Автор: Должикова Марина Николаевна
Обобщения педагогического опыта учителя логопеда МБДОУ детского сада «Родничок» Алтайского края Хабарского района
Должиковой Марины Николаевны.
ТЕМА: «Модульная система в подготовке дошкольников к обучению грамоте (4-7 лет) ».
В наше время детей с нарушением речи становится всё больше. Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают всё большее значение, потому что в настоящее время изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в 1-й класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, т. е. имели бы развитый фонематический (речевой) слух, хорошую устную речь, навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели держать карандаш и различать строчки в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладевают в школе процессом чтения и письма.
Данный вопрос изучается многими специалистами в области логопедии. Такими авторами, как: Г. А. Волковой, В. В. Коноваленко, И. Лопухиной, Л. Лалаевой, Л. Г. Милостивенко, Н. И. Москаленко, Т. А. Ткаченко.
Готовность к обучению дошкольников грамоте в детском саду предполагает, что ребёнок приступает к анализу своей речи и узнаёт, что она состоит из предложений, которые, в свою очередь, состоят из отдельных слов, слова из слогов, слоги из звуков. Звуки при письме обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте – это формирование у ребёнка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, её внешняя звуковая сторона.
Мой педагогический стаж учителем – логопедом составляет 6 лет, а всего дошкольного педагогического стажа более 12 лет.
Мне хочется поделиться опытом работы по обучению грамоте детей начиная с детьми средней группы и заканчивая подготовительной группой. Хочу представить модульную работу по обучению дошкольников грамоте
Результаты обследования показывают, что у 90% детей имеются проблемы с речевым развитием. Когда обработала результаты обследования, я пришла к выводу, что необходимо разработать систему работы по формированию готовности к обучению дошкольников грамоте. Свою работу построила, учитывая индивидуальные особенности детей, а также опираясь на принципы:
— систематичности;
— повторности;
— последовательности;
— наглядности;
— доступности.
Работу по обучению грамоте с детьми начинаю с 1 октября, после того как укомплектую группу для индивидуальной работы в логопункте и выделения в расписании места для работы с группами по обучению грамоте.
Я изучила методики работы следующих авторов: Н. И. Москаленко «Учим детей грамоте», Л. Г. Милостивенко «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей», Н. В. Нищевой «Система коррекционной работы».
Первый модуль начинается со средней группы (4-5 лет). С точки зрения психологов, ребёнок в возрасте 4–5 лет обладает особым «чутьём» к языку, которое в дальнейшем ослабевает. Важно уже со средней группы выстраивать занятия с дошкольниками так, чтобы формировать их интуицию к правильно построенным конструкциям языка, вырабатывать чёткое произношение слов, повышать словарный запас. Кроме этого, обучение грамоте способствует развитию мыслительной деятельности и памяти, анализу и синтезу информации. Все эти аргументы говорят о необходимости такого обучения.
ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ
Первый модуль называется «Обучайка». В средней группе развивается фонематический слух, артикуляционный аппарат, внимание к речевым и неречевым звукам, к способам образования звуков речи. Это подводит их к усвоению фонематического анализа — первому этапу овладения грамотой.
Обучение грамоте носит обшеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка. Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.
В средней группе закладываются основы полноценного овладения детьми грамотой (чтением и письмом). Впервые для дошкольников речь из средства общения превращается в объект познания (изучения) и анализа, когда смысловая ее сторона «отделяется» от формальной, на которой и концентрируется внимание детей.
-Они получают знания об основных законах речи:
-речь состоит из слов:
-слов много, и они называют предметы, их признаки, действия предметов и с предметами:
-слова имеют протяженность (бывают длинные и короткие);
-они звучат (состоят из звуков):
-слово линейно (звуки в нем идут друг за другом);
-из слов можно составлять предложения;
-звуки в словах произносятся по-разному (одни можно потянуть, а другие произносятся коротко).
Значение терминов слово и звук раскрывается для детей в различных упражнениях и дидактических играх без прямого объяснения.
Цель: Развивать фонематическое восприятие детей на основе ознакомления с речевыми звуками и лексическими темами.
Задачи:
1. Развитие межполушарного взаимодействие.
2. Развитие лексико-грамматического строя речи.
3. Развитие зрительного внимания.
4.Развитие мелкой моторики рук детей пятого года жизни.
5. Развитие связной речи.
6.Развитие фонематического слуха детей
7. Создание предпосылок к обучению грамоте.
8. Развитие у детей потребности в общение, как первейшем условии успешной деятельности.
9. Повышать педагогическую компетентность родителей дошкольников в вопросах профилактики и коррекции речевых нарушений.
10. Обучение родителей доступным приёмам логопедического воздействия на ход речевого развития своего ребёнка.
В основу обучения положен принцип сопоставления звуков: в играх и упражнениях дошкольники попеременно называют то твердый, то мягкий согласный звук. Например, в игре «Насос» логопед, воспитатель предлагает детям надуть мяч большим насосом: с-с-с, затем маленьким: сь-съ-сь. В игре «Петрушки с колокольчиками» они звенят сначала большими (з-з-з), а затем маленькими (зь-зь-зь) колокольчиками.
