Описание опыта педагогической работы «Технологии творческого самовыражения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе психосоциальной адаптации»

Автор: Наталья Михайловна Журавлёва

 

«Технологии творческого самовыражения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе  психосоциальной адаптации»

Ценность человека, его достоинство и свобода- идеалы, которые всегда  ставятся в приоритет. Сегодня мы становимся частыми свидетелями, что это остается только на словах. Особенно актуальной является гуманизация общественных отношений, которая предполагает наличие внимания к наименее защищенным членам общества- это дети. Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее-ОВЗ) — это одна из многочисленных групп социально не защищенных граждан. Противоречие востребованности сопровождения нетипичного ребенка и практического опыта работы по данной проблеме наталкивают на поиск новых форм, методов, технологий и способов социализации таких детей. «Особые потребности» не всегда позволяют быть ребенку активно вовлеченным в группу сверстников. Этим детям автоматически приписывается статус людей второго сорта. Они вырастают  зачастую озлобленными на отторгнувший их окружающий мир. Именно поэтому проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), целью моей деятельности как классного руководителя,  является создание условий для формирования у детей с интеллектуальными нарушениями умений ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения. Умение социализироваться – является одним  из приоритетных и актуальных на сегодняшний день навыков, которым должен овладеть ребенок с интеллектуальной недостаточностью.

Однако эта группа детей является наиболее проблемной из-за ограниченности их адаптационных возможностей. Основными причинами таких затруднений являются: недостаток психического и физического здоровья, нарушение критичности мышления, ограниченность социального опыта, неблагоприятная семейно-экономическая ситуация. Это приводит к  тому, что связь нетипичного ребенка с социумом и культурой как источником развития человека грубо нарушается.

 Это явление Выготский Л.С. называл «социальным вывихом», имея в виду, что ребенку с интеллектуальными нарушениями очень трудно усвоить именно социальный и культурный опыт, выработанный обществом.

Новые технологии, такие как: технология саморазвития, технология коллективно-творческой деятельности, игровая технология позволяют «вправить» ребенка в окружающую среду, то есть помочь включиться в жизнь общества, занять в нем свое место.

Коррекционная направленность воспитательной работы классного руководителя, при работе с ребенком с интеллектуальными нарушениями, предполагает учёт индивидуально-типологических особенностей ребёнка, выбор средств и приёмов, позволяющих наиболее эффективно формировать воспитательное пространство со своей особой системой, вырабатывая в детях свободную творческую нравственность. Об этом говорил сторонник теории «свободного воспитания» Константин Николаевич Вентцель.

Организация воспитательной работы в классе, в которой целесообразно сочетаются фронтальные, коллективные и индивидуальные формы работы ведёт к развитию личности нетипичного ребёнка. Она так же предполагает ресоциализацию детей с «особыми» потребностями. Ребенок учится жить по законам общества, приспосабливаться к изменениям социальной жизни, осознаёт себя в этом мире, задумывается о самовоспитании и самопознании.

Технологический прогресс создает особенные условия и требования для подрастающего поколения. Современным детям необходимо применение нестандартных  методов работы для их развития, особенно если это ребенок с ОВЗ.

Помимо широко распространенных форм и методов работы в системе воспитания  классного руководителя для развития комплекса навыков, необходимых для успешной психосоциальной адаптации нетипичных детей, я применяю достаточно необычные, иновационные технологии, которые включают в себя методы творческого самовыражения:

1. Театрализация, драматизация.

2. Творческая (педагогическая) мастерская.

3. Арт-терапевтические формы работы.

4. Проектная деятельность.  

По мнению Л. С. Выготского, 
ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации.

Идея использования нестандартных форм и методов работы для реализуется через задачи:

1.                Выстраивание доверительных взаимоотношений между обучающимися класса, другими участниками образовательных отношений с учётом проявлений специфики заболевания.

2.                Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в общественную деятельность.

3.                Посильное содействие реализации творческого потенциала обучающихся.

4.                Организация поддержки и помощи обучающемуся и его семье в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.

Методы творческого самовыражения для развития комплекса навыков, необходимых для успешной психосоциальной адаптации нетипичных детей были выбраны мною в соответствии с запросами социальной среды,  исходя из потребностей родителей (среди родителей был проведен опрос «Какими видами деятельности вы бы хотели, чтобы занимался ваш ребенок?»)(см. приложение 1), а так же с учетом индивидуальных возможностей ребенка начальной школы, и не противоречат требованиям системы воспитательной работы в школе-интернате.

