«Использование метода проблемного обучения в преподавании истории и обществознания».

Автор: Татьяна Васильевна Бабий

Проблемное обучение, это один из способов, который использует на уроке учитель. Оно носит эвристический характер, предлагает определённую последовательность с учётом возрастных особенностей учащихся.

     Учитель создаёт проблемную ситуацию с учётом того багажа знаний,  который уже ребёнок уже приобрёл, активизирует их, направляя мысль его  на поиск решения проблемного вопроса прямого ответа на который в учебнике нет. Поэтому ученик, стремясь найти ответ, анализирует то что знает касаемо поставленного вопроса по данному предмету, задействует свои межпредметные знания, обращается в поиске  нужной ему информации к дополнительным источникам.

     На первых порах учитель сам подбирает учебный материал, готовя специальный пакет к каждому уроку, как бы подсказывая на будущее в каких источниках можно найти ответ на интересующие его вопросы. Ученик самостоятельно выделяет в источниках главное и второстепенное, обобщает, анализирует отобранный материал, делает выводы и даёт ответ. Таким образом ребёнок приобретает и   развивает навыки мышления,  и поиска необходимой информации а в дальнейшем, в старших классах, он прибретает уже более высокий уровень развития способностей к самореализации и самообразованию.

     Сущность проблемного обучения состоит в том, что в процессе обучения   меняется характер и структура познавательной деятельности учащихся, что в конечном итоге способствует развитию творческих возможностей личности.

     При проблемном обучении учитель, создавая ситуацию, направляет деятельность учащихся на онализацию решения, организует их самостоятельный поиск, т.е. они сами становятся объектами своего обучения, в результате которого у детей образуется новые знания, они осваивают новые (свои) способы познания. Но так как, возникновение проблемной ситуации всё — таки акт индивидуальный, то учитель использует в работе индивидуальный и дифференцированный подход.  Это связано с индивидуальными особенностями учащихся, которые могут испытывать определённые трудности, т.к. при проблемном обучении ему уже в меньшей мере подаются положения в готовом виде, и учитель предлагает детям  самим найти способ решения вопроса, сталкивает противоречия  практической деятельности, знакомит их с различными точками зрения на один и тот- же вопрос. Он предлагает ребятам рассмотреть то или иное явление с различных позиций, провести сравнение обобщение, сделать выводы из данной ситуации, сопоставить факты, сформулировать самим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения).

          Проблемная ситуация это всегда  познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемыми требованиями.

     Условно их можно разделить на несколько типов:

1. Ситуация мышления. Создается в тех случаях, когда слушателям предлагается выбрать верное решение из ряда возможных и известных им и обосновать свой выбор. Чаще всего это тестовые задания, в которых выбор необходимо еще и обосновать .

2. Ситуация неожиданности. Такая ситуация создается при ознакомлении учащихся с фактами или идеями, которые вызывают непонимание, которые представляются необычными, поражающими своей неожиданностью. Как правило, такие ситуации используются на первых занятиях, во время ознакомления с новым материалом, который носит проблемный характер.

3. Ситуация конфликта. Подобная ситуация возникает при противоречии новых фактов и выводов с общепринятыми в науке теориями и представлениями.

4. Ситуация предположения. Как правило, такие ситуации возникают при рассмотрении сложных теоретических вопросов. В таких ситуациях, с одной стороны, у учащихся наблюдается недостаток теоретических знаний, а с другой стороны – множество фактического   материала.

5. Ситуация несоответствия. Возникает тогда, когда понятие и опыт, который имеют учащиеся вступают в противоречие с научными данными.

6. Ситуация опровержения. В данных ситуациях учащимся предлагается доказать несостоятельность какой-либо идеи, решения, обнаружив ошибки и наглядно показав антинаучный подход.

7. Ситуация неопределения. Такая ситуация возникает в том случае, когда в проблемном задании  заведомо не хватает данных для получения однозначного решения. Расчет в данном случае делается на сообразительность, ловкость учащихся, которые должны самостоятельно изобрести данные, путём предположений при обдумывании ситуации.

     Существуют несколько методов проблемного обучения:

   • Проблемное преподавание. Суть его состоит в том, что  учитель в условиях проблемной ситуации формулирует проблему и сам ее решает.

   • Частично-поисковый метод. Учитель  формулирует проблему, предоставляет частично дополнительный материал и привле-кает учащихся к ее решению.  

   •  Поисковый метод. Учитель формулирует проблему – учащиеся сами осуществляют поиск информации и решают.

   • Исследовательский метод. Учащийся сам видит проблему, формулирует ее и решает.

     Если оценивать степень самостоятельности учащихся, в  каждом из перечисленных выше методов, то в самом высокая она в исследовательском.

     Главная задача учителя обществознания и истории – научить учащихся думать.

Мыслить ребёнок начинает тогда, когда у него появляется потребность что – то понять, в чём – то разобраться. Во время столкновения с проблемной ситуацией он чувствует, осознаёт, что для решения ему, явно  не хватает чего – то важного. Само решение выступает как поиск необходимой информации. Процесс мышления должен пойти как по цепочке:

   1 – осознание проблемы;

   2 – появление ассоциаций и предложений;

   3 – проверка предложений;

   4 – исключение не подтвердившихся;

   5 – вывод приводящий к решению поставленного вопроса.

     Уровень эффективности проблемного обучения зависит от качества усвоения знаний, степени самостоятельности учащихся в постановке проблем и их разрешения, а так же от активности участия детей на каждом этапе познавательного процесса на каждом уровне проблемности  и от умения пользоваться исследовательскими методами.

      Уровень усвоения знаний и навыков осуществляется на 3-х уровнях:

   1. восприятие, осмысление и запоминания.

   2. применение знаний в сходной ситуации.

   3. применение знаний в новой ситуации.

   4. умение самостоятельно организовывать поиск новых заданий.

     В отношении этапов проблемного обучения. Их полнота зависит от  2-х факторов:

   1. От содержания учебного материала и уровня проблемности знаний.

   2. От наличия (отсутствия) тех или иных этапов познавательного процесса (т.е. постановки проблемы, выдвижения  предложений и аргументации версий и гипотез, от проверки правильности решения  учебной проблемы).

    Есть несколько уровней сложности проблемных вопросов:

  • 1 уровень –  учитель создает проблемную ситуацию и сам формулирует проблему. Учащиеся выделяют основные данные, связь между ними и решают проблему. При необходимости, преподаватель ставит дополнительные вопросы уровень, обусловливающий репродуктивную деятельность учащегося.

  • 2 уровень – учитель подбирает задачи, которые подводят ребят к проблеме. Учащиеся сами формируют проблему, обобщают её, составляют план решения проблемной ситуации и решают её. Этот уровень рассчитан на применение имеющихся знаний в новой ситуации.

  • 3 уровень – это когда проблемную ситуацию выявляют сами ребята в процессе изучения материала, во время индивидуально – групповых занятий или во время занятий исторического (обществоведческого) кружка.

     Думаю, что проблемного обучения в чистом виде нет , но оно будет рассматривается как проблемное обучение если в конструкцию урока учитель будет целенаправленно  вкладывать элементы проблемного обучения, т.е. на каждом уроке истории или обществознания он будет предлагать детям связанную с изучаемой темой проблемную ситуацию, которую ребята должны будут решать самостоятельно обдумывая пути поиска к ответу, используя уже известные им исследовательские навыки и главное умение анализировать, синтезировать, делать заключения – т.е. делать свои собственные открытия и выводы.

     

 

×
×