В средней группе даются знания о первом звуке в слове. Дети учатся составлять предложения с использованием «живой модели», беря на себя роль слова, предложения о действиях детей или различных персонажей. В процессе целенаправленного обучения у дошкольников воспитывается фонематический слух, речевое внимание и они овладевают знаниями, необходимыми для проведения звукового анализа слов и всего дальнейшего обучения грамоте
Предполагаемый результат:
Создание условий для оказания своевременной коррекционно-развивающей логопедической помощи в условиях МБДОУ.
• Позитивные изменения в речи детей.
• Повышение компетентности членов семьи в вопросах речевого развития ребёнка.
• Разработка информационно — методического материала для родителей и педагогов (конспекты занятий, консультативный материал).
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Время реализации: Октябрь
Развитие слухового восприятия на неречевых звуках.
Развитие слухового восприятия на речевых звуках.
Выбор темы проекта и его разработка.
Изучение научно — практических и методических источников по заявленной проблеме. Подбор методического материала по заявленной теме. Разработка перспективного годового плана занятий по данной теме. Заполнение речевых карт. Подготовка наглядного материала.
Разработка консультаций для родителей.
Обсуждение с воспитателями результатов диагностики. Обсуждение необходимости совместной работы по устранению речевых недостатков у детей. Рекомендации по созданию игровых пособий по теме «Повторюшка», «Свистелки», «Шипелки», «Звенелки», «Цоколки» и т.п.
Выступление на родительском собрание. Тема «Вот и стали мы на год старше».
Проверка степени развития фонематического слуха у детей пятого года жизни.
Показать ребёнку карточки, на которых изображены предметы, животные или явления, схожие по произношению. Их названия должны отличаться лишь одним звуком: ком-лом-сом-дом, гора-кора, тучка-кучка и т.п. Взрослый говорит названия, а ребёнок выбирает картинки. Для получение правдивого результата должны быть соблюдены такие условия:
— педагог лишь называет изображение на картинках, а ребёнок только показывает;
— изображения называют в разной последовательности, иногда повторяются;
— дополнительные пояснения в процессе теста даваться не должны;
— взрослый не должен смотреть на называемую картинку, ребёнок может это заметить;
— при произношении проверяющий должен прикрывать рот рукой (или чем либо ещё), чтоб ребёнок определял все звуки лишь на слух;
— необходимо наблюдать за тем, как ребёнок указывает на картинки: уверенно или нет, смотрит ли вопросительно, а может он выбирает картинки наугад.
Ребёнок должен повторить группы слогов или слов со звуками, которые могут вызывать проблемы: та-да-га, ца-ча-ща, оть-оц-оть и т.п.
Основной этап (Ноябрь — мая)
Мероприятия
Проведение групповых занятий согласно календарного плана совместной деятельности:
Пополнение картотеки игр и упражнений «Звуки из коробочки», «Четвёртый лишний», «Один-много»; «Назови ласково», «Посчитай-ка», «1-2-5», «Наоборот», «Жадина» и т.п.
Составление конспектов занятий.
Рекомендации воспитателям в работе с детьми по заданиям логопеда с использованием картотеки игр и упражнений. (Игры со звуками)
Индивидуальное консультирование родителей (в течение всего этапа), консультирование по теме «Речевые игры дома», «Читаем и сочиняем вместе с ребенком. Словесные игры и упражнения».
Создание обучающей презентации для детей «Обучай-ка».
Разработка консультативного материала для родителей (в течение всего этапа).
Дидактические материалы:
1. Листочки, Снежинки, Пёрышки.
2. Набор картинок для артикуляционной гимнастики.
3. Ватные шарики.
4. Насосы (большой и маленький), Комары (большой и маленький).
5. Настольно-печатные игры.
6. Наборы картинок по темам «Осень», «Фрукты», «Овощи», «Грибы», «Игрушки», «Посуда», «Птицы», «Зима», «Транспорт», «Весна», «Лето», «Мебель», «Одежда» и др..
7. Звучащие игрушки.
8. Набор карандашей.
9. Художественная литература по темам.
10. Дорожки.
Заключительный этап: (Май)
Диагностическое обследование. Мониторинг.
Заполнение речевых карт по итогам обследования.
Подведение итогов за учебный год. Обсуждение результатов проведённой работы.
Открытое занятие для родителей и воспитателей группы «Путешествие в страну Обучай-ка».
Предполагаемый результат: При систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, повысится уровень речевого развития, формирования грамматического строя речи, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью, использовать монологическую и диалогическую формы речи, активизируется познавательная деятельность детей, повысится интерес к занятиям. У родителей повысится уровень знаний по развитию речевых творческих способностей детей.
• Позитивные изменения в речи детей.
• Повышение компетентности членов семьи в вопросах речевого развития ребёнка.
• Разработка информационно — методического материала для родителей и педагогов (конспекты занятий, консультативный материал, обучающая презентация, картотека игр и упражнений )
Календарный план проведения совместной деятельности в средней группе.
