Автор: Индичекова Татьяна Александровна
Тема: «Насекомые вокруг нас»
Цель: Обобщение представлений детей о насекомых;
Задачи:
Обучающие: Формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы; упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам.
Развивающие: Развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач.
Воспитывающие: Воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле.
Оборудование: иллюстрации групп, аудиозапись звуки леса, насекомых
Раздаточный материал: иллюстрации насекомых
Ход занятия
Воспитатель:
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся,
Побежит тепло по кругу,
Будем вместе очень дружно,
Фантазировать играть,
Мы хотим, все, все узнать.
Дети садятся на стульчики за столы.
Воспитатель:
Зазвенели ручьи,
прилетели грачи.
В улей пчела
первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
когда это бывает?
— О каком времени года эта загадка?
Дети: Весна
Воспитатель: Почему вы решили, что это весна?
Дети: Зазвенели ручьи, в улей прилетела пчела.
Воспитатель: Кто появляется весной?
Дети: насекомые.
Воспитатель: Каких насекомых вы знаете?
Дети: муравей, пчела.
Воспитатель: Молодцы ребята. А теперь предлагаю сыграть в игру «Назови-ласково»
Комар-комарик
Жук-жучок
Пчела-пчёлка
Усы-усики
Лапы-лапки
Муравей-муравьишка
Стрекоза-стрекозка
Муха-мушка
Воспитатель: Ребята, перед каждым из вас на столе лежат картинки с изображением различных насекомых. Я буду называть насекомых, а вы, услышав название насекомого изображенного на своей картинке, хлопаете в ладоши. Игровое упражнение «Хлопни в ладоши».
Воспитатель: Молодцы, все справились. Теперь послушайте стихотворение.
«Муравей»
Муравей бревно несет,
Песню громкую поет:
«Я могучий муравей!
Я сильнее всех в траве!
Я легко несу бревно,
Хоть огромное оно!».
Муравьшка — не бездельник.
Целый день он в муравейник,
Носит, носит без заминки
Облетевшие хвоинки.
Воспитатель: — Ребята, про кого это стихотворение?
— Чем занимается муравей целый день?
— А какой по вашему мнению муравей?
Ответы детей
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Закончи предложение» — правильно подобрать слова, я начну, а вы продолжите.
Жук большой, а комар……..(маленький)
Бабочка летает, а гусеница……(ползает)
Пчёлы живут в ульях, а муравьи…….(в муравейнике)
У птиц две лапки, а у насекомых……(шесть).
Божья коровка маленькая, а улитка …(большая)
Пчёлы из нектара делают…(мёд)
У жука крылья короткие, а у стрекозы…(длинные).
Воспитатель: Вы наверное устали, а теперь на ножки встали
Физминутка. «Бабочка»
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)
— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц… (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
Воспитатель: Ребята давайте поговорим о появлении (рождении) насекомых. Вам нравятся чудеса?
Ответы детей
Воспитатель: Послушайте, про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо, это то, что жуки, мухи, бабочки, стрекозы – никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем вылупляется личинка, гусеница. Ей надо много кушать, и расти, когда она вырастает, превращается в куколку. Проходит время, из куколки выходит бабочка. Стрекозы откладывают яйца в воду, комары откладывают личинки в воду, жук откладывает личинки в землю, ребята, где живут насекомые?
Ответы детей
Воспитатель: Они живут везде: в траве, на деревьях, в цветах, в воде. А как они передвигаются?
Дети: Бегают, прыгают, летают
Воспитатель: Как вы думаете, чем питаются насекомые?
Ответы детей
Воспитатель: Давайте рассмотрим картинки. Чем похожи насекомые? Чем они отличаются от других лесных жителей? Что у них общее? По каким признакам можно их определить?
Ответы детей: У них 6 лап, голова, крылышки, брюшко.
Воспитатель: Ребята, много насекомых, это хорошо? Какую пользу они приносят?
Ответы детей: Много корма для птиц, опыляют растения, пчелы дают мед.
Воспитатель: Но много насекомых, это ведь и плохо, как вы думаете, почему?
Ответы детей: переносят разные болезни, мешают спать, кусают.
Воспитатель: Как вы думаете, все ли насекомые полезные?
Ответы детей
Воспитатель: А какие еще могут быть насекомые?
Дети: Вредные.
Воспитатель: Каких вредных насекомых вы знаете?
Дети: Муха, комар, гусеница
Воспитатель: Как вы считаете, какой от них вред?
Ответы детей: Муха разносит микробы на лапах, гусеница ест листья растений, комар кусает людей и животных.
Воспитатель: Молодцы ребята. Предлагаю вам послушать «звуки насекомых». А теперь давайте покажем, как разговаривают насекомые?
Жу – жу – жу жжужит пчела
Хороши мои дела
Зу – зу – зу комар пищит
Укусить скорей спешит
Уф – уф –уф как паровоз шмель пыхтит, пыльцу повез
Жук жужжит гу — жу –гу – жу
Я любого разбужу.
Воспитатель: Ребята отгадайте загадки
Скажите-ка, что за букашка?
На ней в черных точках рубашка,
Умеет карабкаться ловко
По листикам божья… (коровка)
У нее так много ног —
Сосчитать не каждый б смог.
В них такая путаница,
Их хозяйка — … (гусеница)
Не пчела она, а жалит.
Мед, варенье обожает.
Есть на брюшке полоса.
Кто она, скажи? (Оса)
Знают взрослые и дети —
Тонкие плетет он сети,
Мухам враг он, а не друг.
Как зовут его? (Паук)
Вот букашка-работяга.
Целый день трудиться рада.
Ношу на спине своей
Быстро тащит… (муравей)
Что за гость с голодным брюхом
Все звенит у нас над ухом?
Из цветов не пьет нектар,
Покусает нас… (комар)
Кто влетает в каждый дом
Вместе с летним сквозняком?
Кто жужжит за рамой глухо?
Надоедливая… (муха)
Целый день в цветках жужжит,
С медом в улей свой спешит.
Много меда запасла
Себе на зиму… (пчела)
Что за чудо-вертолет
Мошкаре спать не дает?
Только высохнет роса,
Вылетает… (стрекоза)
На поляне в васильках
Упражнялся он в прыжках.
Жаль, позавтракал им птенчик.
Кто же это был? (Кузнечик)
Где немытая посуда,
Там усач живет не худо.
И в кастрюли, и в стакан
Влезет рыжий… (таракан)
Воспитатель: Все загадки отгадали правильно.
— Вам понравилось наше занятие?
— Что вы сегодня узнали?
Мы сегодня разговаривали о насекомых, насекомые бывают вредные и полезные. Они появляются весной и живут с нами все лето, осень, и исчезают с наступлением холодов.
Воспитатель: Вы сегодня такие молодцы, внимательно меня слушали, правильно отвечали на вопросы, играли! А сейчас наше занятие подошло к концу, спасибо за внимание.