Учебные задания, направленные на формирование познавательных УУД

Автор: Шарпацкая Инна Николаевна

Учебные задания, направленные на формирование познавательных УУД

 

Учебный предмет: русский язык.

Задание 1.

Класс: 2.

Тема: Однокоренные слова.

Умение: строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте.

Оля и Миша подбирали родственные слова к слову лес. Оля записала: лесник,  лесной. Миша записал: лестница, колесо. Кто из ребят выполнил задание правильно? Докажите свое мнение. Придумайте свои слова к слову лес.

Ответ: задание правильно выполнила Оля, т.к. слова, которые придумала Оля, близки по смыслу и имеют один корень, т.е. являются родственными или однокоренными словами.

Критерии оценивания:

Правильно выполнено задание – 2 балла

Ответ доказан, но не придуманы родственные слова – 1 балл

Неправильно выполнено – 0 баллов

Учебный предмет: математика.

Задание: 2.

Класс: 2.

Тема: Геометрические величины.

Умение: поиск и выделение необходимой информации, анализ задачи, нахождение заданной информации.

Саша сделал из проволоки квадрат со стороной 12 см. Если из той же проволоки он сделает прямоугольник с шириной 6 см, то какова будет длина? Запиши ответ и объясни решение.

Ответ: 18 см.  Решение:

12 х 4 = 48 (см) – периметр квадрата.

6 х 2 = 12 (см) – длины двух сторон прямоугольника.

48 – 12 = 36 (см) – длины двух других сторон прямоугольника.

36 : 2 = 18 (см) – длина прямоугольника.

Критерии оценивания:

Правильно выполнено задание – 1 балл

Неправильно выполнено – 0 баллов

Задание 3.

Класс: 2.

Тема: Сложение и вычитание.

Умение: поиск и выделение необходимой информации (анализ задачи, нахождение заданной информации).

Базовый уровень. Костин папа часто ездит в командировки. Построй диаграмму командировок папы по наклейкам на чемодане и узнай, в какой город он ездит чаще всего. Запиши решение и узнай, сколько всего поездок совершил папа. В каком городе папа бывал чаще?

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Сочи

Сочи

Сочи

Сочи

Сочи

Сочи

Сочи

Сочи

Сочи

Ростов

Ростов

Ростов

Ростов

Омск

Омск

Омск

Омск

Омск

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение:  

4

 

7

 

8

 

5

 

\s

 

Чаще всего папа был в командировке в Сочи (8 раз). Всего папа совершил поездок: 7+4+5+8=24.

Критерии оценивания:

Задача решена верно, нет вычислительных ошибок, построена диаграмма, записан ответ – 3 балла

Задача решена верно, но допущена ошибка в вычислении, записан ответ – 2 балла

Задание не выполнено – 0 баллов

Задание 4. Поиск лишнего или Четвертый лишний.

Класс: 2.

Тема: Нумерация чисел в пределах 100.

Умение: поиск и выделение информации. Формирование умения выделять закономерность. Построение логической цепи рассуждения.

Базовый уровень. Записаны ряды чисел, в каждом из которых 3 имеют общее свойство, а одно число этим свойством не обладает. Укажите, что это за свойство и какое число лишнее.

1)    5, 9, 12, 4;

2)    11, 39, 77, 24;

3)     54, 100, 99, 8.

Ответы:

1)    Свойство – однозначные  числа, лишнее – 12;

2)    Свойство – нечетные числа, лишнее – 24;

3)    Свойство – четные числа, лишнее – 99.

Повышенный уровень. Составь и запиши ряды чисел по следующим свойствам:

1)    Все числа – двузначные;

2)    Все числа больше 28 и меньше 37;

3)    Все числа, которые имеют в разряде единиц цифру 5;

4)    Все числа, в которых количество единиц и десятков одинаковое.

Критерии оценивания:

Правильно выполнено задание – 1 балл

Неправильно выполнено – 0 баллов

Задание 5.

Класс: 2.

Тема: Решение задач.

Умение: установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. Умение осознанно строить речевые высказывания в письменном виде (объяснять алгоритм вычисления, последовательность решения задач, записывать пояснения к действиям).

Учащимся второго класса было предложено такое задание:  С одного участка собрали 50 кг картофеля, а с другого – на 10 кг меньше. Задайте вопрос к задаче, чтобы она решалась в два действия.

Дополните условие задачи числом, которое получилось в ответе предыдущей задачи и решите полученную задачу. С двух участков собрали           кг картофеля и разложили поровну в 2 мешка. Сколько кг картофеля положили в каждый мешок?

Учащиеся выполнили задание так: Задали вопрос к первой задаче «Сколько всего кг картофеля собрали с двух участков?»  Ответив на вопрос и дополнив условие второй задачи полученным ответом, они решили задачу. Определи, какое из данных выражений составили второклассники? Свой ответ докажи. Объясни, почему не подходят другие выражения.

1)    (50+10):2      2) (50+50-10):2    3) 50-10:2    4) 50+(50-10):2

Ответы:

Решение первой задачи можно записать так: 1) 50 – 10 = 40 (кг) – собрали со второго участка; 2) 50 + 40 = 90 (кг) – столько всего собрали с двух участков. Получив в первой задаче ответ 90 кг и вставив его в условие второй задачи, решать вторую задачу будем так: 90:2 = 45 (кг).  Таким образом, для решения данной задачи второклассники составили выражение под номером 2.

Не подходит первое и третье выражения, т.к. в решении используются всего два действия, а у нас задача решается в три действия. Четвертое выражение не подходит, т.к. допущена  ошибка в нарушении порядка выполнения действий.

Критерии оценивания:

Задания выполнено верно – 3 балла

Задания выполнено неверно – 0 баллов

 

 

×
×