№ |
Тема занятий |
Дата проведения |
1 |
Осень. |
1 неделя октября |
2. |
Овощи. |
2 неделя октября |
3. |
Фрукты. |
3 неделя октября |
4. |
Грибы. Ягоды. |
4 неделя октября |
5. |
Игрушки. |
1 неделя ноября |
6. |
Одежда. |
2 неделя ноября |
7. |
Обувь. |
3 неделя ноября |
8. |
Мебель. |
4 неделя ноября |
9. |
Посуда. |
1 неделя декабря |
10. |
Комнатные растения. |
2 неделя декабря |
11. |
Зима. |
3 неделя декабря |
12. |
Новый год. |
4 неделя декабря |
13. |
Зимующие птицы. |
1 неделя января |
14. |
Домашние птицы. |
2 неделя января |
15. |
Домашние животные. |
3 неделя января |
16. |
Дикие животные. |
4 неделя января |
17. |
Профессии. Продавец. |
1 неделя февраля |
18. |
Профессии. Почтальон. |
2 неделя февраля |
19. |
Транспорт. |
3 неделя февраля |
20. |
Профессии на транспорте. |
4 неделя февраля |
21. |
Весна. Мамин праздник. |
1 неделя марта |
22. |
Первые весенние цветы. |
2 неделя марта |
23. |
Цветущие комнатные растения. |
3 неделя марта |
24. |
Дикие и домашние животные весной. |
4 неделя марта |
25. |
Перелётные птицы. |
1 неделя апреля |
26. |
Насекомые. |
2 неделя апреля |
27. |
Аквариум. |
3 неделя апреля |
28. |
Правила дорожного движения. |
4 неделя апреля |
29. |
Открытое занятие «Путешествие в страну «Обучай-ка». |
2 неделя май |
Содержание Темы:
«Осень». Учить детей называть приметы осени, проводить сравнительный анализ с другими временами года (лето, зима) выделять отличительные признаки; проводить аналогии, причинно-следственные связи; познакомить с осенними месяцами, уметь их отличать друг от друга.
«Игрушки». Учить детей составлять описания игрушек. Воспитывать навыки культурного общения, активизировать словарь; употреблять антонимы, форму множественного числа родительного падежа существительных. «Составление рассказов об игрушках» (Кошка, собака, лиса) Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Формировать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ об игрушках. Закрепить правила обращения с игрушками. Развивать сосредоточенность внимания.
«Овощи». Учить детей описывать овощи, отвечать на вопрос, какой овощ, описывать по цвету, величине, вкусу, тактильному ощущению, по форме. Уметь называть ласково; изменять по падежам.
«Фрукты». Пополнить знания детей о фруктах; активизировать словарь; формировать навыки связной речи. Учить детей описывать овощи, отвечать на вопрос, какой овощ, описывать по цвету, величине, вкусу, тактильному ощущению, по форме. Уметь называть ласково; изменять по падежам.
«Зима» Уточнить и обобщить представление детей о зиме, о зимних месяцах. Закрепить знание о признаках зимы. Совершенствовать навыки речевого общения.
«Новый год» Учить описывать картинку, фантазировать, составлять предложение по опорным словам.
«Зимующие птицы». Учить детей внимательно рассматривать картину и составлять небольшой рассказ по картине. Повторить с детьми название птиц. Знать части тела птиц.
«Транспорт». Познакомить детей с водным транспортом, активизировать в речи соответствующие слова. Закреплять умение объединять предметы в пары по материалу.
«Воздушный транспорт». Знакомить с воздушным транспортом, их составными частями, описывать их; упражнять в употреблении существительных во множественном числе, развивать речь.
«Правила дорожного движения. Светофор». Познакомить с обозначением дорожных знаков, сигналов светофора; развивать речь; активизировать словарь детей.
«Весна». Уточнить и обобщить представление детей о весне, о весенних месяцах. Закрепить знание о признаках весны. Совершенствовать навыки речевого общения.
Дать знания о сезонных изменениях, связанных с первыми месяцами весны; упражнять в употреблении существительных множественного числа. Март
«Перелетные птицы». Составление рассказа по картинке. Учить описывать птиц; развивать речь; уточнить представление детей о сезонных изменениях в жизни птиц. Формировать лексико-грамматический строй речи.
«Комнатные растения» «Фиалка» Познакомить с названием комнатных растений, способами ухода за ними; учить описывать комнатные растения. Формировать лексико-грамматический строй речи.
Апрель
«Полевые цветы» Познакомить с названием полевых цветов, их строение; упражнять в употреблении существительных во множественном числе; учить описывать цветы
«Садовые цветы» Познакомить с названием садовых цветов, их строение; упражнять в употреблении существительных во множественном числе. Формировать лексико-грамматический строй речи.
Составление рассказа «Я и моя семья» Формирование у детей представлений о семье, ее членах; развивать умение составлять короткие описательные рассказы о своей семье; совершенствовать навыки связной речи.
Составление рассказа по теме «Дом, в котором я живу» Познакомить с разными домами, учить описывать дома; упражнять в употреблении существительных множественного числа.
