Автор: Арсанбекова Калимат Абакаровна
КОНСПЕКТ «БОЖЬЯ КОРОВКА»
Тема: «Божья коровка»
Цель: развивать у детей познавательный интерес к насекомым посредством эмоционально — чувственного погружения.
Возрастная группа: средняя 4-5 лет.
Форма работы с детьми: эмоционально-чувственное погружение.
Форма организации: групповая.
Учебно-методический комплект: Примерная ООП ДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Москва, 2012,
самостоятельная разработка.
Материалы и оборудование:
зрительный ряд: мягкие игрушки божья коровка (большая и маленькая), движущиеся игрушки в виде божьих коровок, коврики в виде листочков, сборно-разборный макет божьей коровки.
физкультминутка «Божья коровка».
музыкальный ряд: фонограмма «Божья коровка»
раздаточный материал: цветные кружочки, маркер.
мультимедийные: ноутбук, музыкальный центр.
Задачи образовательной программы:
Развивающие:
Активизировать и обогащать словарь: потешки, насекомые, божья коровка;
Развивать познавательный интерес к устному народному творчеству, через потешки, считалки, приговорки, загадки;
Расширять представление детей о насекомых;
Развивать координацию движений, общую и мелкую моторику.
Обучающие:
Развивать представление детей о божьей коровке;
Совершенствовать умение объединяться в игре;
Формировать знания о правилах безопасности при общении с насекомыми;
Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров (большой – маленький круг).
Воспитательная:
Вызвать эмоциональный отклик на происходящее;
Воспитывать доброе отношение к насекомым;
Формировать потребность соблюдать элементарные правила безопасности;
Воспитывать умение видеть красоту природы, понимать ее хрупкость, вызывать желание оберегать.
Содержание совместной деятельности педагога и детей
Входит педагог, в руках у него корзинка, закрытая платочком.
-Здравствуйте ребята! Давайте с вами познакомимся, меня зовут….
— Ребята, сколько сегодня гостей!
–Здравствуйте, гости!
— Ребята вы слышите-что-то жужжит?
(воспроизводится звучание насекомых в аудиозаписи)
-Как вы думаете, кто это спрятался в моей корзинке? Кто издает этот звук? (по записи звучит писк комара, жужжание пчелы, мухи и т.д.) Появляется изображение насекомого на экране (дети рассматривают изображение насекомых).
— Это…. (комар, муха, пчела). Это насекомые, которые издают громкие характерные звуки.
А кто такие насекомые, что вы о них знаете? …Какие у вас хорошие представления о насекомых. Они такие разные. А хотели бы вы еще что-то очень интересное узнать о насекомых? А вот я знаю, что есть насекомые, которые издают очень тихие звуки. Сегодня я вам предлагаю узнать об одном из них:
Загадка «Божья коровка»
Красный, маленький комочек,
На спине немного точек,
Не кричит и не поет,
А по листику ползет (достать божью коровку)
С неба в гости прилетела.
На цветочек тихо села.
Крылышки в горошек.
Шесть прекрасных ножек.
Черная головка.
( Божья коровка)
Догадались? Молодцы!
-Ребята, божья коровка что-то устала немного сидеть в корзинке. Давайте поможем ей взбодриться. Предлагаю вам превратиться в жучков божьих коровок и вместе с ней совершить путешествие на веселую полянку.
Посмотрите, мы оказались с вами на красивой цветочной поляне (присаживаются на листочек-ковер). Здесь живет божья коровка. Она умеет ловко ползать по стебелькам трав, а также летать, даже на большие расстояния. У нее есть маленькие крылышки, а под ними жесткие полупрозрачные подкрылья. — Ребята, а крылышки у коровки очень тонкие, нежные, с жучками нужно обращаться бережно, не трогать руками, потому что можно поранить крылышки и божья коровка больше не сможет летать. Красная или оранжевая окраска божьей коровки является предостерегающей. Птицы знают, что насекомые с такой окраской несъедобны, и не клюют их. Интересно, а чем же питаются сами божьи коровки?
Они в огромном количестве поедают тлю и насекомых вредителей растений. И поэтому приносят людям, которые ухаживают за растениями, большую пользу.
Нет копыт у тех коров,
Нет хвоста и нет рогов.
Вместо сена тлю едят,
И летают, где хотят.
Как милы они и ловки,
Эти божии коровки
Слышен звук звонящего телефона.
Божья коровка просит нашей помощи! Вы хотите мне помочь? Она попросила сложить для неё из геометрических фигур коврик в виде божьей коровки. Как вы думаете, ребята, это возможно? (звучит музыка)
Подскажите мне, пожалуйста, какой формы туловище у жучка – круглое или треугольное? Но ведь у нас нет круга. А как мне сделать круглое туловище из двух полукругов? А для головы нужно взять какой величины фигуру (большую – маленькую)? А из чего можно сделать ножки? Какая фигура лишняя? А коврик станет ещё краше, если на спинке появятся круглые точки. Какой замечательный получился у вас коврик. Божья коровка будет очень рада, и теперь мы можем её позвать.
Пальчиковая гимнастика.
Божью коровку можно позвать (движение кистей к себе)
Черные точки пересчитать (взмахи указательными пальцами)
Раз, два, три, (хлопки в ладоши) всё мы успели
Коврик все вместе сделать сумели.
Ой, наш жучок не может взлететь, наверно замерзли крылышки.
Наши божьи коровки очень дружные, наверное, как и вы. Я предлагаю вам объединиться в две группы и поиграть.
У нас на ковре рассыпаны мелкие зеленые кружочки – это тли. Первая группа будет собирать маленькие круги, и относить их к маленькой божьей коровке, а вторая группа соответственно будет собирать большие круги и относить их к большой коровке. Но помните, что божьи коровки добродушные жучки, не толкайтесь, не выхватывайте друг у друга «тлей»
А жучки любят, когда их много, много, и чтобы они были красочные, яркие.
— Ребята, а у меня на столах много цветных жучков, но они не похожи на божьих коровок, но очень хотят ими стать.
— А как же их превратить в красивые, яркие божьи коровки? (добавить черных точек, приделать ножки). Мне нравятся ваше предложения. У меня есть цветной пластилин и маркеры.
Выбирайте, каким цветом и размером будет ваша коровка.
(звучит музыка «Божья коровка»)
Коровки бывают разные:
Оранжево – желтые, красные
Как пуговки в черную крапинку
На травке как красные капельки.
Всех жучков она милей
Спинка алая у ней
А на ней кружочки
Черненькие точки.
— Ребята, а вы хотели ли бы посмотреть, какие жучки получились у ваших друзей?
— Ребята, вы молодцы! Жучки получились очень яркие, красочные. Теперь нашей божьей коровке есть с кем играть.
— Дети, вам сегодня было интересно?
— Чему вы сегодня научились?
-Что нового узнали о насекомых?—
— Что вам больше всего запомнилось? Что вам понравилось?
— А божьим коровкам, то как понравилось! Они решили у вас остаться и посмотреть какие растения растут у вас на участке. Пока мы с вами занимались, посмотрите, на ваши листочки прилетели божьи коровки!
Ну а я прощаюсь с вами, до свиданья!
(звучит музыка «Божья коровка»)