Использование метода мнемотехники в обучении пересказу сказок детей дошкольного возраста

Автор: Пудова Ольга Сергеевна

Сказка — неизменный спутник детства — играет особую роль в жизни ребенка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой — главным видом деятельности дошкольника. Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Ему легче установить ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными персонажами.
     Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям.                Пересказу сказки принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

 

  Методика проведения работы с детьми по мнемотаблицам:

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

 2 этап. Осуществляется  перекодированием информации, т.е. преобразование из символов в образы.

  3 этап. После перекодирования  осуществляется пересказ  сказки с опорой на символы, т.е. происходит метод запоминания

                       Предварительная работа:

•         подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей;

 

•         обсуждение с детьми перед занятием  произведений устного народного творчества;

•         подготовка оборудования и раздаточного материала,  прослушивание аудиокассеты;

 

•          выбор педагогам приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии.

                       Этапы работы со схемой — моделью:

 

•         учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками — символами;

•         учить зарисовывать предметы не только символами, но и буквами, а также простыми слова, если дети умеют читать и писать;

•         самостоятельно, с помощью знаков — символов, заполнять схему — модель как план пересказа;

•         закреплять изученный материал путем неоднократного повторения сказки с опорой на составленную ранее схему — модель.

 

                  Сказка теремок.

Занятие состоит из нескольких этапов:

1.Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2.Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы, например:

3.После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (об­разы), т. е. происходит отработка метода запоминания.

4.Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

5.Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспро­изведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопро­сы: «Какая сказка «спряталась» в таблице? Про кого эта сказка?»

 

Преимущество мнемотаблицы:

 

•         Применяемые в работе элементы мнемотехники делают процесс обучения более интересным и нетрадиционным.

•         У детей улучшается память, потому что эта система облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

 

Результаты:

у детей появилось желание пересказывать сказки – как на занятии, так в повседневной  жизни;

  —  расширился круг знаний об окружающем мире;

  —  активизировать словарный запас;

  —  дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией

 

Чем  раньше мы будем учить детей рассказывать или  пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы –  модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем  умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

 

×
×