ВТОРОЙ МОДУЛЬ
Второй модуль рассчитан для детей старшей группы (5-6 лет) и называется «АБВГДейка».
Цель: Развивать фонематическое восприятие детей на основе ознакомления с речевыми звуками.
Задачи:
1. Развитие фонематического слуха детей.
2. Узнавать наличие конкретного звука в слове.
3. Различать слова, которые состоят из одинаковых звуков, например, ракета-карета, липа-пила, кулон-клоун, бар-раб, марш-шрам и т.п.;
4. Различать слова, которые отличаются лишь одним звуком: коса-коза, куча-туча, ваза-база и другие.
5. Знакомить с понятиями «гласный», «согласный», «твёрдый», «мягкий», «звонкий», «глухой» звуки.
6. Учить давать характеристику речевым звукам.
7. Создание предпосылок к обучению грамоте.
8. Развитие у детей потребности в общение, как первейшем условии успешной деятельности.
9. Повышать педагогическую компетентность родителей дошкольников в вопросах профилактики и коррекции речевых нарушений.
10. Обучение родителей доступным приёмам логопедического воздействия на ход речевого развития своего ребёнка.
Предполагаемый результат:
- Позитивные изменения в речи детей.
После завершения проекта дети научатся дифференцировать предлоги, правильно использовать предложно-падежные конструкции в своей устной речи.
- Повышение компетентности членов семьи в вопросах речевого развития ребёнка.
- Разработка информационно — методического материала для родителей и педагогов (конспекты занятий, консультативный материал).
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Время реализации: Сентябрь.
Развитие слухового восприятия на неречевых звуках.
Развитие слухового восприятия на речевых звуках.
Понятие «Согласный звук».
Повторить понятия «Гласный звук».
Выбор темы проекта и его разработка.
Изучение научно — практических и методических источников по заявленной проблеме. Подбор методического материала по заявленной теме. Разработка перспективного годового плана занятий по данной теме. Заполнение речевых карт. Подготовка наглядного материала.
Разработка консультаций для родителей.
Обсуждение с воспитателями результатов диагностики. Обсуждение необходимости совместной работы по устранению речевых недостатков у детей. Рекомендации по созданию игровых пособий по теме «Гласные и согласные звуки»
Родительское собрание. Тема «Вот и стали мы на год старше».
Проверка степени развития фонематического слуха у детей седьмого года жизни.
Показать ребёнку карточки, на которых изображены предметы, животные или явления, схожие по произношению. Их названия должны отличаться лишь одним звуком: ком-лом-сом-дом, гора-кора, тучка-кучка и т.п. Взрослый говорит названия, а ребёнок выбирает картинки. Для получение правдивого результата должны быть соблюдены такие условия:
— педагог лишь называет изображение на картинках, а ребёнок только показывает;
— изображения называют в разной последовательности, иногда повторяются;
— дополнительные пояснения в процессе теста даваться не должны;
— взрослый не должен смотреть на называемую картинку, ребёнок может это заметить;
— при произношении проверяющий должен прикрывать рот рукой (или чем либо ещё), чтоб ребёнок определял все звуки лишь на слух;
— необходимо наблюдать за тем, как ребёнок указывает на картинки: уверенно или нет, смотрит ли вопросительно, а может он выбирает картинки наугад.
Ребёнок должен повторить группы слогов или слов со звуками, которые могут вызывать проблемы: та-да-га, ца-ча-ща, оть-оц-оть и т.п.
Основной этап (Октябрь — мая)
«Согласный звук». Звук «Б,ВД,Г,Х,Ф,С,З,Ш,Ж,Й,Ц,Ч,Щ,Л,Р».
«Гласный звук». «Звуки Ы,Э,Е,Ё,Ю,Я.»
Дифференциация звуков: (Б-П);(Г-ГЬ); (Ф-ФЬ); (В-Вь);(Ы-И);(Й-ЛЬ); (К-Г); (Д-Т); (В-Ф); (С-З);(Ц-С); (Ч-Ц).
Понятия и характеристику согласных звуков: твёрдый согласный и мягкий согласный звук, звонкий согласный и глухой согласный звук.
Звуковой, слоговой анализ и синтез слова.
Составление предложений по схеме. Анализ предложения.
Профилактика нарушения письменной речи (дисграфии, дислексии).
Мероприятия
Проведение групповых занятий согласно календарного плана совместной деятельности:
Пополнение картотеки игр и упражнений «Звуки»
Составление конспектов фронтальных и подгрупповых занятий.
Разработка домашних заданий по теме (в течении всего этапа)
Рекомендации воспитателям в работе с детьми по заданиям логопеда с использованием картотеки игр и упражнений. (Игры со звуками)
Индивидуальное консультирование родителей по теме. (в течение всего этапа)
Создание обучающей презентации для детей «Чудесные звуки» (гласные и согласные звуки). (слайды пополняются в процессе изучения тем).
Разработка консультативного материала для родителей. (в течение всего этапа)
«Новогоднее путешествие в страну Чудесных звуков». Включает в себя просмотр презентации по теме, практикум для детей и родителей.
