Автор: Валентина Сергеевна Степаненко
«Учебные проекты как форма активизации деятельности и социализации обучающихся»
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, — я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда.
Древняя мудрость.
Цель: эффективное использование метод проекта как формы организации деятельности и социализации субъекта образовательного процесса
Часто проектом называют любую самостоятельную работу ученика, скажем реферат или доклад Проект — это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата; проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта
Учебные проекты очень разнообразны, теоретики предлагают множество способов их классификации — по доминирующей деятельности (прикладной, исследовательский, организационный, творческий и так далее), по продолжительности работы над ним, по предметно-содержательной области.
Индивидуальный проект дает учащемуся разносторонний опыт деятельности на всех этапах работы. Кроме того, можно выбрать проект под собственные предпочтения и интересы, развивать личную ответственность. Однако коммуникативный аспект в этом случае исчезает — нет общения с группой.
Групповой проект позволяет формировать навыки сотрудничества, а комбинация в команде сильных сторон разных участников, их идей и взглядов идёт на пользу глубине проработки проекта. При этом может быть сложно оценить вклад каждого участника в общий результат.
Проект — это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над ним. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора (авторов) проекта характер, мотивировать на поиски решения. Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
Исследователи выделяют три вида проектов по их приближённости к реальной жизни.
· Условные проекты не связаны с внешними заказчиками и не выходят за рамки чисто учебной активности («Содержание витамина С в соках» , «Глутамат натрия — причина пищевой наркомании»). Условные проекты имеют свои преимущества — такие задания легко адаптировать под уровень компетентности обучающихся, да и оценить результаты по заранее определённым критериям тоже несложно. (большинство разрабатываемых школьниками проектов относится именно к данной группе)
· Реалистичный проект выполняется при участии внешнего заказчика — заказчик инициирует проект на базе своих реальных рабочих задач и даёт обучающимся задание — например, разработать прототип продукта. Задача может быть сложной, но это всё ещё безопасная среда, потому что если не выполнят проект или выполнят недостаточно качественно, заказчик ничем не рискует: в реальности у этой задачи низкий приоритет или её уже на самом деле выполнили профессионалы.
· Реальный проект — самый сложный из всех видов, с самыми высокими ставками. Это настоящая рабочая задача, приоритетная для компании-заказчика. Как правило, обучающийся получает возможность поработать внутри организационной структуры — скажем, входит в команду программистов, разрабатывающих какой-то цифровой продукт (с такими видами проектов школьники встречаются крайне редко)
В работе над этапами использую предлагаемые авторами–шесть «П»
· Проблема. С формулировки значимой проблемы (например, исследовательской или прикладной) начинается вся работа над проектом. По сути, это необязательно проблема в буквальном смысле — это может быть просто задача, цель.
· Планирование. На этом этапе нужно определить способ решения проблемы (то есть вид итогового продукта) и форму его презентации. А также — пошагово распланировать все шаги к достижению результата, указав конкретные действия, промежуточные итоги, сроки и имена ответственных.
· Поиск информации. Это исследовательская часть проекта, связанная с поиском, анализом и обобщением информации, необходимой для подготовки продукта.
· Продукт.— собственно работа над созданием продукта и его оформлением.
· Презентация. Теперь учащимся нужно выбрать форму презентации (по сути — защиты проекта), подготовить и провести её, а затем проанализировать и оценить результат.
· Портфолио. Это уже не этап, а скорее важный элемент проектной работы — отдельная папка со всеми рабочими материалами проекта (черновиками, собранной информацией, результатами исследований и так далее). Её тоже представляют на защите, чтобы можно было оценить ход работы над проектом, развитие навыков участников в процессе. А ещё эти материалы могут послужить полезным ресурсом для подготовки будущих проектов по смежным темам.
Критерии оценки проектов используемые в моей работе:
· важность темы проекта (она может значимой для автора);
· глубина исследования проблемы (наличие анализа и исследований и собственных выводов автора);
· оригинальность предложенных решений (отход от известных данных, авторский подход к решению проблемы);
· качество выполнения продукта (отсутствие теоретических ошибок, глубина проработки проблемы);
· Презентация результата (грамотное предоставление результата работы).
Шаблон отчета о работе.
Введение
Тема моего проекта
Я выбрал эту тему, потому что
Цель моей работы – Проектным продуктом будет – Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как
План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы):
• выбор темы и уточнение названия
• сбор информации (где и как искал информацию
• изготовление продукта (что и как делал)
• написание письменной части проекта (как это делал)
Основная часть Я начал свою работу с того, что Потом я приступил к Я завершил работу тем, что В ходе работы я столкнулся с такими проблемами Чтобы справиться с возникшими проблемами, я Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)
План моей работы был нарушен, потому что В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что Заключение Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например Это произошло, потому что Если бы я начал работу заново, я бы
В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как
Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и о проблеме, над которой работал) Конечно, не обязательно пользоваться этим шаблоном в полном объеме.
