Автор: Салахова Камиля Рамилевна
Салахова К.Р.
Воспитатель инновационной площадки Ресурсного центра по подготовке педагогических кадров ГАПОУ «Казанский педагогический колледж» г. Казань
НАСТАВНИЧЕСТВО В ЧЕМПИОНАТЕ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МАСТЕРСТВУ «ПРОФЕССИОНАЛЫ» КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Ключевые слова: наставничество, наставник, профессиональная ориентация, школьники, чемпионат по профессиональному мастерству.
Аннотация: в этой статье рассматривается вопрос наставничества как средство профориентации школьников. В качестве примера представлен опыт подготовки в чемпионате по профессиональному мастерству «Профессионалы», разработанному в рамках федерального проекта «Профессионалитет».
2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника, важно обозначить, что наставничество — это отношения, в которых более опытный человек помогает менее опытному усвоить определенные компетенции [2], следовательно, наставник – это человек, который сопровождает другого на пути развития и помогает двигаться по нему быстрее: делится знаниями и опытом, развивает навыки и подсказывает, как решать сложные задачи [1].
Профессиональная ориентация представляет собой работу со школьниками – это подростковый возраст, где определяются новые направления деятельности и еще не имеют профессиональных скилсов (умений). Одним из средств реализации профессиональной ориентации является чемпионат по профессиональному мастерству «Профессионалы», который представляет собой соревновательные мероприятия, направленные на демонстрацию компетенций конкурсантами по разным модулям (профессиональным заданиям).
В чемпионате выделяют несколько возрастных линеек:
— основной состав (студенты средних профессиональных образовательных организаций)
— юниоры (ученики образовательных организаций 7 – 11 класс (14 – 18 лет))
Участники чемпионата (юниоры) профессионально не ориентированы и еще находятся перед выбором будущей профессии. Главная задача чемпионата не только сориентировать их в определенную профессию, но дать возможность попробовать себя в разных направлениях профессиональной деятельности (компетенциях). Перед учащимися средних и старших классов часто стоит выбор дальнейшего учебного заведения. Именно поэтому данный вопрос приобретает важный характер в профессиональной ориентации школьников, ведь правильный выбор будет влиять на дальнейшую судьбу человека. Исходя из этого, чемпионат предоставляет ученикам возможность проявить себя в определенной профессии: познакомиться с основными направлениями профессиональной деятельности, особенностями работы, получить новые знания и навыки, тем самым помогая учащимся найти своё место в жизни.
Поэтому перед наставниками стоит серьёзная задача в проведении качественной подготовки участника юниора для получения профессиональных знаний и опыта, а также для последующего выбора образовательной организации, согласно своим склонностям, способностям, интересам и полученному опыту.
В компетенции «Дошкольное воспитание» для участия юниоров предлагается попробовать свои силы в следующих представленных модулях:
1. Модуль А: Разработка, организация и проведение интегрированного занятия с детьми дошкольного возраста
2. Модуль Б: Разработка и проведение интегрированного занятия по познавательному развитию (с виртуальной экскурсией и включением экспериментальной или познавательно-исследовательской деятельностью) с дидактической игры на ИКТ оборудовании
3. Модуль В: Организация и руководство свободной совместной деятельностью воспитателя с детьми дошкольного возраста (с элементами самостоятельной деятельности детей)) [3].
Эти профессиональные задания достаточно интересные, и в то же время сложные, следовательно, наставник должен создавать особые условия для эффективной подготовки и погружения в профессиональную деятельность. В течении четырёх лет в ходе подготовки юниоров по компетенции «Дошкольное воспитание», анализируя опыт эффективного участия, мы сформулировали следующие рекомендации по организации чемпионатных (профориентационных) мероприятий:
· Выстроить график тренировок, учитывая психо– физиологические, личностные, соматические особенности старшего школьника (не более 20 часов в неделю)
· Начинать подготовку следует с согласования плана тренировок с администрацией школы, родителями, обеспечение трансфера участника от одной образовательной организации до СПО и не в ущерб учебным занятиям в школе.
Таблица 1. Пример графика тренировок
Место проведения мероприятия (наименование учреждения, адрес) — ГАПОУ «Казанский педагогический колледж» г. Казань, ул. Даурская, 30 , каб 23 (трансфер и сопровождение осуществляется Куриловой Л.А.)