Домашнее задание. Выставка «Звонкие согласные живут в моём рисунке.» Открытое занятие «Мы со звуками на Ты»
Заключительный этап: (Май )
Диагностическое обследование. Мониторинг.
Заполнение речевых карт по итогам обследования.
Подведение итогов за учебный год. Обсуждение результатов проведённой работы.
Открытое занятие для родителей и воспитателей группы «Путешествие в страну Речевых звуков».
Предполагаемый результат:
- Позитивные изменения в речи детей.
После завершения проекта дети научатся различать речевые звуки, давать им характеристику, выделять в ряду других звуков ,слогов и слов, подбирать слова с заданным звуком.
- Повышение компетентности членов семьи в вопросах речевого развития ребёнка.
- Разработка информационно — методического материала для родителей и педагогов (конспекты занятий, консультативный материал, обучающая презентация, картотека игр и упражнений)
Календарный план проведения совместной деятельности в старшей группе.
№ |
Тема занятий |
Дата проведения |
1 |
Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. |
3 неделя сентября |
2. |
Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. |
3 неделя сентября |
3. |
Имена собственные и их уменьшительные формы |
4 неделя сентября |
4. |
Звук А. |
4 неделя сентября |
5. |
Нарицательные существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения. |
1 неделя сентября |
6. |
Звуки А. |
1 неделя октября |
7. |
Глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени. |
2 неделя октября |
8. |
Звук У |
2 неделя октября |
9. |
Согласование существительного и глагола в числе. |
3 неделя октября |
10. |
Звуки У. |
3 неделя октября |
11. |
Согласование числительных «один», «одна» с существительными. |
4 неделя октября |
12. |
Звуки А-У |
4 неделя октября |
13. |
Приставочные глаголы. |
1 неделя ноября |
14. |
Звуки А-У. |
1 неделя ноября |
15. |
Предлог НА. |
2 неделя ноября |
16. |
Звук О. |
2 неделя ноября |
17. |
Согласование местоимений «мой», «моя» с существительными. |
3 неделя ноября |
18. |
Звук О. |
3 неделя ноября |
19. |
Предлог ПОД. |
4 неделя ноября |
20. |
Звуки А-У-О. |
4 неделя ноября |
21. |
Дифференциация предлогов НА и ПОД. |
1 неделя декабря |
22. |
Звук И. |
1 неделя декабря |
23. |
Предлог В. |
2 неделя декабря |
24. |
Звук И. |
2 неделя декабря |
25. |
Подбор определений к предметам и объектам (вопросы: какой по цвету и по форме. |
3 неделя декабря |
26. |
Звуки А-О-У-И |
3 неделя декабря |
27. |
Подбор определений (какой по величине). |
4 неделя декабря |
28. |
Звуки А-О-У-И. |
4 неделя декабря |
29. |
Относительные прилагательные (какой по материалу). |
2 неделя января |
30. |
Звук Т |
2 неделя января |
31. |
Подбор нескольких определений к предметам и объектам. |
3 неделя января |
32. |
Звук Т |
3 неделя января |
33. |
Предлоги В, НАД, ПОД. |
4 неделя января |
34. |
Звук П |
4 неделя января |
35. |
Падежные конструкции. Винительный падеж существительных в единственном числе. |
1 неделя февраля |
36. |
Звук П |
1 неделя февраля |
37. |
Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в единственном числе. |
2 неделя февраля |
38. |
Звук Н |
2 неделя февраля |
39. |
Составление 3- словных предложений. Понятие «слово» и «предложение» и «действия» |
|
40. |
Звук Н |
3 неделя февраля |
41. |
Падежные конструкции. Дательный падеж существительных в единственном числе. |
3 неделя февраля |
42. |
Звуки П,Н |
4 неделя февраля |
43. |
Падежные конструкции. Творительный падеж существительных в единственном числе. |
|
44. |
Звуки П,Н. |
1 неделя марта |
45. |
Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. |
1 неделя марта |
46. |
Звуки М |
2 неделя февраля |
47. |
Падежные конструкции. Падежный предлог существительных с предлогом. |
2 неделя марта |
48. |
Звук М. |
3 неделя марта |
49. |
Падежные конструкции. Изменение существительных в единственном числе по падежам. |
3 неделя марта |
50. |
Звук К. |
4 неделя марта |
51. |
Предлог К. |
4неделя марта |
52. |
Звук К. |
1неделя апреля |
53. |
Предлог К, ОТ. |
1неделя апреля |
54. |
Звук Т,К |
2неделя апреля |
55. |
Притяжательные прилагательные. |
2неделя апреля |
56. |
Звук Т,К. |
3неделя апреля |
57. |
Глаголы-антонимы. |
3неделя апреля |
58. |
Уточнение понятий «гласные» и «согласные» звуки. |
4неделя апреля |
59. |
Согласование прилагательного и существительного в роде. |
4 неделя апреля |
60. |
Уточнение понятий «гласные» и «согласные» звуки. |
1 неделя мая |
61. |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок. |
1 неделя мая |
62. |
Уточнение понятий «гласные» и «согласные» звуки. |
2 неделя мая |
63. |
Открытое занятие для родителей и воспитателей группы «Путешествие в страну Речевых звуков». |
2 неделя мая |
ТРЕТИЙ МОДУЛЬ
Третий модуль рассчитан для детей подготовительной группы (6-7 лет) и называется «Азбука для дошкольника».
