Проект «Самовар — душа народа»

Автор: Ябурова Елена Николаевна

Проект «Самовар – душа народа!»

 

Тип проекта: педагогический.

Вид проекта:познавательно-творческий.

Участники:

Реализуют:воспитатели

Целевая группа:дети средней группы (22 ребенка), родители

Сроки реализации проекта: краткосрочный (1 месяц)

Актуальность проекта

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня, и она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.Воспитание у детей чувства патриотизма начинается в пору дошкольного детства. Ребенок впитывает культуру своего народа через знакомство с народным творчеством, культурными традициями, с предметами старины.

Одним изглавных символов русской бытовой культуры является самовар. Едва ли найдется другой символ, с такой полнотой воплотивший в себе и быт, и душу народа. Будучи украшением дома, он с момента своего появления занял особое место среди других изделий. Это синоним гостеприимства, символ русского чаепития, добра, домашнего уюта и семейного покоя, он всегда занимал почетное место в центре стола и даже в жизни русских людей. Именно вокруг самовара собирались все члены семьи, родственники, гости. Ни одно из застолий и народных гуляний не обходилось без самовара. Он занял центральное место в каждом доме, став его сердцем, объединяющим людей, настраивающим их на чистую и спокойную беседу.

Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. Вот почему, несмотря на свою дороговизну, самовар был почти в каждом доме.

Жизнь современного человека стала динамичной, ее ритм не дает нам остановиться и размеренно побеседовать с родными, друзьями, выпить чаю за круглым столом. Забыты обычаи заваривать чай в самоваре, его потеснил ближайший родственник – чайник. Сложно сегодня представить в доме наличие самовара.

В начале разработке проекта было проведено анкетирование родителей, по результатам которого было выявлено: только 2 семьи имеют в доме самовар, 5 детей видели настоящий самовар, а 100% детей различают самовар на картинках, на иллюстрациях сказок и в мультфильмах.Были в краеведческом музее 10 семей, на выставке самоваров не был никто.

Проблема:дети средней группы ничего не знают об истории появления самовара, о значении его в жизни русского народа и том, что самовары бывают разные.

Цель проекта: Формирование у детей нравственно – патриотическихчувств, через ознакомление с историей самовара.

Задачи проекта:

— Познакомить детей 4-5 лет с историей появления самовара на Руси, с его значением в жизни русского народа

— Дать представление детям о разных видах самовара.

— Формировать у детей знания о значении самовара в жизни русского народа.

— Развивать у детей любознательность, познавательную активность, творчество.

— Воспитывать интерес к народным традициямк истокам русской культуры и быта.

Ожидаемые результаты реализации проекта

У детей сформированы представления об самоваре, истории появления его на Руси. Так же у детей сформированы знания о разных видах самоваров, что они бывают разной величины, формы, электрические, работают на углях, с разными рисунками. Дети знают значение самовара, что он сам варит воду, что первые самовары появились в Туле. У ребят есть знания о значении самовара в жизни русского народа, о традициях чаепития. У детей сформирована любознательность, они интересуются историей и традициями русского народа. У детей и родителей сформирован интереск истокам русско-народной культуры, быта. Дети и родители активные участники в посещении краеведческого музея, участники в изготовлении поделок на тему «Самовар Батюшка», создание альбома«Русь самоварная», в драматизациипо произведению К. Чуковского «Муха Цокотуха», в итоговой викторине «Хранитель старины далекой – великий русский самовар!»,

 

 

 

 

План реализации проекта

Этап

Мероприятие

Ответственные

Сроки

Подготовительный

Анкетирование родителей «Самовар- семейные традиции»

воспитатели

1 неделя

Подбор методической и художественной литературы, иллюстрированного материала о самоваре

воспитатели

Выявление уровня знаний у детей о самоваре, его значении, истории появления

воспитатели

Разработка проекта

воспитатели

Основной

С детьми

 

4 недели

Рассматривание альбома иллюстраций, картин изображающих чаепитие, связанный с самоваром,  экспонатсамовар

воспитатель

Беседа «Что такое самовар?»  презентация «Знакомство с самоваром»

воспитатель

Занятие поознакомлению с предметным миром «Как появился самовар на Руси»

Просмотр презентации «Тула – самоварная столица»

воспитатель

Образовательная ситуация «Как работает самовар и из чего он изготовлен?»

воспитатель

Познавательная игровая программа «Встреча с бабушкой Федорой» Дом туризма «Соль»

Участники дети и родители

сотрудник Дом туризма «Соль» БулдаковаВВ

Ситуация общения

 «Как мы дома пьем чай»

Участники дети и родители

воспитатель

Презентация «Чайные церемонии народов России»

воспитатель

Познавательная игровая программа «Самоварные истории» Соликамский краеведческий музей

Участники дети и родители

сотрудники Соликамского краеведчес музея

Чтение произведения К. Чуковского «Муха Цокотуха»

воспитатель

Драматизация по произведению «Муха Цокотуха»

Участники дети и родители

воспитатель

Дидактическаяигра «Собери самовар из частей»

воспитатель

Настольноя  игра«Составь узор на самоваре»

воспитатель

Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие»

воспитатель

Хороводная игра«Самовар, самовар!»

воспитатель

Создание «сторисек» (Мешок историй) о самоваре

Участники дети и родители

воспитатель

Изготовление поделок на тему «Самовар Батюшка»

Участники дети и родители

воспитатель

Создание альбома«Русь самоварная»

Участники дети и родители

воспитатель

Заключитель

ный

Анкетирование родителей

воспитатель

Анкетирование детей

воспитатель

Викторина для всей семьи

«Хранитель старины далекой – великий русский самовар!»

воспитатель

Альбома«Русь самоварная»

Участники дети и родители

воспитатель

«Сторисек» (Мешок историй) о самоваре

воспитатель, родители

 

 

 

Литература

1.     Железнова Е. Р. «Серия интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с русским бытом и традициями Руси».

2.     Иванова Е.А., Русские самовары. — Л. – 1971.

3.     Князева О.Л., Маханева М. Д., «Приобщение детей к истокам русской народной культуре».

4.     Лаврентьева Л.С. Культура русского народа: Обычаи, обряды, занятия, фольклор.-СПб.:Паритет, 2004.- 448с.

5.     Лобанева Т.А., Русский самовар // Декоративное искусство СССР. – 1969. — № 142. — С.43-46.

6.     Москалева Л.А, Ашевский С.Д., Тула: Из глубин веков до наших дней. — Тула: ПРИОК. КН. ИЗД-ВО, 1988.

7.     Попова А., Энциклопедия для детей «Просто о простом».

8.     Русский самовар/Сост. А.А. Гилодо. — М.: Советская Россия, 1991 — 225 с.

9.     Тихонова А. С., Тульский самовар – Тула: Приокское книжное издательство, 1989 – 175 с.

Интернет-ресурсы

Тульские самовары https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/02/11/samovary.ppt

×
×