Автор: Корзина
Иметь своё мнение-это очень важно!
Оценить поступок-это уже рассуждение !
Рассуждать-значит высказывать свою мысль.
( Из опыта работы учителя русского языка и литературы Корзиной Ирины Фёдоровны)
В этом учебном году, я получила 5 класс. Глядя на пятиклассников, маленьких, живых, непосредственных, я невольно представила их десятиклассниками- девушками и юношами, с которыми проработала много лет. На лицах пятиклассников написаны все чувства, всякая смена настроений. На уроке руки их тянутся вверх раньше, чем оформится мысль, неудачи в учении не отделяют их от меня, только чаще слышится просьба: спросите ещё, спросите меня. Пройдёт три- четыре года, и ребята станут неузнаваемыми. Появиться сдержанность, иногда замкнутость, болезненное самолюбие; живость и непосредственность перейдут в глубокий интерес, в критическое отношение к тому, что говорю и требую я. И как горько бывает, если твои ученики, пытливые, требовательные девятиклассники, оказываются беспомощными.
К моему большому стыду, в том, что я не знакома была с творчеством А. В. Костюнина. Как всегда к любому конкурсу мы относимся болезненно. Снова нам придётся что- то придумывать, кого-то уговаривать поучаствовать в конкурсе. Но, а для начала решила сама познакомиться с рассказами писателя . Взахлёб, прочитав несколько рассказов, я уже знала, что завтра у меня будет насыщенный день. Буквально через день я объявляю ребятам о том, что они будут изучать новое произведение на уроках внеклассного чтения. Осталось определиться с темой. Впервые мне хотелось говорить с ребятами на разные темы. В произведениях автора, что ни строчка, то целая глыба проблем. Даже не побоюсь сказать: :какой клад материала обнаружила в рассказах. Вот тема сама по себе и выплыла: Иметь своё мнение –это очень важно!
« А жизнь кажется, хоть и сложной, но такой интересной! Рассказы А.В. Костюнина учат добру и справедливости», «Я теперь точно знаю, что добрых людей больше, чем жестоких», «Рассказы не только интересны, замечательны, но и полезны. В них можно найти ответ, как поступить в трудную минуту, когда остаёшься один на один»
(Высказывания учащихся из личных сочинений-рассуждений)
Среди письменных работ, большое внимание уделяю сочинению-рассуждению. Считаю, что именно такие работы помогают лучше раскрыть личность ребёнка. Вот, например, самым ярким было сочинение по данному началу. На него не жалко было сдвоенного урока. На экране появляется начала рассказа:(из рассказа «Рукавичка»)
Со слов «Мы учились в первом классе.
Анна Георгиевна Гришина, наша первая учительница, повела нас на экскурсию в кабинет уроков труда….» до слов «-Ребята, пропала рукавичка,- и, не дав никому опомниться, выпалила – взял кто-то из вас…»
Ученики должны были дописать рассказ. Если бы не было слова «из вас», дети изложили бы привычный сюжет: всем ребятам нужно сознаться, сказать правду, отдать варежку и т.д. Может быть, что-то иначе случилось. Думайте, ведь вы авторы рассказа, фантазируйте, лишь бы рассказ был правдивым» Мысль учеников ожила. У каждого зарождался сюжет. Я видела это по их оживлённым лицам. Ведь так интересно самому придумать! Я напомнила и о том, что главное – не быть похожими друг на друга, построить по – своему сюжет, характеристику героев. Тогда сочинение будет оригинальным, интересным.
Мои ребятишки сочинили много интересного « были предложения и подложить варежку, чтобы никто не узнал, и даже самим связать её, выгнать из школы того, кто это сделал» А на следующий день я спросила ребят: хотите ли вы узнать, что произошло на самом деле? Все хором дружно ответили: «Да, прочитайте!» Читала сама, боясь нарушить внимание ребят, но никто даже не шевелился, будто застыли. Дочитав последнее слово, дети ещё минуты три сидели молча. Никто из них не ожидал такого конца. И чтобы не разочаровать их , чувствую ребята , что это первое произведение потрясло вас так. А если вы прочитаете ещё и другие рассказы, то испытаете не менее важные чувства, вы будете влюбляться, переживать, сомневаться. Ведь у нас есть время ещё доказать, что мы лучше настоящим откровением. Такое серьёзное произведение, настоящие рассказы давно не читала.
