Автор: Коткова Светлана Фаридовна
«Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством музыкально ритмической игры»
Развитие чувства ритма актуально для детей с нарушениями речи.
Ритм способствует развитию умственных способностей, психических процессов, развитию мелкой моторики, двигательной реакции, эмоциональной отзывчивости на музыку, становлению творческой личности ребёнка, что очень важно для детей дошкольного возраста.
Поставив цель работы — помочь детям активно войти в мир музыки, формировать чувства ритма у детей с нарушением речи в соответствии с современными требованиями, с использованием занимательного игрового материала определили для себя задачи:
· создать педагогически целесообразные условия в системе музыкального воспитания, обеспечивающие развитие чувства ритма у детей;
· использовать оптимальные методы и приёмы для развития чувства ритма у дошкольников;
· развивать у детей чувство ритма и метроритмические чувства (развивать умение воспроизводить ритмические отношения музыкальных звуков), рече-двигательную координацию, навыки элементарного импровизационного движения и музицирования в процессе музыкальных игр (формировать умение исполнять простые ритмические рисунки на детских шумовых и музыкальных инструмента)
· развивать умение соотносить ритм движений с ритмом музыки.
Решению поставленных задач в немалой степени способствуют формы организации музыкальной деятельности. Это занятия, различные виды развлечений, индивидуальная работа, музыкально-игровые досуги, самостоятельная деятельность, утренники.
Ритм присутствует во всех видах музыкальной деятельности: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами.
Данная работа ведётся в тесном взаимодействии с воспитателями, инструктором по физической культуре, учителем-логопедом, родителями. Ведется журнал взаимодействия с воспитателями, в котором мы рекомендуем упражнения для организации совместной деятельности воспитателей и детей в группе и на определенном этапе для самостоятельной деятельности.
Мы представляем детский сад общеразвивающей направленности, где дети с тяжелыми нарушениями речи включены в среду здоровых сверстников в группы комбинированного вида.
С учетом поставленных задач, мы подобрали музыкальные игры и упражнения на развитие у детей старшего дошкольного возраста чувства ритма. Игры и упражнения мы проводим на музыкальных занятиях, на занятиях по логоритмике, на подгрупповых занятиях в группе и в музыкальном зале. Организуем РППС в музыкальных уголках по данной теме для самостоятельной деятельности детей. Перед тем как материал появится в группе, музыкальный руководитель знакомит воспитателей с новой игрой.
Собрана картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма, создана фонотека.
Свою работу строим по принципу от простого к сложному.
Первый этап – это восприятие и воспроизведение несложных ритмических рисунков.
На этом этапе проводили следующие музыкальные игры и упражнения:
— «Подбери картинку». Цель: упражнять в различении и назывании жанра музыки (песня, танец, марш).
— «Послушай и прохлопай». Цель: упражнять в восприятии на слух и воспроизведении ритмического рисунка музыки: сильные хлопки, слабые хлопки,
чередование сильных и слабых хлопков.
— «Слушай и повтори». Цель: упражнять в воспроизведении ритмического рисунка на детских музыкальных инструментах.
— «Эхо». Цель: упражнять в запоминании ритма и воспроизведении его при пропевании слов.
— «Имена и ритмы». Цель: упражнять в прохлопывании и пропевании своего имени.
— «Передай ритм». Цель: развивать ритмический слух, умение воспроизводить ритмический рисунок.
— «Где спрятался ритм». Цель: упражнять в соотнесении ритма со схемой.
— «Выложи ритм». Цель: упражнять в схематизации ритма.
— «Прохлопай по схеме». Цель: упражнять в воспроизведении ритмического рисунка по схеме.
— «Шаг и бег». Цель: упражнять в соотнесении движений с музыкой.
— «Повтори движение». Цель: упражнять в воспроизведении заданного движения в определенном ритме.
Второй этап – усложнение ритмических рисунков.
Музыкальные игры и упражнения второго этапа:
— «Хлопки». Цель: развивать умение воспроизводить ритмический рисунок музыки:
— комплексы хлопков, состоящих из различного количества с короткими и длинными паузами.
— «Музыкальные стульчики». Цель: упражнять в передаче ритма с помощью шумовых или музыкальных инструментов.
— «Ритмические картинки». Цель: упражнять в воспроизведении ритмического рисунка в пении и на детских музыкальных инструментах.
— «Повтори – придумай ритм». Цель: развивать умение придумывать и повторять ритм при игре на детских музыкальных инструментах.
— «Зашифруй ритм». Цель: развивать умение схематизировать ритмический рисунок.
— «Поем и хлопаем». Цель: упражнять в одновременном пении и прохлопывании ритмического рисунка песни.
