«Учебные проекты как форма активизации деятельности и социализации обучающихся»

Автор: Валентина Сергеевна Степаненко

«Учебные проекты как форма активизации деятельности и социализации обучающихся»

Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, — я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда.
Древняя мудрость.

 

Цель: эффективное использование метод проекта как формы организации деятельности и социализации субъекта образовательного процесса

 

Часто проектом называют любую самостоятельную работу ученика, скажем реферат или доклад Проект — это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата; проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта

Учебные проекты очень разнообразны, теоретики предлагают множество способов их классификации — по доминирующей деятельности (прикладной, исследовательский, организационный, творческий и так далее), по продолжительности работы над ним, по предметно-содержательной области.

Индивидуальный проект дает учащемуся разносторонний опыт деятельности на всех этапах работы. Кроме того, можно выбрать проект под собственные предпочтения и интересы, развивать личную ответственность. Однако коммуникативный аспект в этом случае исчезает — нет общения с группой.

Групповой проект  позволяет формировать навыки сотрудничества, а комбинация в команде сильных сторон разных участников, их идей и взглядов идёт на пользу глубине проработки проекта. При этом может быть сложно оценить вклад каждого участника в общий результат.

Проект — это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над ним. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора (авторов) проекта характер, мотивировать на поиски решения. Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

Исследователи выделяют три вида проектов по их приближённости к реальной жизни.

· Условные проекты не связаны с внешними заказчиками и не выходят за рамки чисто учебной активности («Содержание витамина С в соках» , «Глутамат натрия — причина пищевой наркомании»). Условные проекты имеют свои преимущества — такие задания легко адаптировать под уровень компетентности обучающихся, да и оценить результаты по заранее определённым критериям тоже несложно. (большинство разрабатываемых школьниками проектов относится именно к данной группе)

· Реалистичный проект выполняется при участии внешнего заказчика — заказчик инициирует проект на базе своих реальных рабочих задач и даёт обучающимся  задание — например, разработать прототип продукта. Задача может быть сложной, но это всё ещё безопасная среда, потому что если не выполнят проект или выполнят недостаточно качественно, заказчик ничем не рискует: в реальности у этой задачи низкий приоритет или её уже на самом деле выполнили профессионалы.

· Реальный проект — самый сложный из всех видов, с самыми высокими ставками. Это настоящая рабочая задача, приоритетная для компании-заказчика. Как правило, обучающийся получает возможность поработать внутри организационной структуры — скажем, входит в команду программистов, разрабатывающих какой-то цифровой продукт (с такими видами проектов школьники встречаются крайне редко)

 

В работе над этапами использую предлагаемые авторами–шесть «П»

·  Проблема. С формулировки значимой проблемы (например, исследовательской или прикладной) начинается вся работа над проектом. По сути, это необязательно проблема в буквальном смысле — это может быть просто задача, цель.

·  Планирование. На этом этапе нужно определить способ решения проблемы (то есть вид итогового продукта) и форму его презентации. А также — пошагово распланировать все шаги к достижению результата, указав конкретные действия, промежуточные итоги, сроки и имена ответственных.

·  Поиск информации. Это исследовательская часть проекта, связанная с поиском, анализом и обобщением информации, необходимой для подготовки продукта.

·  Продукт.— собственно работа над созданием продукта и его оформлением.

·  Презентация. Теперь учащимся нужно выбрать форму презентации (по сути — защиты проекта), подготовить и провести её, а затем проанализировать и оценить результат.

·  Портфолио. Это уже не этап, а скорее важный элемент проектной работы — отдельная папка со всеми рабочими материалами проекта (черновиками, собранной информацией, результатами исследований и так далее). Её тоже представляют на защите, чтобы можно было оценить ход работы над проектом, развитие навыков участников в процессе. А ещё эти материалы могут послужить полезным ресурсом для подготовки будущих проектов по смежным темам.

Критерии оценки проектов используемые в моей работе:

·  важность темы проекта (она может значимой для автора);

·  глубина исследования проблемы (наличие анализа и исследований и собственных выводов автора);

·  оригинальность предложенных решений (отход от известных данных, авторский подход к решению проблемы);

·  качество выполнения продукта (отсутствие теоретических ошибок, глубина проработки проблемы);

·  Презентация результата (грамотное предоставление результата работы).

Шаблон отчета о работе.

Введение

 Тема моего проекта

 Я выбрал эту тему, потому что

 Цель моей работы – Проектным продуктом будет – Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как

План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы):

• выбор темы и уточнение названия

• сбор информации (где и как искал информацию

• изготовление продукта (что и как делал)

• написание письменной части проекта (как это делал)

 Основная часть Я начал свою работу с того, что Потом я приступил к Я завершил работу тем, что В ходе работы я столкнулся с такими проблемами Чтобы справиться с возникшими проблемами, я Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)

План моей работы был нарушен, потому что В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что Заключение Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например Это произошло, потому что Если бы я начал работу заново, я бы

В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как

Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и о проблеме, над которой работал) Конечно, не обязательно пользоваться этим шаблоном в полном объеме.