Я внимательно приглядываюсь к мальчишкам и девчонкам и делаю для них открытие: они теперь не просто ученики, а авторы, юные творцы своих школьных произведений.
Новые слова « ноги ещё не остановись. Ещё скачут. Голова следом….или она,(Светка) не мигая уставившись прямо в глаза, безвольно стала приближаться к учительнице..опустив голову, молча плакала…Слёзы крупными непослушными каплями скатывались из её опухших глаз….» полные глубокого смысла, творят с ребятами чудеса. До сих пор они никто всерьёз не обращали внимание ::какое значение могут иметь слова , как ярко и сочно впитываются в характеры героев автора. Всего одна фраза, а показан целый образ. и это благодаря всё рассказам А.В. Костюнина.
( примеры из личных сочинений учащихся)
Мы сидели за партами, и вдруг вбежала, учительница и сказала, ребята кто-то из вас взял, у меня рукавичку. Мы все молчали. Тогда учительница сказала, пойдёмте, к директору он нас ждет. Мы пришли к директору в кабинет. Он спросил, кто украл рукавичку. Мы все молчали. Тогда директор сказал я вызову родителей. И тут выскочил Петя Зубов, он вытащил из кармана рукавичку и положил к директору на стол. Мы даже удивились. Как такой умный, тихий, хороший мальчик способен на такое преступление. И мальчик сознался в этом. Он сказал, что он ему очень понравилась. На ней очень красивые узоры. Он говорит. Я хотел отнести маме, чтоб она посмотрела и мне связала такие как эти. Тогда учительница подарила ему эту рукавичку».
Кадомцев Владимир 5 класс.
«В класс вбегает учитель домоводства и говорит: «Ребята кто-то из вас украл перчатку с альбома». Наш классный руководитель Ольга Сергеевна сказала: « Успокойтесь, мы разберёмся. Сейчас каждый по одному будет заходить в мой кабинет». Ребята очень волновались, каждый ждал своей очереди. А кому-то из ребят даже и понравилось, что так затянулся урок. Они с любопытством ждали: « Кто же преступник?» Когда нашлась пропажа, то Ольга Сергеевна. Даже не подавала виду, кто взял рукавичку. Она нам сказала что, этот человек должно быть правильно оценил свой поступок. И больше никогда мы об этом не вспоминал Форманюк Мария. 6 класс.
«Прозвенел звонок на урок заходит учительница литературы и рассказывает нам творчества Пушкина. Но тут заходит в класс завуч и вместе с ней учитель технологии, мы сразу поняли, что что-то случилось. Мария Ивановна предупредила о том, что там были, и смотрели, альбом после этого она пропала. Все молчали. В классе стояла тишина. И учительница повторяла: хорошо я знаю, что вам понравилась эта рукавичка, тогда давайте свяжем такую рукавичку, а ту, которую вязали, старшие классы вы отдайте. Когда прозвенел, звонок подошла девочка и отдала рукавичку и попросила научить её вязать такую же красивую рукавичку. Так и никто не узнал, про то куда делась рукавичка. Лишь позже мы увидели, у Нади Фроловой такие же рукавички, только они были другого цвета».
Андрианова Валентина. 6 класс.
