Автор: Ирина Анатольевна Казакова
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ТЕХНОЛОГИИ как средство развития познавательной активности обучающихся
Казакова Ирина Анатольевна,
учитель технологии МБОУ «СОШ №39» г. Чебоксары
Актуальность постановки проблемы познавательного развития обучающихся обусловлена тем, что в условиях модернизации общего образования России необходимо реализовать качественно новую личностно-ориентированную развивающую модель массовой школы с целью общего развития личности обучающегося, его творческих способностей, интереса к учению, формирования желания и умения учиться.
Новые общественные отношения в современном мире, новые требования к образовательному и воспитательному процессу изложены в документе «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», который ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): активно и заинтересованно познающий мир, умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. Эти характеристики предъявляют к личности обучающегося повышенные требования: умение самостоятельно разбираться в изменяющейся ситуации, уметь анализировать, сравнивать, прогнозировать нежелательные события и моделировать целесообразный, адекватный ситуации стиль поведения.
В психолого-педагогической литературе можно встретить различные определения познавательной активности, каждое из которых отражает то или иное направление в исследовании проблемы. На основании проведенного анализа теоретических источников, соглашаясь с мнением И.Д. Бутузова, познавательную активность определяю как внутреннюю готовность обучащегося к деятельному участию в напряженной умственной и практической деятельности, проявлению самостоятельности и творческого подхода к решению учебных и трудовых задач.
В своих исследованиях Г.А. Цукерман определяет три наиболее существенных компонента познавательной активности: мотивационный, содержательно-операциональный и волевой. Исходя из того, что волевое начало присутствует и в мотивационном, и в содержательно-операциональном компоненте познавательной активности, на наш взгляд, познавательная активность включает следующие компоненты: мотивационный, содержательный, процессуальный и эмоциональный.
Мотивационный компонент включает в себя наличие познавательных мотивов, связанных с содержанием учебной деятельности, и социальных мотивов, связанных с коммуникативными умениями. Содержательный компонент характеризуется наличием у учащегося необходимых знаний, а также степенью овладения предметным содержанием. Процессуальный компонент отличается наличием у учащихся способов деятельности и умением применить их в реальной жизненной ситуации. Эмоциональный компонент определяется наличием доброжелательной, заинтересованной атмосферы в процессе освоения учебной деятельности.
Все перечисленные компоненты взаимосвязаны друг с другом и взаимозависимы. Комплексная их реализация направлена на решение важнейших задач по формированию познавательной активности: овладение учащимися универсальными способами действий, развитие навыков и умений познавательной деятельности, формирование познавательных мотивов, создание в образовательном процессе положительно-эмоциональной среды. Отсутствие какого-либо компонента затрудняет формирование познавательной активности учащихся.
Считаю, что одним из важных целей предметной области «Технология» является формирование познавательной активности обучающихся. Предмет «Технология» призван обеспечить понимание обучающимися сущности современных материальных, информационных и гуманитарных технологий и перспектив их развития, формировать технологическую культуру и проектно-технологическое мышление обучающихся. Именно на уроках технологии обучающийся должен получить информацию и первоначальный опыт освоения той или иной технологии и в дальнейшем использовать его в построения жизненных планов, касающихся направлений своего дальнейшего образования и будущей профессиональной деятельности.
Анализ различных источников по проблеме развития познавательной активности, а также передового педагогического опыта учителей технологии города Чебоксары позволил сформулировать педагогические условия эффективного развития познавательной активности обучающихся на уроках технологии .
В соответствии с первым педагогическим условием считаю, что для эффективного развития познавательной активности обучающихся необходима ориентация учебного процесса и внеурочной деятельности на формирование внутренней мотивации к саморазвитию обучающихся.
Согласно современным исследованиям, результаты деятельности человека только на 20% зависят от интеллекта, а на 70-80% – от мотивации. От мотивации обучающегося зависит успешность, глубина и прочность знаний, желание и способность учиться на протяжении всей жизни. Деятельность по развитию мотивации обучающихся на уроках технологии и внеурочное время в нашей школе ведется в двух направлениях:
1. Создание творческой группы, командs обучающихся готовящихся к олимпиадам, которая позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, подготовку новых участников. Обучая других, старшеклассники совершенствуют и свои знания, умения и навыки.