— «Голос спрятался». Цель: упражнять в исполнении ритмического рисунка песни с помощью прохлопывания ритма.
— «Не опоздай». Цель: упражнять в прохлопывании музыкальных фраз по очереди (по подгруппам).
— «Быстро – медленно». Цель: упражнять в выполнении музыкально-ритмических движений в соответствии с ритмом музыки.
— «Продолжи движение». Цель: развивать умение соблюдать заданный темп без музыки.
Третий этап – заключительный: упражнения на творчество и импровизацию.
Музыкальные игры и упражнения:
— «Ритмический оркестр».
Цель: Формировать способность к объединению различных видов деятельности (пение и игра на музыкальных инструментах).
— «Путешествие». Цель: развивать способность передавать характер движения с помощью музыкальных инструментов.
— «Музыкальные этюды». Цель: развивать умение передавать в движении музыкальный образ.
— «Мелодическое эхо». Цель: упражнять в пении по фразам с аккомпанементом музыкальных и шумовых инструментов.
— «Узнай песню». Цель: развивать умение узнавать знакомую попевку, песню по ритмическому рисунку (на слух, по карточке) .
— «Музыкальные импровизации» (вокальные, танцевальные, пластические, инструментальные)
— «Спой стихотворение» (на любую мелодию);
— «Волшебные танцы» (танцевальная импровизация под музыку);
— «Сыграй музыку на инструменте, как ты хочешь» (свободные импровизации соло по кругу).
— «Дирижер» (ребенок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов, которые солируют по очереди).
— «Музыкальная сказка» (дети подбирают инструменты, чтобы сыграть на них «музыку дождя», «песню ветра», «танец ежика», «солнечный свет», «твое сегодняшнее настроение», «радостную мысль»).
— «Поговори со своим соседом» (диалоги инструментов, например, бубна и маракаса).
Чувство ритма даёт возможность и шанс каждому ребёнку выразить себя, показать своё отношение к музыке в различных движениях, жестах, игре на музыкальных инструментах.
Последовательность работы над ритмом мы используем такую. Ритм сначала отрабатывается: проигрывается «звучащими жестами», проговаривается слогами, выкладывается ритмическими карточками, и лишь потом используется в конкретном произведении. Ритмические карточки помогают для закрепления зрительного образа.
Игра на музыкальных инструментах – один из видов музыкальной деятельности, который очень привлекает детей. И используя этот интерес детей, мы отрабатываем ритм. В процессе музыкально-ритмической игры включаем большой спектр различных шумовых инструментов, такие как – палочки, кубики, шарики, орехи, стаканчики, бубен, барабан, ксилофон, музыкальная коробочка, музыкальный молоточек. Знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью ударных инструментов позволяет ребенку накопить и развить первоначальный опыт слухового восприятия. Неоценимое значение имеет такой музыкальный инструмент как ложки. Приемов и способов звукоизвлечения игры на ложках очень много, мы для себя взяли вот такие.
Сегодня мы хотим вас научить некоторым способам звукоизвлечения игры на деревянных ложках.
Начинаем мы всегда с разминки кистей рук.
«Замок»
Руки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
— На двери висит замок.
— Кто его открыть бы мог?
— Постучали,
На этом слове ритмично стучите друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы.
— Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
— Потянули.
Тянете руки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но, не отпуская замок полностью.
— И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.
Прием игры «Маятник» — это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном:
Тик-так, тик-так
Язычок катался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
Главный принцип – сделать занятия интересными в игровой форме, поэтому изучая следующий прием называем его «Лошадка» и «Зайка»: прячем черпачок в ладошку и ударяем по нему открытой ложкой, это напоминает цоконье копыт:
Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой, гладкой.
Или «Зайка прячет ушки» – звук более глухой, открывает ушки – звук звонче (черпачок в руке выполняет роль резонатора).
Следующий прием игры «Мячики» — в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по ладошке, ложки как мячики, отскакивают:
Скачет мячик прыг да скок,
Скачет мячик на порог.
Скачет десять раз подряд
От ладошки и назад.
«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;
— Что за треск на всю округу?
— Это мы трещим с подругой! —
Ох, трещотки хороши,
Прямо праздник для души!
А сейчас мы предлагаем применить уже известные приемы игры на ложках (на свой выбор), под русскую народную песню «Во кузнице», снова четко пропевая или проговаривая текст песни.
Во-ку, во-ку-узнице, во-ку, во-ку-узнице.
Во кузнице молодые кузнецы,
Во кузнице молодые кузнецы.
Таким образом, воздействие музыки, слова и движения (в данном случае четкое отстукивание ритма и упражнения на развитие чувства ритма) помогает преодолению речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы у детей с речевой патологией.