Эти формы и методы отличаются своей новизной и специфичностью владения необходимыми компетенциями педагога, внедряющего их. Это препятствует широкому их применению в воспитательной деятельности классного руководителя. Однако, опыт моей деятельности показывает, что они являются эффективными, способствующими развитию социально-нравственного опыта ребенка с интеллектуальной недостаточностью и развитию отношений между педагогом и ребенком, родителем и ребенком, педагогом и родителем.

Театрализация- один из видов игры, являющийся эффективным средством социализации нетипичного ребенка в обществе в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре у детей осуществляется эмоциональное развитие: они знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Театрализация  используется мною в нескольких её вариантах: театр кукольный, пальчиковый, настольный.

Также активно я  использую в работе драматизацию, которая помогает детям самостоятельно  создавать сценические постановки и выступления.

Интерес детей к драматизации велик. Ребята с удовольствием участвуют в инсценировках, сами изготавливают атрибуты к постановкам, договариваются о своих действиях. В драматизации участвуют все дети, даже самые застенчивые. Они привлекаются к участию в упражнениях, играют второстепенные роли, а затем с удовольствием  исполняют главные. Создается среда для снятия эмоционального напряжения ребенка, получение заряда положительных эмоций.

  Игры-драматизации — это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Ребенок в игре превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко.

Во время таких игр как «Вова и колдун», «Серый человек», «Ленивый Ивашка»  и многие другие  происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Все это приобретает особое значение в познавательном развитии и дальнейшей учебной деятельности. Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития.

Моделирование ситуации, вживание в роли проецирует внутреннее состояние ребенка, для ребенка раскрываются границы мировосприятия, он не скован рамками норм и требований, может свободно выражать свои эмоции, которые непосредственно наблюдают взрослые и зачастую заново открывают для себя дети.

У детей появляется желание делиться своими мыслями, т.е. преодолеваются трудности в общении, они чувствуют мою заинтересованность и заинтересованность одноклассников, родителей и педагогов. Эмоции становятся ярче, насыщеннее, интереснее.

Вызванные  эмоции детей способствуют их раскрепощению, ребята проявляют активность на уроках, не боятся ошибиться. Я  чувствую и вижу то, что чувствуют и видят мои ученики.

Таким образом, драматизация и театрализация имеет большое коррекционно-развивающее значение в обучении, воспитании, позволяет приобрести, развить коммуникативные умения, имеет решающее значение для процесса социализации ребенка и формирования коммуникативных умений у взрослого.

Ребята не боятся демонстрировать свои возможности в спектаклях  творческих работах обучающимся на дому, в детском саду, в своей школе.

В данную деятельность активно вовлекаются все участники образовательного процесса: педагоги, родительская общественность, которые принимают участие в создании развивающей среды для театрализованной деятельности, театральных костюмов. Педагоги знакомят родителей с разными видами театров, рассказывают из чего и как можно их изготовить. Родители исполняют роли разнохарактерных персонажей в рамках праздников и развлечений.

Силами детей, родителей и педагогов в классе создан уголок для театрализованной деятельности. Он оснащается разнообразными театральными атрибутами, разными видами кукол: кукольный, пальчиковый, настольный.

Таким образом, вовлекая родителей в активную театрализованную деятельность совместно с детьми и педагогами, я создаю условия для укрепления эмоциональных связей ребёнка с семьёй,  для получения возможности ребенком почувствовать со стороны родителей  доброжелательное отношение к себе, увидеть в них помощников, соратников, тех на кого можно положиться. Дети и родители на практике начинают  понимать, что такое совместная работа, как от внимания, ответственности и сотрудничества каждого зависит успех. Они учатся «слышать» и «слушать» друг друга и соответственно менять свое поведение по отношению друг к другу, планировать совместную деятельность.  

При работе в творческих мастерских у ребят формируется эстетическая восприимчивость, умение понимать прекрасное, творческие способности, происходит коррекция недостатков психического и физического развития, выработка в детях свободной творческой нравственности. В процессе выполнения творческих работ, я  учу детей ориентироваться в окружающем мире, ценить и понимать природу, пользоваться ее дарами, не причиняя ей вреда. Но особое внимание уделяю работе по развитию и совершенствованию эмоциональной сферы, которая недоразвита у нетипичных детей. На практике выяснилось, что ребята не градируют элементарные чувства, не могут осознать и зафиксировать их. Легко себе представить, что дальнейшая социализация детей с такой неразвитой эмоциональной сферой будет затруднительна. Поэтому на каждой мастерской запланирована кропотливая проработка чувств.

