Развитие познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста через использование опытно — экспериментальной деятельности»

Автор: СОРОКИНА ЮЛИЯ КОНСТАНТИНОВНА

                                                                                                                Сорокина Юлия Константиновна

                                                                                 воспитатель

                                                                                                              МАДОУ «Детский сад № 177»

                                                                                                Сормовского района,

                                                                                                                 603050, г. Нижнего Новгорода,

                                                                                                             ул. Василия Иванова, д.21А.

                                                                                                        molchanirina@yandex.ru

                                                                                           8(831)226-53-94

 

 «Развитие познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста через использование опытно — экспериментальной деятельности»

 

           Проблема развития познавательной активности детей в наше время особенно актуальна. Наши  дети живут и развиваются в эпоху с быстро меняющейся информацией, поэтому дети должны не только иметь и владеть знаниями, но и уметь быстро и правильно получать эти знания самостоятельно, использовать их в своей жизни, думать, логически и творчески мыслить. Хочется, чтобы  наши воспитанники выросли любознательными, самостоятельными, общительными, творческими личностями, которые сумеют разобраться в окружающей обстановке, решить разные проблемы, которые могут возникнуть у них на пути.

В соответствии с реализацией ФГОС дошкольного образования и с требованиями к планируемым результатам освоения ФОП, представленных в виде планируемых результатов на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из результатов стоит именно любознательность. Ребёнок — дошкольник регулярно задаёт вопросы о предметах и явлениях, пытается выдвинуть догадки, свои объяснения явлениям природы, поступкам людей, склонен замечать, наблюдать, экспериментировать и проверять опытным путём.

Зачастую ребёнок открывает окружающий мир через личные ощущения, действия, переживания. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский. Развивающемуся уму ребёнка необходимо постоянное взаимодействие с творческими познавательно-исследовательскими задачами.                                                                                     

Исходя из этого, развитие познавательной активности дошкольников является одной из актуальных проблем, направленной на всестороннее развитие личности ребёнка, способствующей получению полезной и важной информации им.

Этапы работы

1.Подготовительный (анализ литературы, обследование воспитанников, анкетирование родителей, создание перспективного плана и системы занятий по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через использование опытно — экспериментальной деятельности). (август — сентябрь)

2. Основный (организация развивающей предметно – пространственной среды,  организация работы с воспитанниками по реализации перспективного плана, организация работы с родителями ) (октябрь — апрель)

3.Итоговый (повторное обследование особенностей развития познавательной активности детей). (май)

На подготовительном этапе проанализирован уровень выраженности познавательной активности воспитанников по методике Е.И.Щербаковой.

Критерии: увлеченность изучением, выраженное стремление выполнять сложную задачу, желание продолжить занятие, использование знаний в самостоятельной деятельности, качество знаний и умений, вопросы, направленые на интерес, самостоятельность в подборе средств, способов действий, результат, контроль.

Исходя из результатов обследования познавательная активность менее развита, дети не задают вопросы, нередко не доводят деятельность до конца.

На основании обследований ставим цель и задачи педагогической деятельности.

Цель работы: Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через использование опытно — экспериментальной деятельности.

 Для достижения цели были поставлены задачи:

·       Продолжать развивать познавательный интерес у детей в процессе организации экспериментирования.

·       Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, выдвигать гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности.

·       Создание условий для проведения экспериментов, нацеленных на развитие познавательной активности дошкольников.

·       Побуждать детей принимать от взрослого, а за тем самостоятельно выдвигать познавательную задачу, целенаправленно осуществлять практическую деятельность по ее решению.

·       Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, осознанного стремления к самостоятельному решению проблемной ситуации.

·       Воспитывать интерес к познавательной деятельности и культуру общения.

         Работа по развитию познавательной активности детей через использование опытно — экспериментальной деятельности проходила в несколько этапов:

1.       Объяснение опытов, знакомство с общими способами действий.

2.       Совместные опыты воспитателя с ребёнком, подгруппой детей.

3.       Создание воспитателем проблемно-поисковой ситуации в совместной с ребёнком деятельности.

4.       Объединение в совместных опытах детей, взаимное обучение в игре одних детей другими.

На первом этапе мы организовали эксперименты и опыты.  

Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставлю проблему: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов — песчинок, этим объясняется свойство сухого песка — сыпучесть. По теме: «Волшебница Вода» проводили опыты: «Наливаем — выливаем», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд» и др.

В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное — они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.

Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

При проведении опытов соблюдается следующая структура:

— постановка проблемы;

— поиск путей решения проблемы;

— проверка гипотез, предположений;

— обсуждение увиденных полученных результатов;

— формулировка выводов.

Такая система работы помогает активизировать мыслительную деятельность дошкольников, направляет детей к самостоятельным исследованиям.

       Следующим этапом была совместная игра воспитателя с ребенком, с подгруппой детей. Дети усваивают при этом познавательные действия, способы действий, подходы к решению задач. У них вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости сосредоточиваться, напряженно думать в ходе поисков решения задач. Начало второго этапа обусловлено появлением детских вопросов к педагогу: «А что можно еще сделать?», «Правильно ли получилось?», «А как доказать?» Отталкиваясь от интересующих детей вопросов, обеспечиваем им естественную высокую мотивацию в усвоении способов деятельности с материалами.  В ходе экспериментирования ребенку нужно ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать и что получится в результате.  Экспериментальная деятельность всегда вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), повышает познавательную активность и развивает любознательность ребенка, активизирует и усиливает восприятие изучаемого материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с правилами жизни в обществе и т.п.

            Далее следовало создание воспитателем элементарной проблемно-поисковой ситуации в совместной с ребенком деятельности.

В условиях детского сада использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;

во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;

в-третьих, они практически безопасны;

в-четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы:

 внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

 тайна, сюрприз;

 мотив помощи;

  познавательный момент (почему так?);

  ситуация выбора.

Предлагая детям поставить опыт, я сообщала им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Давала время на обдумывание, и затем привлекала детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

В процессе работы поощряла детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия.

В то же время не выпускала из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.

Выводы можно делать в словесной форме, а иногда избирать другие способы, например: фиксирование результатов, графически, т.е. оформление в рисунках, схемах.

Решение задач осуществляла в 2 вариантах:

·        дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;

·        дети вначале предсказывают вариант, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

Дети работают самостоятельно, я по необходимости оказываю помощь, советую, интересуюсь результатами. По окончании дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного?

После эксперимента не упускаю воспитательные моменты – дети самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (помыть и убрать оборудование, протереть столы, собрать мусор и вымыть руки с мылом)

           В результате проделанной нами работы была проведена повторная диагностика.

 Результаты проведенных исследований показали положительную динамику в развитии познавательной активности дошкольников, инициативности в использовании опытно – экспериментальной деятельности в самостоятельной деятельности. Все дети испытывают устойчивый интерес к опытам. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности. Дети стали смело высказывать суждения, доказательства. При этом они очень заинтересованы в результате своей деятельности. Дети правильно решают задачи, могут найти последовательность событий и составлять логический рассказ.

Исходя из данных диагностики можно сделать вывод, что проведенная работа дала следующие результаты:

-повышение интереса детей,

-развитие познавательной активности,

-развитие творческих и познавательных способностей,

-воспитание навыков сотрудничества.

×
×