Тренинг

Автор: Ганина Валентина Николаевна

Методическая разработка  к внеклассному  мероприятию  «Тренинг-командообразование»

Ганина В.Н.

Шумерлинский политехнический техникум

Минобразования Чувашииг.Шумерля

Аннотация

Качество совокупного человеческого капитала — важнейший фактор, определяющий перспективытехнологической  модернизации и поступательного социального развития страны. Когнитивные навыки высокого порядка, социально-поведенческие  навыки и  способность к адаптации одинаково применимы в различных профессиях, в том числе в «профессиях будущего»

Опросы   работодателей в России  испрос в  профессиях, в том числе в «профессиях будущего  показывают растущий спрос на такие компетенции, как умение решать сложные комплексные проблемы, навыки эффективной коммуникации и командной работы, развитые лидерские качества, а также гибкость, эмоциональный интеллект, умение учиться и осваивать новое. На формирование данных качеств направлен тренинг «Командообразование»

Ключевые слова:сотрудничество, развитие, коммуникация,  компетенция

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» перед системой профессионального образования поставлена стратегическая задача кадрового обеспечения отраслей российской экономики в целях ускорения технологического развития, создания высокопроизводительных рабочих мест, повышения темпов роста национальной экономики. воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности

  В ситуациях быстрых  изменений характера и условий труда возрастает роль общих компетенций работников.

Программы воспитания направлена на  личностное развитие обучающихся и их социализацию, проявляющуюся в развитии их позитивных отношений к общественным ценностям, приобретении опыта поведения и применения сформированных общих компетенций (ОК) специалистов среднего

звена .

Общие компетенции являются самостоятельным результатом освоения основных образовательных программ СПО. Они включают в себя широкий набор когнитивных, социальных и личностных навыков, а также видов грамотности, которые используются выпускниками СПО в контексте профессиональной деятельности и в повседневной жизни.

Эти компетенции рассматриваются как универсальные, необходимые каждому современному человеку, независимо от его общественного или профессионального статуса. Владение названными компетенциями, а также современной грамотностью

рассматривается как источник личного развития и самореализации, залог успеха на рынке труда, как необходимое условие социальной включенности и активной гражданственности.

Система общих компетенций (компетентностная рамка) включает три группы компетенций (компетентность мышления; компетентность  взаимодействия человека с другими; компетентность взаимодействия человека с собой), а также два вида грамотности (универсальная инструментальная и предметная).

Компетентность взаимодействия с другими включает: ОК 04( Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами). Данная  общаякомпетенция взаимодействует с ЛР 16 (Готовность обучающегося к профессиональному и личностному развитию, эффективно взаимодействующего с членами коллектива, с коллегами, руководством, клиентами, определенная ключевым работодателем ООО «Центр консультационных услуг»)программы воспитания техникума специальности 38.02.01Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям).

Одним из эффективных методов формирования  данногонавыка  является социально-психологический тренинг.

Тренинг на командообразование проводится для формирования межличностных взаимодействий, что  открывает дальнейший  путь к её сплочению. Тренинг — форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении

Цельтренинга:   Создать условия для активизации процесса успешного сплочения группы.

Задачи:  

обучающие: формировать чувства команды,формировать групповые нормы  партнерского общения,формировать доверительную  обстановку  в группе;формировать активную гражданскую позицию;

развивающие: развивать навыки  взаимодействия в группе ;развивать умения координировать совместные действия, осваивать навыки обратной связи в команде

воспитательные: получить удовольствие от совместной работы; повысить уровень доверия между членами команды

  Формирование УУД:

личностные: формировать положительную самооценку, уметь адекватно выражать и контролировать свои эмоции; учитывать различные мнения и координирование в сотрудничестве разных позиций.

регулятивные: осуществлятьконтроль  и оценку  процесса и результата своей деятельности, формироватьумения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

познавательные:делать обобщение  ивыводы ,ориентироваться на разнообразие способов решения задач

коммуникативные: уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, уметьстроить понятные для окружающих высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач

 

Алгоритм тренинга

  1. Сообщение правил работы.
  2. Активизация мыслительной деятельности и группового взаимодействия.
  3. Основная часть.
  4. Рефлексия.

Каждый этап, с учетом его специфики, осуществляется через:

  • постановку перед участниками определенных задач;
  • организацию их деятельности с помощью системы заданий, упражнений;
  • использование определенных материалов (текстов, информационных листов, отрывков из литературных произведений, рисунков, видеозарисовок, фотографий, музыкальных записей).

Сообщение правил работы.   Установление правил тренинга- прямое сообщение педагога

Активизация группового взаимодействия необходима для создания благоприятной, доброжелательной атмосферы во время занятия, где каждый чувствует себя свободно, не боится высказать свое мнение, ощущает поддержку со стороны участников.,

Фрагмент тренинга представлен в табл.2.

Таблица 2- Фрагмент этапа и хода тренинга-командообразование

Этапы
занятия

Время,
мин

Деятельность преподавателя, (куратора-ведущего) 

Деятельность
студентов

Методические
указания для
каждого этапа
занятия

Признаки
решения
дидактических
задач этапов
занятия

«Башня из бумаги»-24 слайд

30

Инструктаж к выполнению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах

(командах) на основе  инструктажа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструкция. Каждой команде выда­ется раздаточный материал с инструкциями и 100 ли­стов бумаги формата А4. Участникам  необ­ходимо построить башню из бумаги с максимальной эффектив­ностью, следуя полученным инструкциям. На обсуждение и подготовку к работе вам дается 15 минут, на строительство башни 15 минут.

Построенная башня должна простоять не меньше 1 минуты». 

Формирование умения работать в команде, находить себе место в групповой работе.

Этот тренингя использовала в своей работе куратора, и получила положительный результат.Студенты,участвуя в тренинге, становились более дружелюбнее друг другу, в группе налаживались  межличностныеотношения, улучшался   микроклимат в группе

Я надеюсь, что эти  упражнения на командообразование помогут Вам  в своих мероприятиях на сплочение коллектива. Ведь если в команде налажены межличностные отношения, то и поставленные задачи будут решены в срок. Данная компетенция является необходимой не только в учебной деятельности, но и для решения задач  социально-экономического и политического характера в будущем

Литература

1. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. М. Изд-во «Ось-89», 2019. — 417 с
2. Ю. М. Жуков, А. В. Журавлев, Е. Н. Павлова — Технологии командообразования Аспект Пресс, 2018 г-216с
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Ф., Грабенко Т. М. — Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд 2018-140с
Электронные-ресурсы

1.    http://window.edu.ru/Единое окно доступа к образовательным ресурсам

2.                  http://www.firo.ru/Министерство образования и науки РФ ФГАУ «ФИРО»

3.http://www.edu-all.ru/ Портал «Всеобуч»- справочно-информационный образовательный сайт, единое окно доступа к образовательным ресурсам

Социальная ответственность — склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей и социального целого, а не в узкоэгоистических интересах

 

Воспитательный тренинг является разновидностью группового тренинга, наряду с психологическим и учебным (педагогическим), и вбирает их основные черты:

  • небольшая группа участников (от 8 до 20 человек)
  • специально подобранная или разработанная система упражнений
  • доверительность общения участников тренинга
  • наличие обратной связи на занятии
  • саморефлексия каждого участника тренинга

Занятие в форме тренинга проводится под руководством ведущего. Участники располагаются на стульях по кругу, что способствует созданию благоприятных условий для общения и взаимодействия.

 

×
×