было обусловлено хорошо развитой экономикой и транспортной системой Маньчжурии, а также, большой оседлостью в этих местах советских эмигрантов и войск адмирала Колчака, атамана Семенова, генерала Хорвата, поддерживающих план китайской власти, а именно захват КВЖД. Осенью 1929 г. количество столкновений на границе резко начинает расти, создается угроза захода китайских войск на территорию СССР, советская власть принимает меры по обеспечению безопасности дальневосточных границ.
Противник в начале октября привел в боевую готовность Мукденскую армию, Сунгарийскую военную флотилию и белогвардейские отряды. Численность группировки, сосредоточенной в районе Лахасусу (Тунцзян), составляла 2,2 тыс. солдат и офицеров, 12 пулеметов, 10 минометов и 6 — 8 орудий. 12 октября — 29 ноября 1929 г. военные действия на КВЖД, войска нанесли ряд последовательных ударов, в результате которых разгромили тунцзянскую, фугдинскую, чжалайнор-маньчжурскую и мишаньскую группировки противника.
На Дальневосточную военную флотилию и десант (стрелковый полк, два стрелковых батальона, кавэскадрон) возложили ликвидация фугдинской группировки. В данной операции было задействовано более 1 тыс. штыков и сабель, 66 пулеметов, 24 полевых орудия. Руководил боевыми действиями командующий флотилией, действия флотилии и десанта поддерживали 8 самолетов. Утром 31 октября советские корабли с десантом, преодолев заграждения на Сунгари, подошли к Фугдину. После удара авиации по кораблям на рейде под прикрытием огня на берег высадился десант. Под угрозой окружения противник начал постепенно оставлять город. К рассвету следующего дня Фугдин был полностью в руках советских войск. Взорвав военные объекты, 2 ноября войска ОДВА погрузились на корабли и вернулись на свою территорию. В середине ноября китайское командование сосредоточило две крупные группировки войск в районе городов Маньчжурия и Чжалайнор в Забайкалье и в районе Мишань Фу в Приморье. Только в районе городов Маньчжурия и Чжалайнор находилось около 15 тыс. солдат и офицеров, располагающих 26 пулеметами, 34 минометами, 25 орудиями и 2 бронепоездами.
В связи с прямой угрозой нападения на территорию СССР реввоенсовет ОДВА в ноябре 1929 г. принял решение нанести упреждающий удар по этой группировке. Для проведения Маньчжуро-Чжалайнорской операции привлекалась Забайкальская группа войск ОДВА под командованием С. С. Вострецова. В состав группы входили 3 стрелковые дивизии, в том числе 21-я, переброшенная по железной дороге из центральных районов Сибири осенью 1929 г., отдельная кавалерийская бригада, отдельные части и подразделения. Всего — около 7,6 тыс. штыков и сабель, 166 ручных пулеметов, 331 станковый пулемет, 88 орудий, 9 танков, 3 бронепоезда, 32 самолета.
На рассвете 17 ноября началось наступление Забайкальской группы войск, отдельная бригада кавалерии во главе с К.К.Рокоссовским обошла Чжалайнор с востока и перерезала железную дорогу, связывающую его с центральными районами Маньчжурии. В это же время два полка 35-й стрелковой дивизии под командованием П.С.Иванова нанесли удар по Чжалайнору с севера, один полк обходил город с востока. На северо-востоке в город вошла 36-я стрелковая дивизия (без стрелкового полка) под командованием Е. В. Барановича, усиленная танковой ротой. Один полк 36-й дивизии имел задачу перерезать железную дорогу между станцией Маньчжурия и Чжалайнором. К исходу 18 ноября советские войска овладели Чжалайнором, разгромив оборонявший его гарнизон. После перегруппировки 35-я и 36-я стрелковые дивизии, а также кавалерийская бригада повели наступление с юго-востока на город и станцию Маньчжурия, по которым с севера наносили удар полки 21-й стрелковой дивизии (командир Г. И. Ашахманов). Китайский гарнизон в течение двух дней оказывал ожесточенное сопротивление, неоднократно переходя в контратаки, но 20 октября был вынужден капитулировать.
Противник потерял убитыми около 1,5 тыс. солдат и офицеров. В плен сдалось свыше 8 тыс. человек (в том числе командующий Северо-Западным фронтом генерал Лян Чжу Цзян со своим штабом), была захвачена почти вся артиллерия противника, 2 бронепоезда, много пулеметов, винтовок и боеприпасов. Разгром советскими войсками группировки противника в районе города Мишань Фу (Мишань), угрожавшей советскому Приморью был проведен параллельно с Маньчжуро-Чжалайнорской операцией, где сосредоточили почти 5,5 тыс. китайских солдат и офицеров, 24 пулемета, 24 миномета и 6 — 8 орудий. Главная задача была закреплена за специальной группой, в составе стрелковой дивизии под командованием А. И. Черепанова, и кавалерийской бригады под командованием Д. А. Вайнера, численностью 2,8 тыс. штыков и 960 сабель, 131 пулемет, 36 орудий с поддержкой авиации в количестве 25 самолетов. Руководил операцией начальник штаба ОДВА А. Я. Лапин. Утром 17 ноября советская авиация нанесла бомбовые удары по войскам и укреплениям противника, без артиллерийской подготовки два стрелковых полка наступили с юга на Мишань Фу, а кавалерийская бригада, усиленная стрелковым батальоном на подводах, вышла в тыл обороняющейся группировке противника. Противник, стремясь избежать окружения, начал поспешный отход. К 17 часам Мишань Фу был занят советскими войсками.
В результате успешных действий войск ОДВА конфликт завершился подписанием 22 декабря 1929 г. в Хабаровске советско-китайского протокола о восстановлении мира и урегулировании конфликта. Протоколом предусматривалось восстановление положения на КВЖД, существовавшего до начала конфликта. К концу декабря все советские войска покинули китайскую территорию. За героизм и мужество, проявленные во время боевых действий на КВЖД, Особая Дальневосточная армия и Дальневосточная (с 27 января 1931 г. — Амурская) военная флотилия были награждены орденами Красного Знамени. 589 бойцов и командиров получили ордена Ленина и Красного Знамени. Среди награжденных — В. К. Блюхер и К. К. Рокоссовский.
Военные действия на КВЖД явились первым серьезным боевым испытанием для советских Вооруженных Сил. Военное искусство обогатилось опытом планирования и проведения операций и боев на окружение, организации и поддержания тесного взаимодействия между сухопутными войсками, речной флотилией и авиацией, использования десантов и обеспечения их высадки огнем корабельной артиллерии и ударами авиации, разгрома превосходящего противника малыми силами и его преследования специально созданными подвижными группами из различных родов войск. Отметим, что Маньчжуро-Чжалайнорская операция проводилась на глубину до 200 км.
В ходе боев была подтверждена правильность основных положений Боевого устава пехоты 1927 г. и Полевого устава 1929 г. Полученный в ходе боевых действий на КВЖД опыт изучался, обобщался и использовался при подготовке командиров, штабов и войск, а также учитывался при разработке новых уставов, наставлений и инструкций.