Синтаксис и пунктуация

Автор: Ермакова Эллина Викторовна

 

Технологическая карта урока 

Синтаксис и пунктуация

5 класс

 

Тип урока

 

урок усвоения новых знаний

Цель и задачи деятельности учителя

 

 

  Дать понятие о синтаксисе, показать связь синтаксиса и пунктуации, повторить знаки препинания, развить пунктуационные навыки

 

Образовательные ресурсы

Учебник «Русский язык» для 5 класса  авт. кол-ва            Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. (М: Просвещение, 2017)

Методы и формы обучения

Методы обучения: репродуктивный и частично-поисковый, устного контроля и самоконтроля, самостоятельная работа, наглядный и словесный

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная

Основные понятия

Синтаксис, предложение, словосочетание, текст, пунктуация

Оборудование

Учебник, мел, доска

 

Планируемые результаты

 

 

Предметные УУД

 

Метапредметные УУД

Личностные УУД

 

Учащиеся научатся: определять роль знаков препинания, их значение;

овладевать основными понятиями синтаксиса;

понимать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли

 

 

Регулятивные: развитие познавательной инициативы, умение ставить учебные задачи

 

Познавательные:  анализировать языковой материал, ориентироваться в различных источниках информации

 

Коммуникативные: ясное, логичное и точное изложение своей точки зрения, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников

 

 

 

 

Осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств; формировать уважительное отношение к русскому языку, осознание эстетической  ценности русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

 

Включение  в  деловой  ритм. Приветствие  учащихся, проверка готовности к уроку,  создание эмоционального настроя детей на урок.

 

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к работе.

 

    2. Мотивация к обучению

 

Задает вопросы, мотивирующие внутреннюю потребность включения в учебный процесс

Эпиграф к уроку: «Берегите знаки препинания» (А. Каневский)

 Записывают тему урока.

Обсуждение эпиграфа

 

    3. Актуализация знаний

 

Что изучается в синтаксисе?

Для чего нужно знать правила построения словосочетаний и предложений?

 

 Словосочетания и предложения.

Чтобы правильно говорить и писать, выразительно читать, лучше понимать чужую речь.

 

 

 

4. Этап изучения нового материала

 

Ребята, прочитайте определение синтаксиса в учебнике (п.24) на 56 стр. Это слово заимствовано в XVIII веке из греческого языка. Буквально значит: “ построение”, “сочетание”, “порядок”.
Раздел грамматики, который изучает строение и значение словосочетаний, предложений, текста.

Наша задача – глубже разобраться в том, как, по каким правилам, законам строятся словосочетание и предложение.

Ребята, что могло бы произойти, если бы в нашей речи отсутствовали бы знаки препинания?

 

-Вот видите, как необходимы нам знаки препинания в устной и письменной речи.

 

Комментарий учителя:

По-настоящему система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания. Из печатных изданий знаки препинания постепенно проникли и в рукописные тексты. А уже в «Российской грамматике» М.В. Ломоносова есть целый раздел, посвященный «строчным знакам», т.е. знакам препинания.

 

Со временем число знаков препинания увеличивалось. Интересно, что со времён Кирилла и Мефодия новых букв практически не изобрели, некоторые даже отменили.

Работа по учебнику:

Выполнение упражнений: 119, 120. Сприсываем предложения, раскрываем скобки, соблюдаем принятые в русском языке законы связи слов, расставляем знаки препинания

Синтаксис – это то, как построены предложения, как связаны между собой слова в словосочетаниях и предложениях.

Физкультминутка

 

Отвечают на вопросы учителя

Выдвигают гипотезы.

Обучающиеся записывают в тетрадь термины и их значение:

Синтаксис (от греч. syntaxis – «составление, построение, порядок»)

Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий способы соединения слов в словосочетания и предложения, типы предложений и  их строения.

Пунктуация (от лат. рunctum – «точка»).

Пунктуация – это раздел науки о языке, изучающий систему знаков препинания и правила их постановки.

 

Работа у доски и самостоятельно

   5.Этап закрепления знаний

 

Создание проблемной ситуации

(включаем проблемный вопрос, создающий ситуацию для обучающихся и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия)

Итак, ребята,  перед нами слова, которые необходимо прочитать:

С, ТЫ, УЧИТЬСЯ, ЕСЛИ, РАБОТАТЬ, ЖИЗНЬ, ПОЛЕЗНЫЙ, ОХОТНО, ДЛЯ, ОТДЫХАТЬ, ПРАВИЛЬНО, УМЕЛО, И, СДЕЛАТЬ, УВЛЕЧЕНИЕ, ЖЕ, ОНА, ИНТЕРЕСНЫЙ, СТРОИТЬ.

Как вы думаете, для чего нам нужны сегодня эти слова?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Молодцы, перед нами был зашифрован текст. Чтобы составить тест из слов необходимо было соединить друг с другом данные слова, изменяя, если нужно, их форму и располагая в определенном порядке.

И вот что получилось: 

Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно сделай же её интересной и полезной.

Что-то затрудняет чтение текста?

Чего же в нем недостает?

Если ты учишься с увлечением, работаешь охотно, отдыхаешь умело,– жизнь строишь правильно. Сделай же её интересной и полезной!

Что же помогло связать слова в предложении?

Итак, как же составляется предложение?

Предложение составляется по определенным правилам. Эти правила устанавливает для нас раздел науки о языке, который называется «синтаксис»

Чтобы все одинаково понимали записанную речь, существуют правила постановки знаков препинания. Совокупность этих знаков называется «пунктуация».

Запомните! Изучая синтаксис, вы узнаете, как устанавливать смысловые и грамматические связи между словами, т.е. по каким правилам соединяются слова в словосочетания и предложения. Знаки препинания помогают правильно понять смысл написанного. Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация.

 

 

 

 

Рассматривают на доске слова и читают их один из обучающихся читает их вслух.

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся предлагают свои варианты ответов.

Один из обучающихся разделил эти слова на группы по частям речи:

1 группа – ГЛАГОЛЫ: учиться, работать, отдыхать, сделать, строить;

2 группа – ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: жизнь, увлечение

3 группа – МЕСТОИМЕНИЯ: ты, она

4 группа – ПРЕДЛОГИ: с, для.

5 группа – СОЮЗЫ: если, и

6 группа – НАРЕЧИЯ: охотно, правильно, умело

7 группа – ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: интересный, полезный

8 группа – ЧАСТИЦЫ: же

Другой обучающийся разделил эти слова на две группы:

1 группа – служебные части речи:

Если, же, и , с

2 группа – самостоятельные части речи:

Учиться, работать, отдыхать, сделать,          строить; жизнь, увлечение, ты, она, охотно, правильно, умело, интересный, полезный.

 

 

 

 

 

 

Не хватает знаков препинания.

 

 

 

 

Обучающиеся читают текст с интонацией, соблюдая знаки препинания.

 

 

 

Изменение форм слов, служебные слова, порядок слов, интонация.

    6. Итог урока. Рефлексия.

 

 

Итак, мы сегодня познакомились с такими понятиями, как синтаксис и пунктуация. Что помогло вам справиться с трудностями?

Правильно, знания и умения, а ещё дружба, взаимопомощь.

Учитель комментирует оценки.

-Спасибо за работу.

 

    Вспоминают пройденный материал.

 

7. Домашнее задание.

 

Выучить правило на 56 странице. Стр. 57, упр 121 (исправить выделенные ошибки в предложениях, записать правильные варианты).

Спасибо за урок!

   Записывают домашнее задание.

 

×
×