Опыт творческой деятельности, приобретенный в мастерской, дети трансформируют в разные формы своей жизнедеятельности: игру, общение, предметную деятельность. Коллективная творческая деятельность помогает ребенку быть более открытым и свободным в общении, дает возможность самоутвердиться и самореализоваться, развить чувство ответственности, собственной значимости, повысить самооценку, позволяет понять: его любят таким, какой он есть, с его мнением считаются, ценят его индивидуальность.

Занятия по развитию творческих способностей с использованием элементов технологии педагогических мастерских, позволяют решать многие важные коррекционно-развивающие задачи. В том числе и задачу социальной адаптации.

В совместных творческих мастерских участники получают возможность выполнить работу сообща. В результате чего достигается взаимопонимание, родители и педагоги видят «особенного» ребенка и становятся ближе друг к другу. Это позволяет педагогам  и родителям прийти к согласию,  не ущемляя взаимных интересов и объединяя усилия для достижения ребенком более высоких результатов.

Детская арт — терапия – это простой и эффективный способ психолого-педагогической помощи, основанный на творчестве и игре. Лечение творчеством конгруэнтно педагогике, поскольку в качестве стратегической цели, она, так же как и педагогика оориентированна на социально успешную и здоровую личность  обучающегося.

В рамках данной работы я  использую рисунок. В том числе рисование пальцами, песочную терапию, работу с пластилином и природным материалом, элементы игровой терапии и сказкотерапии.

Арт– упражнения знакомят детей со своим внутренним «я», формируют представления о себе, как о личности, обучают выражению своих чувств и эмоций, так же способствуют развитию мелкой моторики, коммуникативных навыков, образного мышления и способностей к различным видам творческой деятельности. 

Еще одним, используемым мною видом деятельности классного руководителя является проектная деятельность, которая обладает огромным потенциалом в интеллектуальном, эмоционально – волевом и социальном развитии личности. Проект- один из наиболее оптимальных путей обеспечения субъективной позиции ребенка в образовательном и адаптационном процессе. Именно поэтому я активно использую этот вид деятельности в своей работе.

Работа над проектом – это формирование у детей возможности видеть дальше, адекватно воспринимать неудачи и планировать стратегию с их учетом.

Вот уже на протяжении двух лет мы реализуем проект «Шкатулка волшебства», который создает  благоприятный климат в классе, поскольку она позволяет ребенку почувствовать поддержку одноклассников, участие родителей в его жизни.  В шкатулку достаточно вместительного размера насыпаются записки с пожеланиями, которые мы с ребятами и родителями пишем сами. Дети в трудной для них ситуации выбирают записку из шкатулки. То, что происходит дальше, действительно, можно описать словом «волшебство»: хмурые и серьезные начинают улыбаться, на душе у них становится теплее и им хочется совершать добрые и хорошие поступки.

Проект, который стал одним из любимых наших проектов,  «Я помогу, когда…». По мере необходимости в трудные или значимые для детей периоды ребята достают из украшенного контейнера конвертики, которые содержат слова поддержки, напутственные слова. Каждый конвертик подписан: «Я помогу, когда грустно», «Я помогу, когда скучно», «Я помогу, когда обидели» и т.д. Детям очень нравится принимать участие в этом проекте. Они с удовольствием изготавливают конверты, пишут напутственные слова и наш контейнер-помощник всегда полон.

Еще один из наших проектов  «Простые слова», который помогает решить проблему жестокости и равнодушия. Дети учатся взаимоподдержке, взаимовыручке. Данный проект помогает формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, но и  нравственные чувства. На сегодняшний день очень актуальна проблема агрессии, нетерпимости, а порой и вовсе жестокости. Это реалии настоящего, игнорировать которые невозможно. Едва ли существует однозначный ответ на вопрос как решать эту проблему. Основа гуманного отношения к людям — способность к сопереживанию, к сочувствию — проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, но и  нравственные чувства.

