Автор: Сафиуллина Фарзия Рашидовна
ОТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ К ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ: приоритеты, проблемы и перспективы развития.
Сафиуллина Фарзия Рашидовна,
учитель начальных классов
МБОУ “Гимназия №183” Советского района г. Казани
В современном меняющемся мире у педагога нового формата, в приоритете вопрос «Как учить?». В целях сближения школьного образования с потребностями многоплановой человеческой жизни Федеральные государственные образовательные стандарты поставили цель формирования у обучающихся функциональной грамотности, определили условия для её развития.
[1]В чём смысл функциональной грамотности? Леонтьев А.А., академик РАО, в книге «Школа 2100. Педагогика здравого смысла» пишет так: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Современные реалии требуют, чтобы обучающийся не только владел суммой знаний по учебному предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях жизни: умел ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
К тому же Федеральный государственный стандарт начального общего образования «приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе определяет формирование необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
На сегодняшний день под читательской грамотностью рассматривается способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, определяемых обществом и играющих важной значение в жизни индивида. В данном случае роль учителя начальных классов – заложить основы для формирования читательской грамотности. Педагогу следует отрабатывать на уроках разные виды пересказа, развить навык понимания средств массовой информации. Ознакомить с разными формами выступления. Все эти умения и навыки функциональны и будут востребованы в дальнейшей жизни и станут основой хорошей подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.
Уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.
Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности обучающегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. На практике, данные обучающиеся уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы (при должном педагогическом руководстве) способны расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений.
Обучающиеся имеющие средний уровень понимания текстов, еще не полностью освоили основы чтения. Задача учителя на данном этапе оказать помощь, для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственное значение, в ходе сотрудничества с собеседниками.[2]
Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие обучающимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.
Читательская грамотность определяется:
ü владением техникой чтения;
ü приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
ü знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;
ü сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Таким образом, следует что, от достижения этой цели зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает важность не только персонализация обучения, но существенный процент вклада прежде всего учителя и уроков литературного чтения на формирование универсальных учебных действий.
Как же научить читать?
Для формирования читательской грамотности и воспитания гармонично-нравственной личности педагоги должны использовать самые передовые технологии, опираясь на литературный источник, применяя разнообразные формы урочной и внеурочной деятельности. Необходимо формировать читательскую культуру младших школьников, создать условия для организации поисково — исследовательской деятельности, научить работать с текстом и получать для себя новую информацию.
Выбор приемов должен быть таким, чтобы в результате обучения ребёнок смог преобразовать, изменить приобретенные жизненным опытом знания, выразить отношение к ней проявить готовностью к самообучению и самовоспитанию.
Педагогу нового формата, необходимо использовать разнообразные приемы, обеспечивающие успешное решение данной проблемы. Рассмотрим приёмы, применяемые мной в рамках актуальных педагогических технологий.
1. Технология критического мышления, важнейшей целью которой является формирование мыслительных навыков младших школьников, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни В рамках данной технологии предлагается использование следующих приемов:
1) прием «чтение с остановками», материалом проведения которого выступает повествовательный текст. На начальной стадии урока обучающиеся по названию текста высказывают свои предположения, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока осуществляется чтение текста по частям. После чтения каждого фрагмента школьники высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета;
2) прием «работа с вопросником», используемый при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Педагог предлагает детям ряд вопросов к тексту, на которые им необходимо ответить. Причем вопросы и ответы представлены как в прямой, так и в косвенной форме, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт;
3) прием «уголки», использование которого предполагается при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Суть данного приема состоит в том, что класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, руководствуясь текстом и своим жизненным опытом, другая – отрицательных, обосновывая свое мнение цитатами из текста;
4) прием «написание творческих работ», играющий большую роль на этапе закрепления изученной темы. Например, предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Данная работа выполняется с учётом особенностей, обучающихся дифференцированный и персонализированный подход;
2.Приемами формирования читательской грамотности в рамках проектной технологии являются:
1) написание сочинения-рассуждения на заданную тему;
2) выполнение творческой работы – иллюстрации к произведениям, викторина или кроссворд по прочитанным произведениям используя цифровые ресурсы в том числе.;
3) сочинение своего стихотворения, басни, сказки.
3. Игровая технология, обеспечивающая достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Данная технология предполагает получение и обмен информацией на этапе закрепления изученного материала.
4. Информационно-коммуникационная технология, которая в рамках формирования читательской грамотности является особенно актуальной. Она предусматривает работу с разными источниками информации.
5. Здоровьесберегающая технология, неотъемлемая часть урока литературного чтения, позволяет обеспечить на уроке зоны психологического комфорта.
6. Личностно-ориентированная технология, предполагающая создание на уроке учебной ситуации, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности младших школьников.
Таким образом, от сочетания профессионализма педагога, грамотного применения педагогических приемов и персонализации процесса обучения и воспитания зависит эффективность организации работы на уроке литературного чтения по формированию читательской грамотности.
Рассмотренные приемы содействуют развитию у младших школьников навыков мышления и рефлексии, как важнейших составляющих понятия «читательская грамотность» и позволят сформировать социально-нравственный опыт и познать окру жающий мир.
Литература:
1. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. 2000.№3.
2. Акатова, Т.И. Языковая функциональная грамотность и языковая культура студентов: [Текст] — Психолого-педагогический аспект: Монография. — М., 2006 — 237 с 2.
3. Алексеев, Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся [Текст] / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.С. Обухов, Л.Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников. – №1. – С. 24 – 33
4. Ашмарин, Б.А. Методика педагогических исследований. Учебное пособие [Текст] ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2009.
5. ВиноградоваН.Ф.,КочуроваЕ.Э.,КузнецоваМ.И. идр.Функциональная грамотность младшего школьника: книга учителя/подред.Н.Ф.Виноградовой.М.:Российскийучебник:Вентана-Граф,2018.288с.,с.16–17].
6. Гершунский, Б.С. Грамотность для 21 века [Текст] // Советская педагогика. – 1990. — №4.
7. Леонтьев А.А. Принципы воспитания в Образовательной системе «Школа 2100»//Образовательная система «Школа 2100». педагогика здравого смысла. Сборник материалов/Под нау. ред. А.А.Леонтьева. – М.: Баласс, Изд. дом РАО, 2003.
8. Лазарева В.А. «Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе», М.: институт инноваций в образовании им. Л.В.Занкова, Издательский дом ОНИКС 21 век» 2003Подласый И.П. Педагогика: в 2 кн. — М., 1999. — Кн. 2: Процесс воспитания. — С. 143-146.
9. Мастер – класс «Несплошной текст, как средство формирования читательской грамотности» Иванова Л.М. https://infourok.ru/master-klass-nesploshnoj-tekst-kak-sredstvo-formirovaniya-chitatelskoj-gramotnosti-scenarij-literaturno-muzykalnoj-kompozicii-4951243.html
10. Материалы интерактивной образовательной онлайн — платформы «Учи.ру», https://uchi.ru/
11. Саметова Ф.Т., Мырзаханова Ф.М. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО — КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА // Научное обозрение. Фундаментальные и прикладные исследования. – 2020. – № 2.;
[1] [Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.].
[2] [ ВиноградоваН.Ф.,КочуроваЕ.Э.,КузнецоваМ.И. идр.Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя/подред.Н.Ф.Виноградовой.М.:Российскийучебник:Вентана-Граф,2018.288с.,с.16–17].