Сценарий индивидуального занятия по РС и ФП для обучающихся с нарушениями слуха

Автор: Галина Анатольевна Никулина

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Нижнетагильская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

 

Никулина Г.А – учитель индивидуальных занятий по РС и ФП

 

Индивидуальное занятие по РС и ФП

Тема Текст  «Свинья под дубом» И. А. Крылов;  звук «Л»

Цель: автоматизировать звук  «Л»  во всех позициях»;

—  развивать навык выразительного чтения,  умение понимать и выполнять задания тестов;

—  выражать в устных  высказываниях  непонимание при восприятии речевой информации;

— совершенствовать коммуникативные навыки;

—  продолжать учить  говорить достаточно  внятно и выразительно, реализуя сформированные произносительные  умения;

—  развивать слуховое восприятие, навык чтения с лица  на речевом материале урока;

—  учить выявлять человеческие пороки на основе героев басни.  

Оборудование: компьютер, презентация, таблички с тестами, текст басни «Свинья под дубом».

Ход занятия

I Орг. момент

Прозвенел и смолк звонок. Начинается  урок.

Ты готов к уроку?

Аппараты работают хорошо?

II Работа над фразами

1.Самые большие реки, текущие по территории России: Волга, Енисей, Дон, Обь, Лена.

2.Кремль – рабочее место В.В. Путина.

3.Невежество – отсутствие знаний.

4.Невежа – грубый, невоспитанный человек

5.Жанры произведений: рассказ, сказка, былина, басня.

 III  Работа над звуком «Л» (слайд 1)

1.Выбери правильный ответ:

При  звуке «Л»  язык вверху.

 При звуке «Л»  язык внизу.

 При звуке «Л»  язык узкий.

 При звуке «Л»  язык широкий.

 При звуке «Л»  голоса  нет.

 При звуке «Л»  голос есть.

Воздушная струя тёплая

Воздушная струя холодная

2.Артикуляционные упражнения (слайд 2)

Заборчик (удерживать  под счёт до 10);  индюки (упражнение выполнять 10 секунд);  блинчик (удерживать язык под счёт до 10);  иголочка (удерживать язык 15 секунд);  маляр (выполнять медленно под счёт до 10) ; почистим зубы; чашечка (удерживать язык под счёт до 10);  вкусное варенье; лошадка;  грибок (под счёт до 8); загони мяч в ворота (следить, чтобы щёки не надувались);  фокус.

Скажи на выдохе 12 слогов:  ла ла ла ла ла ла ла ла ла ла ла ла

3.Выбери, какое предложение составлено правильно: (слайд 3)

Люди, любознательные, наши, смелые,  ловкие, и.

а) Любознательные, смелые  и ловкие  люди наши.

б)  Люди смелые, любознательные и  ловкие  наши.

в) Наши  люди  смелые, любознательные и ловкие.

г) Люди наши  любознательные  и смелые, ловкие.

 4. Какое слово лишнее и почему: (слайд 4. На слайде слова и картинки)

Лейка,  лодка,  клумба,  земля, лопата, качели,  малина,  клубника,  теплица

5.Выбери название к тексту (слайд 5, на слайде картинка)

В России много озёр. Одно из них – озеро Байкал, самое глубокое озеро на планете. Вода в Байкале чистая, воздух свежий. Сюда приезжает  много туристов со всего мира.

а) природа России

б) озеро Байкал

в) реки России

г) города России

IV Работа над текстом (заключительное занятие )

1.Загадка: пяточком в земле копаюсь, в грязной луже кувыркаюсь (свинья).

Над  каким текстом будем продолжать работу? («Свинья под дубом)

2. Чтение басни учеником.

Свинья под дубом

Свинья под Дубом  вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

«Ведь это дереву вредит, —

Ей с Дубу Ворон говорит, —

Коль корни обнажишь, оно засохнуть может». –

«Пусть сохнет, — говорит Свинья, —

Ничуть меня то не тревожит;

В нём проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,

Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею,

«Неблагодарная!» — промолвил Дуб ей тут. –

Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

 Что эти жёлуди на мне растут».

Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье

И все учёные труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

3.Тесты (сначала предлагаются на слух, потом тесты предъявляются в письменном виде);

— Укажи жанр произведения: рассказ, сказка, былина, басня.

— Укажи количество персонажей в произведении: 1,2,3,4.

— Укажи, какого персонажа нет в произведении: дуба, лисицы, ворона, свиньи.

— Укажи, что стала делать Свинья после того, как выспалась и наелась: пошла гулять; начала подрывать корни дуба; дальше стала искать еду; стала искать, где ещё можно поспать.

— Укажи, что будет, если Свинья подроет корни дуба: будет много желудей; дуб засохнет; ничего не произойдёт; Свинья останется без желудей.

— Отметь, какие интересы у свиньи: поесть, выспаться; никаких интересов; заботиться о дубе; поговорить с Вороном.

— Отметь значение слова невежда: учёный, весёлый, необразованный, воспитанный.

— Отметь, что высмеивается в произведении: доброта, вежливость, аккуратность, глупость.

— Отметь, почему Дуб назвал Свинью неблагодарной: она не слушала его; она не подумала о будущем; она подрывала корни Дуба; так считал Ворон.

— Выпиши из произведения мораль.

 (Проверка ответов происходит на слух).

V Итог  Что делал на уроке? Что понравилось?

 

 

×
×