Задаваясь вопросом о том, как это сделать, пришла к выводу, что необходимо показать ребятам, что каждое слово имеет свой смысл, свою «душу», что в русском языке много прекрасных слов, которые заслуживают бережного отношения. Происходит уточнение представлений у детей  о таких простых понятиях, как забота, поддержка, дружба, здоровье, счастье, любовь, доверие, уважение, доброта,  и  значения этих понятий в жизни людей. Продуктом проекта является книжка-самоделка из индивидуальных творческих работ детей «Словарь простых слов», где ребята объясняют значения выше названных слов и изображают эти слова в виде рисунка.

Данный групповой проект, наряду с учебными задачами, помогает формировать и укреплять коллектив класса, развивать у детей навыки сотрудничества между детьми, родителями и педагогами.

Использование «метода проекта» в нашем классе  стал способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагогов, родителей и обучающихся между собой и окружающей средой. Опыт работы показывает, что сначала не все родители охотно включаются в совместную деятельность с педагогами и детьми, но затем, выполняя некоторые задания, начинают понимать, как важны их усилия для детей, как приятно провести вместе с ними время. Совместное выполнение какого-нибудь замысла ребёнка и его родителей укрепляет детско-родительские отношения.

Успешность внедрения технологий творческого самовыражения обучающихся с ОВЗ подтверждают данные мониторингов:

1. Уровень воспитанности  по методике Н. П. Капустиной.

2.  Уровень  развития  соуправления Курбаш Е. В.

3.  Уровень коммуникативных умений Г.А. Цукерман.

Основными критериями оценки воспитательной работы  послужило выявление уровней сформированности умения ориентироваться в окружающей жизни, соблюдения определенных правила и норм поведения, возможности выстраивания доверительных взаимоотношений между обучающимися класса, другими участниками образовательных отношений, вовлечения детей с ограниченными возможностями здоровья в общественную деятельность.

1. Мониторинг уровня воспитанности по методике Н. П. Капустиной за период  с 2013-2017 годы  показывает положительные результаты, которые выявили повышение уровней:

— любознательности –на 5 %;

— трудолюбия –на 7%;

— отношения к природе –на 6%;

— отношения к школе –на 8%;

— отношения к себе –на 5%.

(см. приложение 2)

2. Мониторинг уровня развития соуправления по методике Курбаш Е.В. за период  с 2013-2017 годы  показывает так же положительные результаты, повышение показателей по следующим аспектам:

1.    Включённость учащихся в соуправленческую деятельность- на 33 %.

2.    Организованность классного коллектива — на 55%

3.     Ответственность за результаты совместной работы в коллективе- на 55%

4.    Участие коллектива в управлении делами школы —  на 11%

5.    Взаимодействие с другими классами в организации общешкольной жизни — на 66%

6.    Осознание ответственности за результаты работы всего коллектива школы — на 55%

(см. приложение 3)

3. Мониторинг уровня сформированности коммуникативных умений и сплоченности классного коллектива по методике Г.А.Цукермана также выявил положительную динамику.

    В начале 2013 года низкий уровень  эмоционального отношения к совместной деятельности у 44% детей. Они игнорировали  друг друга, ссорились по пустякам, не пытались договориться, каждый настаивал на своем.

И средний уровень у 55% детей. Эти дети нейтрально относились к совместной деятельности, взаимодействовали друг с другом в силу необходимости. Каждый настаивал на своем способе действия, и только в некоторых вопросах пытались договориться.

На конец 2017 года с низким уровнем сформированности коммуникативных умений не осталось ни одного ребенка.

И высокий уровень сформированности коммуникативных умений у 55%. Отношение к совместной деятельности у этих детей позитивное (работают с удовольствием и интересом), активно обсуждают свои действия; приходят к согласию. (см. приложение 4)

Положительная динамика реализации работы со всеми участниками образовательных отношений подтверждает правильность выстроенной воспитательной работы по применению нетрадиционных форм и методов работы классного руководителя.

Результативность опыта (как внешнего, так и внутреннего) применения технологий творческого самовыражения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе  психосоциальной адаптации в деятельности классного руководителя позволяет создать педагогические условия для формирования умения ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные нормы и правила поведения, что исключает асинхронность во взаимодействии всех участников образовательного процесса.

Данный опыт адресован классным руководителям начальной школы образовательных организаций, воспитателям подготовительных групп ДОУ, педагогам дополнительного образования и основывается на позиции: общество открыто для детей, и дети открыты для общества.

 

 

×
×