Автор: Ольга Геннадьевна Литвинова
Система работы на уроках русского языка и литературы
Основным элементом образовательного процесса был и остается урок. Для осуществления разноуровневого обучения учащиеся делятся на группы в процессе наблюдения и исследования. При формировании учебных групп я учитываю индивидуальные особенности учащихся: уровень умственного развития, уровень интеллекта, темперамент, внимание, мышление. В процессе исследования я обращаюсь к помощи школьного психолога.
Барьеры между группами проницаемы: многие вопросы могут быть обсуждены коллективно. Каждый ученик имеет возможность ориентироваться на более высокий уровень знаний. Для проведения урока, основанном на дифференцированном подходе к обучению, класс делится на 3 группы:
1 — ученики, интересуются предметом, могут сами разобраться в теории, могут сами решать задания повышенного уровня;
2 — ученики, которые хорошо усваивают материал после объяснения учителя, решают задания базового уровня;
3 — ученики, решающие стандартные задачи, используя образцы и алгоритмы решения.
Наиболее сложным в подготовке к уроку является отбор материала.
Учебный материал я делю на 2 уровня:
1 — репродуктивный, обязательный для всех минимум;
2 — продуктивный. Дополнительный материал предназначен «слабым» только для ознакомления, а «сильным» — для овладения.
Новый материал даю в полном объеме всему классу, используя при этом разные методы:
1. Диалог. Для планирования таких уроков продумываю его цель, место, логику построения, предусмотрев заранее возможные варианты ответов учеников.
2. Лекция, где объясняю материал сама. Такие уроки позволяют дать материал крупным блоком.
3. Гностические методы (организация и осуществление мыслительных операций) использую при проблемном изложении учебного материала, при выполнении исследовательской деятельности.
Для формирования навыков закрепления учебного материала применяю разные формы учебной деятельности учащихся: индивидуальную, групповую, фронтальную. Дифференцирую задания по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащихся при выполнении задания. Это особенно важно для слабых учеников. Работа организуется так, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возрастала, а доза помощи снижалась. Для подобной дифференциации в своей практике использую образцы выполнения заданий, памятки – опоры, памятки алгоритмы, таблицы – конспекты.
Считаю важным включать учащихся в познавательную деятельность на каждом этапе. А так как ученики имеют разный уровень познавательных способностей, разную степень обученности, подбираю рациональные виды работ, создаю ситуацию успеха, которая является важным условием для формирования мотивации и развития учащихся. Учитывая реальные возможности всех детей, организую продуктивную деятельность всего класса.
Использую различные виды самостоятельных работ:
— с показом, где самостоятельно нужно установить логические связи между увиденным и тем, что нужно сделать;
— с предварительным разбором;
— с последующей проверкой и самопроверкой;
— по заданному алгоритму;
— разноуровневые самостоятельные работы;
— зачеты в форме ОГЭ и ЕГЭ психологически настраивают на сдачу экзаменов, воспитывают ответственное формирование знаний и умений;
— домашняя работа – особый вид самостоятельной работы. На первых уроках после изучения темы даю всему классу задания обязательного уровня. В дальнейшем, помимо обязательных упражнений, задаю более сложные задания. Учитывая индивидуальные особенности, сама дифференцирую домашнее задание, особенно при обобщении пройденной темы, при работе над ошибками.