2. Психологическая подготовка. Считаю необходимым воспитать в обучающихся чувство здоровой амбициозности, стремления к победе, научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать.
В соответствии со вторым педагогическим условием считаю, что одним из педагогических условий эффективного развития познавательной активности обучающихся является организация проектной деятельности обучающихся на уроках технологии.
Разумеется, детям необходима помощь со стороны родителей и учителей. Правильно организованная проектная деятельность обеспечивает развитие творческих способностей, формирование познавательных мотивов учения, так как обучающийся видит конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах, вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества. В рамках проектной деятельности изготовление изделий производится в определенной последовательности по схеме: эскиз – конструкция – технология – готовое изделие. С практической стороны каждый обучающийся становится участником всех видов деятельности, побывав в течение учебного процесса в роли художника-модельера, конструктора, технолога, оператора производства, демонстратора готового изделия, что создаёт основу для последующей профессиональной подготовки.
Хотелось бы отметить , что сегодня образовательные учреждения идут в ногу со временем, и помимо традиционного создания табуреток и фартуков в школах ребята обучаются робототехнике и современным технологиям обработки материалов. Сотрудничество нашей школы с учреждениями дополнительного образования позволяет обучающимся школы осваивать на достаточно высоком уровне освоить такие технологии как лазерная обработка древесины и 3Д моделирование. В рамках сотрудничества с технопарком «Кванториум» наряду с мальчиками девочки нашей школы занимаются разработкой творческих проектов по обработке древесины и показывают высокий результат на всероссийских конференциях, муниципальном и региональном уровне ВОШ.
В соответствии с третьим педагогическим условием мы определили, что для эффективного развития познавательной активности обучающихся необходимо применение активных методов обучения и форм организации деятельности обучающихся.
Безусловно, современный урок технологии предполагает использование современных образовательных технологий, таких как: личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение, проблемное обучение, игровые технологии, технологии групповой деятельности.
Основным методом активного обучения, который использую при изучении новых тем является проблемное обучение. Его сущность заключается в том, что знания не даются в готовом виде, а учитель организует их «добывание», «открытие»: подбирает такие задачи и вопросы, которые заинтересуют обучающихся и вызовут напряженную мыслительную деятельность. Возникновение интереса учащихся зависит от умения учителя создать так называемую проблемную ситуацию.
Проблемная ситуация – это ситуация, когда учащийся не может решить поставленную перед ним задачу с помощью известных ему способов действий и знаний. В этом случае возникает познавательная потребность, создающая внутренние условия для усвоения нового материала. Это вызывает у учащихся желание найти объяснение непонятному факту, создает мотивы учебной деятельности.
Для создания проблемной ситуации использую следующие методические приемы:
1. Использование жизненных явлений, фактов, их анализ с целью теоретического объяснения;
2. Использование с той же целью задач межпредметного, прикладного, профессионального и т.п. характера;
3. Использование исторического или занимательного материала (фактов биографии, иллюзий восприятия и т.п.);
4. Организация практической работы исследовательского характера, в ходе которой учащиеся приходят к эмпирическим выводам, требующим теоретического обоснования;
5. Исследовательские задания, при выполнении которых нужно обнаружить некоторые закономерности, требующие теоретического обоснования.
Таким образом, вышеперечисленные педагогические условия развития познавательной активности обучающихся на уроках технологии носят комплексных характер. По нашему мнению, данные педагогические условия оказываются действенными лишь при условии, когда учитель, обеспечивая овладение учащимися изучаемым материалом, создает условия для переживания ими радости успехов. Если же учащийся запускает учение и, сталкиваясь с непреодолимыми трудностями, не получает действенной помощи со стороны учителя, эти педагогические условия не оказывают на него стимулирующего влияния.