Конспект ООД по речевому развитию в средней группе

Автор: Индичекова Татьяна Александровна

Тема: «Насекомые вокруг нас»

Цель: Обобщение представлений детей о насекомых;

Задачи:

Обучающие: Формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы; упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам.

Развивающие: Развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач.

Воспитывающие: Воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле.

Оборудование:  иллюстрации групп, аудиозапись звуки леса, насекомых

Раздаточный материал: иллюстрации насекомых

Ход занятия

Воспитатель:

Дружно за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся,

Побежит тепло по кругу,

Будем вместе очень дружно,

Фантазировать играть,

Мы хотим, все, все узнать.

 

Дети садятся на стульчики за столы.

Воспитатель:

Зазвенели ручьи,

прилетели грачи.

В улей пчела

первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

когда это бывает?

— О каком времени года эта загадка?

Дети: Весна

Воспитатель: Почему вы решили, что это весна?

Дети: Зазвенели ручьи, в улей прилетела пчела.

Воспитатель: Кто появляется весной?

Дети: насекомые.

Воспитатель: Каких насекомых вы знаете?

Дети: муравей, пчела.

Воспитатель: Молодцы ребята. А теперь предлагаю сыграть в игру  «Назови-ласково»

Комар-комарик

Жук-жучок

Пчела-пчёлка

Усы-усики

Лапы-лапки

Муравей-муравьишка

Стрекоза-стрекозка

Муха-мушка

Воспитатель: Ребята, перед каждым из вас на столе лежат картинки с изображением различных насекомых. Я буду называть насекомых, а вы, услышав название насекомого изображенного на своей картинке, хлопаете в ладоши.  Игровое упражнение «Хлопни в ладоши».

Воспитатель: Молодцы, все справились. Теперь послушайте стихотворение.

 «Муравей»

Муравей бревно несет,

Песню громкую поет:

«Я могучий муравей!

Я сильнее всех в траве!

Я легко несу бревно,

Хоть огромное оно!».

Муравьшка — не бездельник.

Целый день он в муравейник,

Носит, носит без заминки

Облетевшие хвоинки.

Воспитатель: — Ребята, про кого это стихотворение?

— Чем занимается муравей целый день?

— А какой по вашему мнению муравей?

Ответы детей

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Закончи предложение» — правильно подобрать слова, я начну, а вы продолжите.

Жук большой, а комар……..(маленький)

Бабочка летает, а гусеница……(ползает)

Пчёлы живут в ульях, а муравьи…….(в муравейнике)

У птиц две лапки, а у насекомых……(шесть).

Божья коровка маленькая, а улитка …(большая)

Пчёлы из нектара делают…(мёд)

У жука крылья короткие, а у стрекозы…(длинные).

Воспитатель: Вы наверное устали, а теперь на ножки встали

Физминутка. «Бабочка»

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)

— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)

За день, за два и за месяц… (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

Воспитатель: Ребята давайте поговорим о появлении (рождении) насекомых. Вам нравятся чудеса?

Ответы детей

Воспитатель: Послушайте, про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо, это то,  что жуки, мухи, бабочки,  стрекозы – никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем вылупляется личинка, гусеница. Ей надо много кушать, и расти,  когда она вырастает, превращается в куколку. Проходит время, из куколки выходит бабочка. Стрекозы откладывают яйца в воду, комары откладывают личинки в воду, жук откладывает личинки в землю, ребята, где живут насекомые?

Ответы детей

Воспитатель: Они живут везде: в траве, на деревьях, в цветах, в воде. А как они передвигаются?

Дети: Бегают, прыгают, летают

Воспитатель: Как вы думаете, чем питаются насекомые?

Ответы детей

Воспитатель: Давайте рассмотрим картинки. Чем похожи насекомые? Чем они отличаются от других лесных жителей? Что у них общее? По каким признакам можно их определить?

Ответы детей: У них 6 лап, голова, крылышки, брюшко.

Воспитатель: Ребята, много насекомых, это хорошо? Какую пользу они приносят?

Ответы детей: Много корма для птиц, опыляют растения, пчелы дают мед.

Воспитатель: Но много насекомых, это ведь и плохо, как вы думаете, почему?

Ответы детей: переносят разные болезни, мешают спать, кусают.

Воспитатель: Как вы думаете, все ли насекомые полезные?

Ответы детей       

Воспитатель: А какие еще могут быть насекомые?

Дети: Вредные.

Воспитатель: Каких вредных насекомых вы знаете?

Дети: Муха, комар, гусеница

Воспитатель: Как вы считаете, какой от них вред?

Ответы детей: Муха разносит микробы на лапах, гусеница ест листья растений, комар кусает людей и животных.

Воспитатель: Молодцы ребята. Предлагаю вам послушать «звуки насекомых». А теперь давайте покажем, как разговаривают насекомые? 

Жу – жу – жу  жжужит пчела

Хороши мои дела

Зу – зу – зу комар пищит

Укусить скорей спешит

Уф – уф –уф как паровоз шмель пыхтит, пыльцу повез

Жук жужжит гу — жу –гу – жу

Я любого разбужу.

Воспитатель: Ребята отгадайте загадки

Скажите-ка, что за букашка?

На ней в черных точках рубашка,

Умеет карабкаться ловко

По листикам божья… (коровка)

 

 У нее так много ног —

Сосчитать не каждый б смог.

В них такая путаница,

Их хозяйка — … (гусеница)

 

 Не пчела она, а жалит.

Мед, варенье обожает.

Есть на брюшке полоса.

Кто она, скажи? (Оса)

 

Знают взрослые и дети —

Тонкие плетет он сети,

Мухам враг он, а не друг.

Как зовут его? (Паук)

 

 Вот букашка-работяга.

Целый день трудиться рада.

Ношу на спине своей

Быстро тащит… (муравей)

 

Что за гость с голодным брюхом

Все звенит у нас над ухом?

Из цветов не пьет нектар,

Покусает нас… (комар)

 

Кто влетает в каждый дом

Вместе с летним сквозняком?

Кто жужжит за рамой глухо?

Надоедливая… (муха)

 

Целый день в цветках жужжит,

С медом в улей свой спешит.

Много меда запасла

Себе на зиму… (пчела)

 

Что за чудо-вертолет

Мошкаре спать не дает?

Только высохнет роса,

Вылетает… (стрекоза)

 

На поляне в васильках

Упражнялся он в прыжках.

Жаль, позавтракал им птенчик.

Кто же это был? (Кузнечик)

 

Где немытая посуда,

Там усач живет не худо.

И в кастрюли, и в стакан

Влезет рыжий… (таракан)

Воспитатель: Все загадки отгадали правильно.

— Вам понравилось наше занятие?

— Что вы сегодня узнали?

Мы сегодня разговаривали о насекомых, насекомые бывают вредные и полезные. Они появляются весной и живут с нами все лето, осень, и исчезают с наступлением холодов.

Воспитатель: Вы сегодня такие молодцы, внимательно меня слушали, правильно отвечали на вопросы, играли! А сейчас наше занятие подошло к концу, спасибо за внимание.

 

 

×
×