№ |
Мероприятие по подготовке |
Ключевой результат (объемы работы, качество) |
Срок реализации |
Ответственный наставник |
1. |
Модуль Б: «Разработка, организация и проведение интегрированного занятия с детьми дошкольного возраста»
Задание: Разработка и проведение интегрированного занятия по познавательному развитию (с виртуальной экскурсией и включением экспериментальной или познавательно-исследовательской деятельностью) с дидактической игры на ИКТ оборудовании. |
1. Разработать единую сюжетную линию интегрированного занятия. 2. Подобрать и подготовить мультимедийный контент, материалы и оборудование для экскурсии. 3. Подготовить материалы и оборудование для экспериментальной или познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. 4. Провести интегрированное занятие с детьми дошкольного возраста (волонтерами). |
28.04.23 11:00- 14:00 (3 часа) с учетом нагрузки и учебного расписания в школе |
Салахова К.Р. |
2. |
Модуль В: «Организация различных видов деятельности и общения детей дошкольного возраста»
Задание. Организация, руководство и реализация фрагментов мероприятия с включением беседы, дидактической игры на ИКТ оборудовании, сюжетно-ролевой игры (с элементами самостоятельной деятельности детей) с волонтерами с актерской задачей.
|
1. Разработать организационно-мотивационную беседу с детьми (волонтерами). 2. Подобрать ИКТ оборудование в соответствии с возрастом детей и содержанием 3. Разработать дидактическую игру с использованием ИКТ оборудования в соответствии с содержанием, целями фрагментов мероприятия. 4. Продумать, разработать сюжетно – ролевую игру, распределить роли. 5. Демонстрация готового модуля с волонтерами. |
29.04.23 9:00- 13:00 (4 часа) с учетом нагрузки и учебного расписания в школе |
Салахова К.Р. |
· Подавать материал в простой и понятной форме, начиная с интересных и легких элементов (создание виртуальной экскурсии, робототехника, сюжетно-ролевая игра)
· Создать эффект социальной фасилитации (один из эффектов социального влияния, подразумевает улучшение исполнения действия участником в присутствии наставника)
· Применять современные технологии обучения (проектная деятельность, SMART, разнообразные ПО, анимационные фильмы)
· Давать возможность проявить себя, свои творческие способности, личностные качества
· Проводить рефлексию, подчеркивая сильные стороны и обозначая точки риска, помогая распределить личностные ресурсы.
При соблюдении данных рекомендаций, можно добиться результата и эффективно подготовить школьника к чемпионатным испытаниям, способствовать его интересу к той или иной профессии.
Региональный чемпионат 2019 год – Бадрутдинова А. 1 место (15 лет)
Региональный чемпионат 2020 год – Салахова Ф. 1 место (15 лет)
Региональный чемпионат 2021 год – Абдуллина З. 1 место (16 лет)
Региональный чемпионат 2023 год – Силанина А. 1 место (14 лет)
После удачного участия в чемпионате школьники-юниоры охотно вовлекаются в другие компетенции, так как есть положительный опыт, в котором им удалось проявить себя, почувствовать свою компетентность и появилось стремление познавать и погружаться в мир профессий.
Средств профессиональной ориентации школьников в современном образовательном пространстве много: олимпиады, всероссийский форум профессиональной ориентации «Проектория», онлайн — марафон по профориентации для школьников «Выбери профессию», онлайн-мероприятие по профориентации «Марафон профессий», проект по профориентации школьников «Билет в будущее», «Profi Strategy» практическая конференция в сфере профессиональной ориентации, лаборатория профессиональной ориентации «ТаланТы Будущего», онлайн- фестиваль профориентации «PROВыбор». Одним из таких эффективных средств может быть чемпионат по профессиональному мастерству «Профессионалы», разработанный в рамках федерального проекта «Профессионалитет», где наставничество играет важную роль в профессиональной ориентации школьников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ашкапина Т. М. Роль наставничества в современном образовании / Ашкапина Т. М. // Начальная школа. — 2023. — №3.
2. Википедия. Свободная энциклопедия: официальный сайт. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Наставничество (дата обращения: 25.04.2023).
3. https://pro.firpo.ru/