Однако необходимо, чтобы, отчитываясь о ходе и результате работы, ребенок проанализировал свои успехи и неудачи, отрефлексировал свои чувства и эмоции.
Важнейшим навыком, который приобретают учащиеся в ходе проектной деятельности, является навык публичного выступления с целью презентации результата своей работы (проектного продукта) и самопрезентации собственной компетентности. Умение кратко и убедительно рассказать о себе и своей работе очень востребовано в современном обществе.
Защита проектов, как правило, происходит в форме презентации. То есть краткого (7–10 минут) публичного выступления, в ходе которого автор знакомит аудиторию с результатами своей работы. Проблемы, которые чаще всего возникают в ходе презентации, могут быть связаны с волнением, отсутствием наглядных материалов, недостаточно отрепетированной речью, неумением вызвать интерес слушателей, нарушением регламента (ученик не укладывается в отведенное время).
Чтобы ученик смог справиться с этими проблемами, необходимо отрепетировать его выступление на защите проекта. Для этого ему также потребуется обратная связь от учителя или членов творческой проектной мастерской.
Роль педагога в проектном обучении
Проектное обучение — ученикоцентричный подход, то есть ученик активно участвует в постановке целей, выбирает методы их достижения, планирует свою деятельность, рефлексирует над результатами.
В идеале сами учащиеся предлагают темы для учебных проектов, обосновывают их актуальность, распределяют роли (если проект групповой), планируют работу и так далее.
Педагог в таком сценарии выступает не транслятором информации, а куратором. Это требует от учителя развитых управленческих, креативных и коммуникативных компетенций.
Учитель это:
· энтузиаст — повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их к достижению цели;
· специалист — обладает знаниями и умениями в нескольких областях;
· консультант — организует доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам;
· руководитель — особенно в вопросах планирования времени;
· тот, кто организует обсуждение (например, чтобы участники проекта совместно нашли способ решения возникших трудностей) и даёт обратную связь;
· координатор всего группового процесса;
· эксперт — даёт чёткий анализ результатов выполненного проекта.
За период обучения детей 8-11класс (изучения химии в школе) обучающиеся имеют возможность плавно погружаться в данный метод обучения:
1. первые проекты, как правило групповые и короткосрочные. Например- разработка технологической карты этапа изучения материала на уроке по теме, или предоставление информации по теме «Алхимия как наука прошлого», «Драгоценные камни» , «Вода, которую мы пьём» . Обучающиеся получают возможность в деятельности изучать (закреплять навыки приобретенные в младших классах на других предметах), Этапы выполнения проекта. Развивается навык коммуникации
2. далее групповые но более продолжительные по времени: «Выращивание кристаллов», «Влияние ядов на организм человека», «Влажность воздуха и наше самочувствие», «Сероводород. Действие сероводорода на человека», «Химия в книгах и сериалах» и.т.д. Задача учителя увлечь обучающихся в ходе несложных исследований изучением сложного школьного предмета. И вместе с тем развивать навык проектной работы пошагово еще и еще раз проигрывая этапы выполнения проекта.
3. ну и индивидуальные (некоторые ребята параллельно с работай в группе начинают выполнять индивидуальные проекты – мотивация участие в НПК различных уровней, индивидуальное выполнение эксперимента): «Шоколад: вред или польза?», «Пищевые добавки и их влияние на здоровье человека», «Содержание витамина С в соках» , «Глутамат натрия — причина пищевой наркомании» и.т.д.
От класса к классу темы проектов усложняются, возрастает и глубина проработки проекта. Кроме того, от проектов предметной направленности обучающиеся переходят к написанию интегрированных проектов. В основном интеграция наблюдается с физикой, биологией, и, конечно же, экологией.
Опыт приобретаемый обучающимися важен для них и об этом они говорят после окончания школы : они приобретают навык предоставления результата труда на различных уровнях. А начинается все с выступления перед одноклассниками, выступления на школьных и городских конференциях, а так же участие в областных окружных, всероссийских и международных конкурсах и конференциях – они готовы к написанию курсовых работ, дипломных работ, к участию в проектах которые определяют их успешность в жизни.
Используемая литература
1. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. – М., 2003.
2. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся». – Самара, 2003.
5. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения //Директор школы. 1995. № 6.
6. Ксензова Г. Уроки самоконтроля и самооценки: цели, компоненты, типы // Директор школы. 2001. № 2.
7. Кузнецова Л.М. Оценка знаний учащихся и новая технология обучения // Образование в современной школе. 2001. № 9.
8. Леонтович А.В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся. Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. – М., 2005.
11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат . — М.: Издательский центр «Академия», 1999–2005.
12. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ ,