Формирование у дошкольников любви к родному языку

Автор: Шуткина Любовь Геннадьевна

НОД для детей подготовительной группы

 «Любимый русский язык!»

Цель: Познакомить детей с  красотой и богатством русского языка, способствовать формированию бережного и уважительного отношения к родному языку.

Задачи:                                         

Образовательные:
— дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным;
 — способствовать развитию словотворчеств;

Развивающие:

— развивать у детей любознательность и интерес к русскому языку;

— способствовать развитию памяти, внимания, мышления;
Воспитательные:

— воспитать уважение и любовь к родному языку; воспитывать патриотическое чувство к Родине.

Ход занятия:

Беседа.

Ребята, сегодня у нас вами будет очень интересное занятие. Смотрите, что я с собой принесла. Кто знает, что это? Глобус! А что такое глобус? Кто мне сможет объяснить? Это маленькая модель нашей планеты. Наш глобус окрашен разными цветами. Это не просто так! Каждый цвет имеет свое значение. Голубым окрашивают моря, реки и океаны. Зеленым – леса и равнины. А коричневым и желтым – горы и пустыни. А что мы еще можем увидеть на глобусе? Города, страны. Давайте попробуем найти нашу страну. И в какой стране же мы с вами живем? Правильно в России. Для чего нам нужен язык? Правильно, что бы разговаривать, общаться, играть. В: В мире существует около 4 тысяч разных языков. Русский язык – это официальный язык нашего государства. Все государственные документы, такие как постановления, приказы и все официальные документы, в России пишутся на русском языке. Русский язык – это наше национальное достояние. Мы всегда должны помни, что нация существует, пока жив язык. Поэтому мы должны очень внимательно и уважительно относится к нашему языку.

Есть у каждого язык,

Что родной навеки,

Без родного языка

Нету человека!

Мы поём им, говорим,

С самого рожденья,

И к родному языку

Есть большое рвенье.

Игра «Игра слов».

Сейчас мы сыграем с вами в игру «Игра слов». Я называю слово, а вы должны назвать с противоположным значением. – Холодный – горячий. – Мокрый – сухой. – Тихий – громкий. – Тонкий – толстый…..

Какие вы у меня молодцы. Все слова знаете. Видите, насколько богат, разнообразен и красив наш родной язык. Как много в нем слов, с помощью которых мы можем просто говорить, составлять рассказы, писать сказки.

Следующая наша игра будет посвящена многозначным словам, т.е таким у которых много значений.

Игра «Угадай слово»

1.      Один в огороде на грядке растет,

Другой же по цели стрелой попадет. ( Лук)

2.      Первый в порту и настройке бывает,

Сильной рукою он груз поднимает..

Воду второй из трубы подает.

Мойся пожалуйста, грязный народ. ( кран)

3.      Первую утром девчонки плетут,

сено косить на вторую берут,

третья у речек песчаной бывает.

Кто же это слово быстрей отгадает? ( коса)

4.      Первая в норке иль щелке живет,

Кот ее выхода радостно ждет.

Дружит вторая с компьютером нашим

Держит в руке ее Кати и Маши.

Ну и под третью, коль что-то болит,

Градусник ставит всегда Айболит. ( Мышка)

Очень важно, ребята, в нашем русском языке, правильно выговаривать все буквы, иначе может так случиться, что буква может убежать и смысл слова или предложения может поменяться.

ИГРА «Буква — шалунья» (в выделенных словах пропала буква, нужно добавить к слову нужную по смыслу букву)

1.      Серый вол, голодный, злой,

Бродит по лесу зимой ( вол-волк)

2.      Подарили мне игрушки –

Целый день стреляли ушки. ( ушки-пушки)

3.      Город наш нам каждый год

Урожай большой дает. ( город-огород)

4.      Очередь к зубному приближается –

У трусишек рожь вдруг появляется. ( рожь-дрожь)

5.      На Иване папа спит

И тихонечко храпит. ( Иван-диван)

Молодцы, справились с заданием.

В заключение, хочется сказать, ребята мы, русские люди, чтобы стать культурными, образованными, должны учить родной язык, стараться делать его выразительным, красивым, относиться к языку бережно, не использовать слова нецензурные, жаргонные, слова-паразиты. Помнить, слово, оно не воробей, и выпустишь, то точно не поймаешь, Обидеть человека так легко, Ну а потом уже Всю жизнь свою страдаешь! Мы всегда должны с уважением относиться к родному языку, он наше богатство. Хочется закончить занятие такими словами:

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех, он певуч,

Он как русский народ многолик,

Как держава наша, могуч! (А.Яшин)

×
×