«Учительница по трудам забежала в класс и сказала: «Из альбома с образцами детских работ пропала рукавичка. Кроме вас, её никто не мог взять, потому что до того как вы посетили кабинет домоводства, она была на месте. Воровство – это очень плохой поступок. Представьте, каково вам будет, если у вас украдут очень дорогую, любимую вещь! Старшеклассники старались, вязали эту одёжку, чтобы оставить о себе память. Я предлагаю вам сделать так: Сейчас мы все выйдем из класса, и каждый по -очереди будет заходить в класс и выходить. Тот, кто взял рукавичку пусть положит её в этот ящик». Учительница поставила коробку, сверху которой была небольшая прорезь. Я не знаю, кто тогда бросил в ящик это «маленькое сокровище», но это точно была не я. Не понимаю, как у людей хватает совести и наглости, чтобы украсть! Это позор! Хорошо, если этот «воришка» подумал над своим поступком, это послужило ему уроком на будущее».
Василенко Вера. 6 класс.
«Кончилась перемена. Кончался урок. И вдруг в класс влетает учительница по домоводству и говорит: «Пропала рукавичка», и, не дав никому опомниться, сказала: Её взял кто-то из вас. Если сейчас же никто не признается, то вместо последнего урока у вас будет контрольная работа по математике. В классе стояла тишина и она сказала: «Решено. Значит, будет контрольная». Мы всем классом принялись за задания. Учительница смотрела на всех очень яростным взглядом, и тут она сказала, подойти к ней Малюкиной, и задала несколько вопросов, потому что она видела, что она не решает. Катя хоть ответила на вопросы, но когда возвращалась к парте, то у неё выпала та самая рукавичка. И учитель осторожно подняла эту рукавичку, даже никто не заметил. Кончился урок и тут ребята ушли кроме Кати, потому что она попросила прощения и счастливая, вернулась домой».
Кайгородова Анастасия. 6 класс.
«Прозвенел звонок, дети стоят в классе. Неожиданно в класс вбегает учительница. Громко говорит: « Пропала рукавичка». Дети замерли, и все смотрят на учительницу. Немного погодя, дети стали переглядываться друг на друга, не поняв, о какой рукавичке идёт речь. Тогда они спросили учительницу: « Чья пропала рукавичка?» И услышали ответ на заданный
Вопрос, что рукавичка пропала у мальчика из первого класса. Мальчик стоял в коридоре школы и сильно плакал. Дети сказали учительнице, что они не видели и не брали рукавичку. Им стало жаль мальчика, и они решили ему помочь, найти его рукавичку. Дети стали искать, где только было можно. Они обыскали все классы. Даже искали в спортзале. Но рукавички нигде не было. А мальчик не переставал плакать. Его пытались уговорить, что ничего не случилось. Что можно купить новые рукавички. Мальчик не переставал, плакать сказал, что ему новые не надо, так как был подарок бабушки, и он ими сильно дорожил.
Но тут с улицы вбежала девочка и спросила: «Это чья рукавичка?» Все посмотрели в сторону девочки, а мальчик радостно крикнул: «Моя!» Девочка отдала рукавичку и все довольные ребята, что рукавичка нашлась, пошли домой».
Стрижова Лидия. 5 класс.
Рукавичка (Отзыв).
Рассказ Костюнина «Рукавичка» о современном мире, в котором люди ведут себя хуже животных. Они боятся за правду, пусть даже за жестокую, опускаются до низости своими поступками. Даже тот самый Юра Гуров из большой семьи попал под их влияние. У него ещё было три брата и две сестры. Схватив рукавичку, не понял что натворил. В ту пору жили очень бедно, да и отец у них крепко выпивал. Одежду по размеру негде было купить. А может он не для себя, её украл, а для младшей сестрёнки. Ведь можно же было найти другой выход из той ситуации, но нет его, заклевали. Восемь лет школы показались ему восьмью годами заключения. В общем, клеймо осталось на всю жизнь. Может судьба у него такая. Да только после того, когда их — то есть воров хотели проучить, он повесился. Вот до чего доводят такие люди.
Кайгородова Юлия. 9 класс.
Лица ребят светлеют. И я отлично вижу, как эти необыкновенные рассказы приоткрывают им вход в волнующий мир литературы, в новый мир творческой работы. А это значит, что ещё одно интересное знакомство произошло, и ещё пополнился список друзьями. А разве мы этого не хотим!