Автор: Юлия Андреевна Солдатенко
Современное общество сталкивается с разнообразными вызовами в сфере детского развития и воспитания. Одним из ключевых аспектов, влияющих на социализацию, эмоциональное и интеллектуальное развитие детей, является создание благоприятных и стимулирующих условий для их игровой активности и взаимодействия. Детский возраст, особенно средний школьный период, характеризуется интенсивным становлением личности, формированием ценностных ориентиров, и, безусловно, развитием социальных навыков.
В современном обществе существует ряд новых социальных условий и предпосылок, которые обуславливают актуальность изучения формирования игровых сообществ детей среднего школьного возраста через организацию детских праздников. Развитие информационных технологий и интернета существенно изменило способы взаимодействия и коммуникации детей. Игровые сообщества теперь могут формироваться не только в реальном пространстве, но и в виртуальном мире. Изучение роли детских праздников становится важным для сохранения и развития социальных навыков в условиях цифровой эпохи. Современный образ жизни может приводить к увеличению социальной изоляции и отчуждения детей. Организация детских праздников становится способом снизить это отчуждение и способствовать формированию более инклюзивных и поддерживающих сообществ. Кроме того, в условиях современного общества образовательная деятельность все больше акцентируется на индивидуальных потребностях и самовыражении. Однако социальная связь и взаимодействие также остаются важными. Детские праздники могут служить площадкой для удовлетворения индивидуальных потребностей в контексте социальных взаимодействий.
Еще одним важным моментом является то, что социокультурные изменения, включая миграцию, мультикультурность и разнообразие социальных групп, подчеркивают важность создания игровых сообществ, способствующих интеграции и сближению разнообразных детей. При этом современное образование все больше ориентировано на практические навыки и компетенции. Организация детских праздников может стать способом применения и развития таких навыков, а также позволить детям освоить организаторские и лидерские функции. Детские праздники могут быть эффективным инструментом для формирования ценностей сотрудничества, толерантности, эмпатии и других социальных навыков, необходимых для участия в современном обществе.
В данном контексте, роль детского праздника как специфической формы организованной игры приобретает особое значение. Детские праздники, будучи яркими и запоминающимися событиями в жизни каждого ребенка, предоставляют возможность для развития креативности, социальной адаптации, а также формирования игровых сообществ сверстников. Важно не только обеспечивать развлекательную составляющую праздников, но и внимательно анализировать, какие аспекты организации и проведения праздников способствуют более глубокому взаимодействию детей и созданию игровых сообществ, способных влиять на их социальное, когнитивное и эмоциональное развитие.
Необходимость более системного подхода к изучению роли детских праздников в формировании игровых сообществ детей среднего школьного возраста обусловливается как практическими, так и теоретическими аспектами. Понимание механизмов, через которые праздничные мероприятия способствуют созданию игровых сообществ, позволит оптимизировать организацию детских праздников в образовательных и внешкольных учреждениях, а также обогатить наши знания о процессах социализации и развития детей.
В Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2023 г. определены важность и значение системы дополнительного образования детей. Целью данной системы выступает направление, способствующее развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей; организация целенаправленного процесса воспитания как доминанты педагогической деятельности, развития личности в интересах человека и государства; предоставление детям и подросткам свободы выбора индивидуальной траектории развития. Использование детских праздников в формировании игровых сообществ школьников способствует выполнению задач данной системы, что также актуализирует эту проблему.
В отечественной науке интерес к празднику как явлению культуры (И.М. Снегирев) возник в 30-е гг. XIX в., при этом праздник как народную праздничную культуру изучали представители отечественной филологической науки (А.Н. Афанасьев, А. А.Потебня и др.); праздник как форма общественной жизни народа стало предметом культурологических и социально-педагогических исследований (П.М. Керженцев, А.В. Луначарский и др.); в философских и этнографических исследованиях праздник представляет собой форму социальных отношений (М.М. Бахтин, А.А. Белкин, Д.М. Генкин, Д.С. Лихачев и др.). Вопросам праздничной культуры посвящены работы деятелей искусств, режиссеров массовых праздников и театрализованных представлений (Б.Н. Петров, В.А. Триадский, И.М. Туманов, И.Г. Шароев и др.).