Однако необходимо, чтобы, отчитываясь о ходе и результате работы, ребенок проанализировал свои успехи и неудачи, отрефлексировал свои чувства и эмоции.

Важнейшим навыком, который приобретают учащиеся в ходе проектной деятельности, является навык публичного выступления с целью презентации результата своей работы (проектного продукта) и самопрезентации собственной компетентности. Умение кратко и убедительно рассказать о себе и своей работе очень востребовано в современном обществе.

Защита проектов, как правило, происходит в форме презентации. То есть краткого (7–10 минут) публичного выступления, в ходе которого автор знакомит аудиторию с результатами своей работы. Проблемы, которые чаще всего возникают в ходе презентации, могут быть связаны с волнением, отсутствием наглядных материалов, недостаточно отрепетированной речью, неумением вызвать интерес слушателей, нарушением регламента (ученик не укладывается в отведенное время).

Чтобы ученик смог справиться с этими проблемами, необходимо отрепетировать его выступление на защите проекта. Для этого ему также потребуется обратная связь от учителя или членов творческой проектной мастерской.

Роль педагога в проектном обучении

Проектное обучение — ученикоцентричный подход, то есть ученик активно участвует в постановке целей, выбирает методы их достижения, планирует свою деятельность, рефлексирует над результатами.

В идеале сами учащиеся предлагают темы для учебных проектов, обосновывают их актуальность, распределяют роли (если проект групповой), планируют работу и так далее.

Педагог в таком сценарии выступает не транслятором информации, а куратором. Это требует от учителя развитых управленческих, креативных и коммуникативных компетенций.

Учитель это:

·  энтузиаст — повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их к достижению цели;

·  специалист — обладает знаниями и умениями в нескольких областях;

·  консультант — организует доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам;

·  руководитель — особенно в вопросах планирования времени;

·  тот, кто организует обсуждение (например, чтобы участники проекта совместно нашли способ решения возникших трудностей) и даёт обратную связь;

·  координатор всего группового процесса;

·  эксперт — даёт чёткий анализ результатов выполненного проекта.

За период обучения детей 8-11класс (изучения химии в школе) обучающиеся имеют возможность плавно погружаться в данный метод обучения:

1.                   первые проекты, как правило групповые и короткосрочные. Например- разработка технологической карты этапа изучения материала на уроке по теме, или предоставление информации по теме «Алхимия как наука прошлого», «Драгоценные камни» , «Вода, которую мы пьём» . Обучающиеся получают возможность в деятельности изучать (закреплять навыки приобретенные в младших классах на других предметах), Этапы выполнения проекта. Развивается навык коммуникации

2.                   далее групповые но более продолжительные по времени: «Выращивание кристаллов», «Влияние ядов на организм человека», «Влажность воздуха и наше самочувствие», «Сероводород. Действие сероводорода на человека», «Химия в книгах и сериалах»  и.т.д. Задача учителя увлечь обучающихся в ходе несложных исследований изучением сложного школьного предмета. И вместе с тем развивать навык проектной работы пошагово еще и еще раз проигрывая этапы выполнения проекта.

3.                   ну и индивидуальные (некоторые ребята параллельно с работай в группе начинают выполнять индивидуальные проекты – мотивация участие в НПК различных уровней, индивидуальное выполнение эксперимента): «Шоколад: вред или польза?», «Пищевые добавки и их влияние на здоровье человека», «Содержание витамина С в соках» , «Глутамат натрия — причина пищевой наркомании» и.т.д.

От класса к классу темы проектов усложняются, возрастает и глубина проработки проекта. Кроме того,  от проектов предметной направленности обучающиеся переходят к написанию интегрированных проектов. В основном интеграция наблюдается с физикой, биологией, и, конечно же, экологией.

Опыт приобретаемый обучающимися важен для них и об этом они говорят после окончания школы : они приобретают навык предоставления результата труда на различных уровнях. А начинается все с выступления перед одноклассниками, выступления на школьных  и городских конференциях, а так же участие в областных окружных, всероссийских и международных конкурсах и конференциях – они готовы к написанию курсовых работ, дипломных работ, к участию в проектах которые определяют их успешность в жизни.

 

Используемая литература

 

1. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. – М., 2003.

 2. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся». – Самара, 2003.

5. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения //Директор школы. 1995. № 6.

6. Ксензова Г. Уроки самоконтроля и самооценки: цели, компоненты, типы // Директор школы. 2001. № 2.

 7. Кузнецова Л.М. Оценка знаний учащихся и новая технология обучения // Образование в современной школе. 2001. № 9.

8. Леонтович А.В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся. Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. – М., 2005.

11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат . — М.: Издательский центр «Академия», 1999–2005.

12. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ ,

 

 

×
×