Цель: Развивать фонематическое восприятие детей на основе ознакомления с речевыми звуками, буквами.
Задачи:
1. Развитие фонематического слуха детей.
2. Узнавать наличие конкретного звука в слове.
3. Различать слова, которые состоят из одинаковых звуков, например, ракета-карета, липа-пила, кулон-клоун, бар-раб, марш-шрам и т.п.;
4. Различать слова, которые отличаются лишь одним звуком: коса-коза, куча-туча, ваза-база и другие.
5. Знакомить с понятиями «гласный», «согласный», «твёрдый», «мягкий», «звонкий», «глухой» звуки.
6. Учить давать характеристику речевым звукам.
7. Создание предпосылок к обучению грамоте.
8. Развитие у детей потребности в общение, как первейшем условии успешной деятельности.
9. Повышать педагогическую компетентность родителей дошкольников в вопросах профилактики и коррекции речевых нарушений.
10. Обучение родителей доступным приёмам логопедического воздействия на ход речевого развития своего ребёнка.
Основные принципы реализации проекта
В процессе логопедической работы по формированию навыка правильного использования предлогов в падежных конструкциях наиболее значимыми, как и при коррекции других нарушений речи, являются следующие принципы:
• Принцип доступности — обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности, театрализованной деятельности.
• Принцип гуманистичности — предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
• Принцип деятельности – знакомство с предлогами осуществляется через различные виды детской деятельности. При этом для детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра.
• Принцип интеграции — необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении и интеграция образовательных областей.
• Принцип системности — решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках МБДОУ и семьи.
• Принцип преемственности — организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития.
• Наглядности.
• Принцип комплексности. Нарушение предложно-падежных конструкций не является чаще всего изолированным нарушением. В связи с этим при устранении ошибок в употреблении данных конструкций логопедическое воздействие осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (грамматический строй речи, лексика, фонематические функции, звукопроизношение).
• Принцип максимальной опоры на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы.
• Принцип учета зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому). Процесс развития любой функции речи, как и любой психической функции вообще, при коррекции нарушения должен осуществляться постепенно, с учетом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога.
• Принцип постепенного усложнения заданий речевого материала. Логопедическая работа по формированию навыка употребления предлогов должна проводиться поэтапно, с постепенным усложнением. Особенности формирования данной речевой функции у детей с различными нарушениями речи определяют постепенное включение трудностей в коррекционную работу. Использование учебного материала, методических приёмов подчинены данному принципу обучения от простого к сложному. Так, на начальном этапе формирования навыка правильного употребления предлогов работа начинается с усвоения значений предлогов, а затем проводится обучение использованию этих предлогов в словосочетаниях и предложениях разных типов, сперва, в диалогической речи, в дальнейшем — закрепление в связной речи.
Предполагаемый результат:
• Позитивные изменения в речи детей.
После завершения проекта дети научатся дифференцировать предлоги, правильно использовать предложно-падежные конструкции в своей устной речи.
• Повышение компетентности членов семьи в вопросах речевого развития ребёнка.
• Разработка информационно — методического материала для родителей и педагогов (конспекты занятий, консультативный материал).
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Время реализации: Сентябрь.
Развитие слухового восприятия на речевых звуках.
Повторить понятие «Согласный звук».
Повторить понятия «Гласный звук».
Выбор темы проекта и его разработка.
Изучение научно — практических и методических источников по заявленной проблеме. Подбор методического материала по заявленной теме. Разработка перспективного годового плана занятий по данной теме. Заполнение речевых карт. Подготовка наглядного материала.
Разработка консультаций для родителей.
Обсуждение с воспитателями результатов диагностики. Обсуждение необходимости совместной работы по устранению речевых недостатков у детей. Рекомендации по созданию игровых пособий по теме «Гласные и согласные звуки», «Согласные твёрдые имягкие», «Звонкие согласные и глухие согласные».
Родительское собрание. Тема «Вот и стали мы на год старше».
Проверка степени развития фонематического слуха у детей 6 лет
Показать ребёнку карточки, на которых изображены предметы, животные или явления, схожие по произношению. Их названия должны отличаться лишь одним звуком: ком-лом-сом-дом, гора-кора, тучка-кучка и т.п. Взрослый говорит названия, а ребёнок выбирает картинки. Для получение правдивого результата должны быть соблюдены такие условия:
— педагог лишь называет изображение на картинках, а ребёнок только показывает;
— изображения называют в разной последовательности, иногда повторяются;
— дополнительные пояснения в процессе теста даваться не должны;
— взрослый не должен смотреть на называемую картинку, ребёнок может это заметить;
— при произношении проверяющий должен прикрывать рот рукой (или чем либо ещё), чтоб ребёнок определял все звуки лишь на слух;
— необходимо наблюдать за тем, как ребёнок указывает на картинки: уверенно или нет, смотрит ли вопросительно, а может он выбирает картинки наугад.
Ребёнок должен повторить группы слогов или слов со звуками, которые могут вызывать проблемы: та-да-га, ца-ча-ща, оть-оц-оть и т.п.
Основной этап (Октябрь — мая)
«Согласный звук». Звук «Б,ВД,Г,Х,Ф,С,З,Ш,Ж,Й,Ц,Ч,Щ,Л,Р».
«Гласный звук». «Звуки Ы,Э,Е,Ё,Ю,Я.»
Дифференциация звуков: (Б-П);(Г-ГЬ); (Ф-ФЬ); (В-Вь);(Ы-И);(Й-ЛЬ); (К-Г); (Д-Т); (В-Ф); (С-З);(Ц-С); (Ч-Ц);(Щ-Ш); (Р-Л);(РЬ-ЛЬ); (Л-ЛЬ).
Понятия и характеристику согласных звуков: твёрдый согласный и мягкий согласный звук, звонкий согласный и глухой согласный звук.
Звуковой, слоговой анализ и синтез слова.
Составление предложений по схеме. Анализ предложения.
Профилактика нарушения письменной речи (дисграфии, дислексии).
Мероприятия
Проведение групповых занятий согласно календарного плана совместной деятельности:
Пополнение картотеки игр и упражнений «Звуки»; «Грамматика».
Составление конспектов фронтальных и подгрупповых занятий.
Разработка домашних заданий по теме (в течении всего этапа)
Рекомендации воспитателям в работе с детьми по заданиям логопеда с использованием картотеки игр и упражнений. (Игры со звуками)
Индивидуальное консультирование родителей по теме. (в течение всего этапа)
Создание обучающей презентации для детей «Чудесные звуки» (гласные и согласные звуки; звонкие и глухие; мягкие и твёрдые). (слайды пополняются в процессе изучения тем).
Разработка консультативного материала для родителей. (в течении всего этапа)
«Новогоднее путешествие в страну Чудесных звуков». Включает в себя просмотр презентации по теме, практикум для детей и родителей.
Домашнее задание. Выставка «Звонкие согласные живут в моём рисунке.» Открытое занятие «Путешествие к горе Грамотейка».
Дидактические материалы:
— Схемы гласных и согласных звуков.
— Раздаточный материал для составления схем слов.
— Демонстрационный материал для составления схем слов.
— Настольно-печатные игры.
— Наборы картинок по теме.
— Звучащие игрушки.
— Флажки синего, зелёного, красного цветов.
— Разноцветные домики;
-Светофоры;
Фишки синие, зелёные,красные.
— Набор раскрасок.
— Художественная литература по теме.
Заключительный этап: (Май)
Диагностическое обследование. Мониторинг.
Заполнение речевых карт по итогам обследования.
Подведение итогов за учебный год. Обсуждение результатов проведённой работы.
Открытое занятие для родителей и воспитателей группы «Путешествие в страну Речевых звуков» или «Покорение горы Грамотейка».
Предполагаемый результат:
• Позитивные изменения в речи детей.
После завершения проекта дети научатся различать речевые звуки, давать им характеристику, выделять в ряду других звуков ,слогов и слов, подбирать слова с заданным звуком, проводить звуковой анализ слова.
• Повышение компетентности членов семьи в вопросах речевого развития ребёнка.
• Разработка информационно — методического материала для родителей и педагогов (конспекты занятий, консультативный материал, обучающая презентация, картотека игр и упражнений).
Календарный план проведения совместной деятельности, подготовительная группа.
№ |
Тема занятий |
Дата проведения |
1 |
Звук. Согласный, гласный. Звуки Б,БЬ. Дифференциация звуков (Б-П) |
1 неделя октября |
2. |
Падежные конструкции. Именительный падеж множественно числа существительных. |
1 неделя октября |
3. |
Звуки Д, ДЬ. Дифференциация звуков (Д-Т) |
2 неделя октября |
4. |
Приставочные глаголы. |
2 неделя октября |
5. |
Звуки Г, ГЬ. Дифференциация звуков (Г-К) |
3 неделя октября |
6. |
Предлоги В, НА, ПОД. |
3 неделя октября |
7. |
Звуки Ф, ФЬ. Дифференциация звуков (Ф-ФЬ) |
4 неделя октября |
8. |
Падежные конструкции. Дательный падеж множественного числа существительных. |
4 неделя октября |
9. |
Звуки В, ВЬ. Дифференциация звуков (В-Ф) |
1 неделя ноября |
10. |
Глаголы совершенного и несовершенного вида. |
2 неделя ноября |
11. |
Звуки Х, ХЬ. Дифференциация звуков (К-Г-Х) |
2 неделя ноября |
12. |
Предлоги В,ИЗ |
3 неделя ноября |
13. |
Звук Ы. Звуковой анализ и синтез слова ДЫМ. |
3неделя ноября |
14. |
Составление четырёхсложных предложений с введением одного определения. |
4 неделя ноября |
15. |
Звуки С,СЬ. Звуковой анализ и синтез слова ОСЫ |
4 неделя ноября |
16. |
Падежные конструкции. Творительный падеж множественного числа существительных. |
1 неделя декабря |
17. |
Звуки З, ЗЬ. Дифференциация звуков (С-З) |
1 неделя декабря |
18. |
Предлоги К,ОТ. |
2 неделя декабря |
19. |
Звук Ш. Звуковой анализ и синтез слова ДУШ. |
2 неделя декабря |
20. |
Составления предложений с включением нескольких определений и объединение их в рассказ. |
3 неделя декабря |
21. |
Звук Ж. Звуковой анализ и синтез слова ЖУК. |
3 неделя декабря |
22. |
Относительные прилагательные. |
4 неделя декабря |
23. |
Звук Э. |
4 неделя декабря |
24. |
Падежные конструкции. Предложный падеж множественного числа существительных. |
2 неделя января |
25. |
Звук Й. Дифференциация (Й-ЛЬ). |
2 неделя января |
26. |
Согласование числительного и существительного: -в родительном падеже; -в дательном падеже; -в творительном падеже; В предложном падеже. |
3 неделя января |
27. |
Звук Е. |
3 неделя января |
28. |
Падежные конструкции. Родительный падеж множественного числа существительных. |
4 неделя января |
29. |
Звук Ё. |
4 неделя января |
30. |
Притяжательные прилагательные. |
1 неделя февраля |
31. |
Звук Ц. Дифференциация звуков (Ц-С). |
1 неделя февраля |
32. |
Предлоги С,СО. |
2 неделя февраля |
33. |
Звук Ч. Дифференциация (Ч-Ц). |
2 неделя февраля |
34. |
Родственные слова. |
3 неделя февраля |
35. |
Звук Щ. Звукобуквенный анализ слова ЩУКА. Дифференциация звуков (Щ-Ш). |
3 неделя февраля |
36. |
Предлоги ИЗ-ПОД. |
4 неделя февраля |
37. |
Звуки Л,ЛЬ. Дифференциация звуков (Л-ЛЬ) Звуковой анализ и синтез слов: ЛАМА, ЛИСА. |
1 неделя марта |
38. |
Предлоги ИЗ-ЗА |
1 неделя марта |
39. |
Звуки Р,РЬ. Дифференциация Р-РЬ. Звуковой анализ и синтез слов КРАН, РИС. |
|
40. |
Дифференциация Р-Л; РЬ-ЛЬ. |
2 неделя марта |
41. |
Обучение самостоятельной постановке вопросов. |
3 неделя марта |
42. |
Мягкий и твёрдый знак. |
3 неделя марта |
43. |
Приставочные глаголы. |
4 неделя марта |
44. |
Работа над фразой. Сложносочинённое предложение с союзом А. |
4 неделя марта |
45. |
Звук Ю. |
1 неделя апреля |
46. |
Работа над фразой. Сложносочинённое предложение с союзом ПОТОМУ ЧТО. |
1 неделя апреля |
47. |
Звук Я. |
2 неделя апреля |
48. |
Предлог НАД. |
2 неделя апреля |
49. |
Несклоняемые существительные. |
3 неделя апреля |
50. |
Согласование числительного, прилагательного и существительного. |
3 неделя апреля |
51. |
Предлоги ПЕРЕД. |
4 неделя апреля |
52. |
Предлоги ОКОЛО. |
4 неделя апреля |
53. |
Повторение. |
1 неделя мая |
54. |
Открытое занятие «Путешествие к горе Грамотейка». |
2 неделя мая |
Специальная и методическая литература:
1. Арушанова А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб.научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А. М. Шахнарович. — М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 1993. — С. 4-16.
2. Елкина Н. В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — М., 1999. — 16 с.
3. Лалаева Р.И, Н.В.Серебрякова «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников». С-П «Союз», 1990.
4. Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР». С-П. «Детство-пресс», 2008.
5. Костылёва Ю.Н. «Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики» . «ТЦ Сфера» ,2014.
6. Павлова-Зеленская Т. «Звукоразличение как развлечение. Превращалочка». «Литера», 2006.
7.Т.А.Ткаченко «Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 5 лет». М. «Гном и Д», 2005.
8. Т.А.Ткаченко «Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6 лет». М. «Гном и Д», 2005.
9.Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР». С-П. «Детство-пресс», 2008.
10.В.В.Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР» (1,2,3 периоды) М. «Гном и Д»,2002.
11.Е. А. Пожилнко «Волшебный мир звуков и слов». М. «Владос», 2001..
12.Тетради для обучения грамоте детей дошкольного возраста. // Нищева Н.В.
13. Н.В. Нищева «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2019.- 200 с.
14.Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР». С-П. «Детство-пресс», 2008.
15.О. А. Новиковская «Скороговорки и чистоговорки для развития речи». М. «Астрель»
16.Н.В.Дурова «От звука к букве».
17. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие /Л.В.Журова, Н.В.Дурова, Н.С. Варенцова, Л.Н.Невская/ Под ред. Н.В.Дуровой.-М.: Школа Пресс, 1998.-144 с.