«Пейзаж. Организация изображаемого пространства».

Автор: Ольга Анатольевна Трощенко

Мастер — класс

Тема: Развитие художественно — образного мышления  на основе работы с графическими материалами

Если живопись – это искусство красочное, то основные цвета графики — черный и белый.

 Выразительные средства графики – линия, рисунок, переходы света и тени.

Линейный рисунок о многом “умалчивает”, он не передает ни цвета, ни тона предметов, ничего не говорит о материале, из которого они сделаны. Таким образом, художник располагает очень скупыми выразительными средствами: только линией, которая передает очертания предметов. Но, оказывается, если линией владеть в полной мере, то можно постичь очень многое.

Задачи урока:

1.                                    научиться владеть графическими средствами изображения в рисунке, владея законами перспективы, соотношениями светлых и темных пятен, силуэтным построением;

2.                                    овладеть определенными методами, принципами и техническими приемами работы, обеспечивающими возможность убедительного изображения действительности;

3.                                    обучаясь графической грамоте, развивать художественно — образное мышление

__________________________________________________________________

Как часто взрослые люди, смущаясь, говорят: «Ой, я не умею рисовать». А ведь раньше в детстве они все брали краски и рисовали  свои впечатления и мечты. Почему так происходит, вам точно расскажут психологи. А я приглашаю вас сегодня стать участниками нашего мастер – класса.

Существует множество приемов и техник рисования, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков.

Обучение детей рисованию с использованием различных  техник — это интересно и увлекательно! Рисование раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Этот вид деятельности не утомляет школьников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Разнообразные  техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

  Я решаю эти задачи на уроках изобразительного искусства следующим образом. Сейчас я продемонстрирую фрагмент урока изобразительного искусства в 5 классе.

 

 

Фрагмент урока в 5 классе

Тема: «Пейзаж. Организация изображаемого пространства».

(Слайд 1)

Учитель: Посмотрите внимательно на оформление, послушайте музыку, чему будет посвящен наш урок?

(Слайд 2)      ( Пейзажу.) Что такое пейзаж? Что изображает художник?

(Слайд 3)

Учитель: Внимательно посмотрите на два изображения пейзажа: «Пруд в саду», Древний Египет. 2 тыс.до н.э. и  «Константиново» В.Шестакова (1990-е г.)

 В чем их главное отличие?              

На картине «Константиново» В.Шестаковым передана  даль, протяженность лугов, реки, холмов  и воздуха, а на фреске «Пруд в саду» (Др. Египет) изображение следует вдоль ее плоскости, располагаясь рядами, нет глубины пространства.

Учитель: Попробуйте  сформулировать тему нашего урока.

 (Изображение пространства в пейзаже.)  А вы знаете, как это сделать? Хотите научиться?

____________________________________________________________________

( Слайд 4)     Учитель: А в каких видах изобразительного искусства существует пейзаж?

 Пейзаж может быть выполнен в графике и живописи.

(Слайд 5)

Учитель: Пейзаж – это прежде всего изображение пространства.         Пространство в картине строят по строгим законам перспективы, размещая в нем в соответствии с этими правилами и людей, и здания, и горы.

 (Слайд 6)

Чтобы этому научиться, итальянский архитектор Леон Баттиста Альберти придумал такой способ изображения: «Перспектива есть ни что иное, как наблюдение местности сквозь прозрачное стекло, на поверхности которого рисуются лежащие за ним предметы».

 (Слайд 7)   ПЕРСПЕКТИВА — (фр. perspective, от лат. perspicio — ясно вижу) учение о способах передачи пространства на плоскости изображения.

Давайте рассмотрим  слайд с использованием сетки Альберти

Учитель: Опишите свои наблюдения.     

( Деревья, которые находятся к нам близко — большие по размеру, деревья расположенные дальше – уже меньше, а вдалеке – совсем маленькие. )

Учитель: Какой вывод мы можем сделать?

( Предметы, уходящие вдаль уменьшаются в размере.)

Учитель: Правильно, это одно из правил линейной перспективы.

А теперь представим, что мы находимся на дороге вдоль которой располагаются линии электропередач, что мы увидим?

 (Слайд 8)

( Параллельные линии (рельсы и провода электропередач)

сходятся в точке на линии горизонта. )

Учитель: Верно, это второе правило линейной перспективы.

(Слайд 9 – 10)   Повторим

 

_________________________________________________________________

(Слайд 11)

Линия горизонта бывает высокой и низкой. Для передачи земных далей нужна высокая точка зрения – вид с горы. А при низкой точке зрения мы видим просторы небес.

(Слайды 12 – 14) —  Повторим

Учитель: Посмотрите внимательно на пейзажи, кроме размера предметов, что еще меняется в пространстве?

(Слайд15)

  На картине «Осенний пезаж с церковью» И.Левитана  ближние предметы  изображены детально, а дальние: деревья, здания – обобщённо. (Слайд 17)

Учитель: На уроке вам предстоит выполнить работу над графическим изображением пейзажа (по памяти и впечатлению).

(Слайд16)

 Определим порядок работы над пейзажем.

Учитель:                     1.Определить линию горизонта

 ( Слайд17)                 2. Выделить дальний план, обозначить передний план.

                                      3. Проработка деталей, обобщение.

 

Во время практической работы для фона звучат музыкальные произведения.

  Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

1) контроль правильности выполнения приемов работы;

2) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

3) контроль объема и качества выполненной работы.

5. Итоги урока        

Учитель: Что необходимо знать художнику для создания пейзажа?

— Для передачи пространства в  пейзаже    необходимо знать правила перспективы. — Линейная перспектива — изменение масштабов изображения на плоскости.

(Слайд 18)  Подводя итог сегодняшнего занятия, мы предлагаем вам закончить фразу: «Опыт, приобретенный на сегодняшнем занятии, поможет мне…».

 

 

×
×