семенар-практикум «Опытно-экспериментальная деятельность на группах раннего возраста»

Автор: Наталья Ивановна Кочерева

— Что же такое опытно-экспериментальная деятельность и в чем отличие опыта от эксперимента? В принципе эти слова можно назвать синонимами, но определения все-таки есть:

опыт – основной метод исследования, научный процесс, целенаправленное действие, при успешной реализации которого подтверждается или опровергается гипотеза. Для реализации задач может использоваться специальное оборудование, при этом опытное пространство всегда ограничено.

эксперимент – метод исследования, осуществляемый в управляемых условиях для подтверждения гипотезы. Экспериментатор активно взаимодействует с объектом и направляет его, что отличает данный процесс от наблюдения.

Детское экспериментирование:

• выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний.

• может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если оно основано на методе экспериментирования.

Целью экспериментальной деятельности детей раннего дошкольного возраста является :

• создание условий для сенсорного развития в ходе знакомства с явлениями и объектами окружающего мира.

Перед собой педагог ставит задачи:

• сочетать показ с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.);

• сравнивать сходные по внешнему виду предметы;

• учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений;

• использовать опыт практической деятельности в игре.

Основное содержание опытно-экспериментальной деятельности предполагает формирование следующих представлений:

1. о материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево);

2. о природных явлениях (ветер, солнце, вода; игры с ветром, с водой и т. д.);

3. о способах исследования объекта (наблюдение, сравнение, измерение и т. п.)

Примерный алгоритм проведения

занятия-экспериментирования:

1. определение тематики занятия-экспериментирования;

2. выбор цели, задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи);

3. предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса;

4. выбор и подготовка пособий и оборудования педагогом, с учетом возраста детей и изучаемой темы;

5. уточнение с детьми правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования;

6. распределение детей на подгруппы;

7. эксперимент;

8. анализ и обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т. д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Материалы для организации экспериментирования в группе раннего возраста :

1. веревки, шнурки, тесьма, нитки, кусочки тканей.

2. пластиковые бутылочки разного размера.

3. разноцветные прищепки и резинки.

4. камешки разных размеров.

5. пробки.

6. пух и перья.

7. полиэтиленовые пакетики.

8. семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.

9. вата, синтепон.

10. киндер-сюрпризы.

11. глина, песок.

12. вода и пищевые красители.

13. бумага разных сортов.

и т. п.

Игры с водой:

«Переливашки»

— показать детям, что вода жидкая, принимает форму сосуда.

Игра «Тонет – не тонет»

— дать представления о плавающих и тонущих телах.

«Тучка и дождик»

— познакомить со свойствами губки (пористая, впитывает воду)

Игра «Тёплое – холодное»

— выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной.

Игра «Разноцветная водичка»

— выявить свойство воды: вода прозрачная, но её можно окрасить в определенный цвет.

Игра «Ловим крышечки с помощью палочек»

-развитие усидчивости, точности движений, выдержки.

Игра «Ловим игрушки сачком»

-развитие умения

пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды.

Игры с сухим песком.

-песок состоит из песчинок, они маленькие. Сухой песок сыпется струйкой.

-куличики из сухого песка не получились. Потому что сухой песок сыпучий.

Игры с мокрым песком.

— если в песок налить воду, он станет мокрым. Мокрый песок не сыпучий.

— мокрый песок способен сохранять форму, из него можно лепить куличики.

Игры с воздухом:

«Поймаем воздух» .

— «словить» воздух в шарики и убедиться в том, что воздух не виден, но он есть

Игра «Ветер по морю гуляет».

— упражнять в умении выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.

— при выдыхании воздуха образуется ветерок.

— знакомить детей с таким явлением как ветер.

Игры с бумагой.

— бумагу очень легко смять и порвать;

— боится воды;

— прозрачная и непрозрачная.

Игры с тканью.

— ткань не рвется, мягкая, мокнет, разноцветная.

ПРАКТИКА

— Предлагаю, уважаемые педагоги, перейти к нашей творческой лаборатории и объединиться в команды. Для этого вы должны выбрать любой природный материал из моей коробочки (камень, шишка, палочка). Затем внимательно смотрим на столы, и каждый педагог идет к тому столу, где видит тот или иной природный материал, что у вас в руках. Внимание! Сейчас я продемонстрировала один из способов, как можно объединить детей раннего дошкольного возраста в команды, так как само слово «команда» им еще не понятно.

Команда №1 проводит опыт с бумагой «Что боится бумага?»

Опыт :

— рассматриваем бумагу, говорим какая она – гладкая, разноцветная;

— импровизируем«радостная»«улыбается»;

— опускаем бумагу в воду;

— наблюдаем, что случилось: бумага растворилась, намокла, «плачет».

Вывод:

— в воде бумага намокает и растворяется, рвется.

Команда №2 проводит опыт с водой «Разноцветная водичка»

Опыт :

— рассматриваем воду в прозрачном стакане, говорим, что вода прозрачная;

— кладем в стакан с водой камень и убеждаемся, что его видно, значит вода прозрачная;

— что же произойдет, если в воду добавим краску? С помощью кисточек, добавляем в индивидуальные стаканы с водой краску основных цветов;

-какая стала водичка? Каждый ребенок называет свой цвет воды, заодно закрепляем знания основных цветов: красная, синяя, зеленая, желтая.

Вывод:

— вода прозрачная, но ее можно окрасить и она станет разноцветная.

Команда №3 проводит опыт с песком «Пирожки для мамы»

Опыт :

— рассматриваем песок, берем его в ладошку и сыпем струйкой, говорим, что песок сыпучий;

— пробуем с помощью формочек слепить что-нибудь, не получается, говорим, что сухой песок не держит форму, рассыпается;

— добавляем в песок воды, начинаем его хорошо смешивать с водой, говорим, какой стал песок, влажный, мокрый, липнет к рукам;

— пробуем формировать «пирожки» из мокрого песка, угощаем маму, гостей.

Вывод:

— мокрый песок сохраняет форму и из него можно что-то слепить.

РЕФЛЕКСИЯ

— Спасибо, уважаемые педагоги, за проведенные опыты и творческий подход!

— В заключении я хочу предложить вам придумать «синквей», это такое стихотворение из 5 строчек, каждая строчка придумывается по определенному заданию:

1 строчка – одно слово существительное на тему нашего семинара-практикума.

2 строчка – два слова прилагательные

3 строчка – три слова глагола

4 строчка – предложение из четырех слов

5 строчка – замыкающее одно слово существительное на нашу тему.

ЭКСПЕРИМЕНТ

УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ

ОТКРЫВАЕТ, ПОДТВЕРЖДАЕТ, ДОКАЗЫВАЕТ

ЖИЗНЬ БЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТОВ СКУЧНА!

ИССЛЕДОВАНИЕ

— Из нашего синквейна мы видим, что эксперименты помогают нам делать открытия, знакомят нас с чем-то интересным и увлекательным и без них в жизни будет скучно!

— Спасибо за внимание!

 

×
×