Развитие концепции детского праздника как особого педагогического явления рассматривали в своих исследованиях Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др. Разработке проблем организации детского праздника существенно способствовали общепедагогические труды Ю.К. Бабанского, Л.И. Новиковой, П.И. Пидкасистого, И.П. Подласого, Н.Е. Щурковой и др., а также теоретические положения, практические выводы, содержащиеся в работах Ю.П. Азарова, Л.В. Байбородовой, А.Н. Лутошкина, А.В. Мудрика, М.М. Поташника, В.С. Русановой и др.
Изучение соотношения социальной, педагогической и психологической составляющей детского праздника освещено в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. В последние годы усилилось внимание к праздникам как педагогическому и социально-культурному явлению (Д.М. Генкин, А.Д. Жарков, А.И. Мазаев, А.Ф. Некрылова, В.М. Рябков и др.). Весомый вклад в разработку вопросов теории и методики организации праздника внесли работы Д.В. Тихомирова, Г.П. Черного, С.А. Шмакова, И.И. Фришман и др.
Становление игрологии как системы научного знания неразрывно связано с развитием теории игры и игровой деятельности человека. Научной разработке игровых теорий посвящены труды Аристотеля, Ф.Я. Бейтендейка, Э. Берна, К. Гросса, Г. Карра, Э. Клапареда, М. Лацаруса, Д. Патрика, Д.С. Холла, Г.Спенсера, Е. Финка, 3. Фрейда, Ф. Шиллера, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, в которых игре отведена главная роль в развитии физиологических, высших психических, эстетических, интеллектуальных, общественных функций и способностей личности.
Исследованию феноменологии игры и обоснованию принципиальной многоплановости проявления этого феномена в культуре, когда игра сразу выступает в широком плане, разработке научных основ игрологии как отрасли культурологического знания посвящены исследования авторов Т.А. Апинян, К. Георга, В.Н. Жукова, М.С. Кагана, Н.Т. Казаковой, Ю.А. Левады, А.А. Орлова, JI. ди Оливейра Лима, В.И. Устиненко, Е. Финка, М.А. Эпштейна и других.
Решение проблемы формирования игровых сообществ детей среднего школьного возраста через организацию детских праздников может удовлетворить ряд потребностей педагогической практики. Педагогически выверенная и эффективная организация детских праздников создает возможности для детей вступить в активное общение, развить навыки сотрудничества, укрепить дружеские связи и научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками. Праздники позволяют детям проявить свою творческую индивидуальность через участие в организации и декорировании мероприятий, создании костюмов, разработке сценариев и т.д. Педагогическая практика стремится обогатить образовательный процесс интересными и эффективными методами. Детские праздники могут служить площадкой для обучения через игру, где дети могут учиться новым знаниям и навыкам, решая задачи и выполняя креативные задания. Праздники способствуют формированию позитивной и поддерживающей образовательной среды, что способствует развитию у детей позитивного отношения к учебе и социальным взаимодействиям в школе. Организация и проведение детских праздников может помочь детям развить лидерские и организаторские навыки, так как они будут участвовать в планировании, координации и выполнении разнообразных задач. Педагоги сталкиваются с задачей поддержания и укрепления позитивных межличностных отношений в классе, в то время как, детские праздники способствуют укреплению взаимопонимания, доверия и сотрудничества среди детей. Также, организация инклюзивных детских праздников может удовлетворить потребности в создании среды, где все дети могут чувствовать себя равноправно и комфортно, независимо от своих индивидуальных особенностей.
Таким образом, решение данной проблемы может существенно расширить и обогатить педагогическую практику, способствуя разностороннему развитию детей и созданию позитивной образовательной среды.
Современное состояние проблематики исследования характеризуется противоречиями:
— между возможностями игровых сообществ сверстников, как пространств социально-культурной коммуникации, где игровое сообщество выступает формой достижения социального идеала – солидарности, «обоюдности», которые выражаются в слове «мы» и таким явлением, как атомизация общества: разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма, пренебрежения правами других;
— между возможностями игровых сообществ сверстников в развитии общественных идеалов товарищества, солидарности, общественности, справедливости и такими общественными явлениями в молодежной среде, как рост агрессии и нетерпимости, проявлениями асоциального поведения.
Эти противоречия подчеркивают сложность и многогранность темы и указывают на необходимость более глубокого исследования и анализа вопросов, связанных с ролью детских праздников