Система подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по химии

Автор: Валентина Николаевна Атенашвили

 

 

Проведение Государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ стал уже привычным для современных выпускников . Но вот как подготовиться , чтоб получить высокий бал – это уже вопрос и учеников, и учителя. Без системной подготовки сделать это практически невозможно

Подготовка к ГИА – это каждодневная кропотливая, хорошо продуманная систематическая  работа учителя на уроках и во внеурочное время. Поэтому нужно грамотно организовать учебно-познавательную деятельность учащегося. Необходимо подобрать важные, ключевые моменты, на которых основываются составители контрольных материалов.

Учителю необходимо хорошо знать спецификацию экзаменационной работы, изучить кодификатор элементов содержания, рассмотреть демо-версию.

 Лично я внимательно знакомлюсь с нормативными документами, определяющими экзамен ; участвую в вебинарах  издательства «Легион», где черпаю материалы об изменениях в проведении и подготовке к ГИА .. Это, например, такие вебинары  издательства «Легион», как:

 «Обзор новой демоверсии ЕГЭ изменения ,методические рекомендации» );

 «Новые задания ЕГЭ 2022 по химии ,гидролиз» «ЕГЭ и ОГЭ -2023 по химии :изменения в демоверсии , план подготовки» и другие

Имею по каждому из данных вебинаров сертификат участника.

Подготовку к ОГЭ и  ЕГЭ желательно начинать с самого начала изучения химии – с 8 класса. А еще лучше ,когда в школе есть возможность – с 7 класса .Так гораздо легче увлечь ребят изучаемым предметом и сформировать группы учащихся , которые , предположительно  ,выберут химию для ГИА . Два года назад такая группа моих учащихся сдавала ОГЭ и показала хорошие результаты . В этом году им предстоит  сдать ЕГЭ , и мы начнем подготовку с первых же дней  учебы. К сожалению , последние 2 года я преподаю химию , начиная с 9 класса ,и это вызывает определенные трудности . Приходится дополнительно изучать уровень подготовки учащихся . На первом же занятии нацеливаю детей на то, что химию зубрить не надо, её нужно понимать, видеть закономерности и тогда знания выстраиваются в систему. Если  знать  законы и правила, то можно предсказать и описать свойства  любого незнакомого вещества .

          В своей работе выделяю 3 направления:

1.      Изучение  теории по химии;

2.      Развитие навыков  работы  с тестами.

3.       Формирование умения  решать  расчетные и практические задачи.

Знание теории  сможет  обеспечить максимальное усвоение материала по предмету. Второе направлено на их правильное этих знаний, т.к. одна из главных трудностей, с которыми сталкиваются сегодняшние выпускники при сдаче  ОГЭ и ЕГЭ – это неумение работать с тестовым материалом разной типологии и разного уровня сложности, неправильное распределение  времени на выполнение этих заданий  .  Поэтому и возникает необходимость организации системной работы с тестами  на уроках по подготовке учащихся к  ОГЭ и ЕГЭ по предмету, составление и отработка  алгоритмов выполнения этих заданий с учетом максимальной экономии времени . Для реализации  умения работать с тестами  использую материалы ОГЭ прошлых лет а также из сборника заданий подготовки к ОГЭ под редакцией  В .Н . Доронькина  .

Тесты разные по объему. Одни используются как элемент урока (при проверке домашнего задания, при закреплении, актуализации), другие – рассчитаны на целый урок .

          Постоянно обращаю внимание учащихся на то, что характерные свойства каждого конкретного вещества и различных классов веществ  зависят от их состава и строения. Поэтому при выполнении заданий о свойствах веществ, необходимо использовать знания о видах химической связи и способах ее образования , об электроотрицательности  и степени окисления химических элементов в соединениях,

 При подготовке к ОГЭ провожу дополнительные консультации ,на которых отрабатываем все задания из сборников ОГЭ предыдущих лет . Практическую часть отрабатываем уже накануне экзамена. Ни для кого не секрет ,что в школах недостаточно реактивов ,но все –таки необходимо научить детей проводить химический эксперимент .Они не должны бояться работать с реактивами , химической посудой. Должны знать , для чего предназначено то или иное оборудование.

В качестве внеурочной деятельности я вела кружок «Лаборатория юного химика». Это было большим подспорьем именно для формирования и отработки практических навыков . Помогал в этом и профориентационный элективный курс в 9 классах «Химия в быту и на производстве».

С  ЕГЭ дело обстоит сложнее . Для полноценной подготовки катастрофически не хватает учебного времени ,особенно, если  это касается учеников ,изучающих химию на базовом уровне . За 1 час в неделю ,по моему мнению, невозможно качественно освоить материал так, чтоб сдать ЕГЭ на высоком уровне.

Подготовку к ЕГЭ начинаем с первых же уроков в 10 классе . При изучении тем выполняем задания в формате ЕГЭ. Работаем с учебниками линии Габриеляна О.С.

 В качестве дополнительного  использую  учебное  пособие «Химия. Органическая  химия. 10 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций : углубленный уровень . Габриелян О,С,, И.Г. Остроумов ,С.А. Сладков –М. Просвещение 2019.» и   «Химия. Общая   химия. 11 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций : углубленный уровень . Габриелян О,С,, И.Г. Остроумов , А.Н. Левкин ,С.А. Сладков –М. Просвещение 2019.»  В данных пособиях хорошо и доступно изложен материал. Много заданий для самостоятельной работы и все они в формате ЕГЭ .

В 10 классе на первых уроках сначала хорошо отрабатываем номенклатуру ОВ . Когда начинаем решать задачи по органической химии на вывод формул вещества, нацеливаю ребят на выполнение задания 34. Пытаюсь сформировать понятие о том ,что путь к решению сложных задач состоит из умения решать простые. Усложняю задания выводом структурных формул , вопросами по получению и применению найденных в ходе решения веществ .

 В процессе решения задач происходит уточнение и закрепление химических понятий о веществах и их свойствах, вырабатывается навык использования имеющихся знаний.  К сожалению , ребята пытаются сразу направить свою энергию на решение сложных заданий и ,зачастую, пропускают такой момент , как применение веществ , что потом может отразиться  на экзамене потерей баллов. Обращаю на это их внимание

.             Акцентирую внимание на генетической связи веществ , то есть решаем « цепочки» .

Для успешного овладения общими способами решения задач разного типа, обращаю внимание обучающихся на выявление алгоритма.

Умение составлять ОВР методом электронного баланса также основано на отработке базовых понятиях: окисление и восстановление, умениях определять окислитель или восстановитель, степень окисления элементов в сложных веществах и указывать, как изменяется степень окисления элемента в процессе реакции. Уделяется большое внимание влиянию среды на протекание ОВР.

           В процессе решения задач формирую следующие навыки :  

а) Грамотно записывать данные условия задачи и то, что требуется найти.

б) решение расчетных задач должно преимущественно вестись на языке количества вещества, в молях;

в) не забывать записывать  единицы измерений;

г) при невозможности использования реальных формул веществ использовать буквенные обозначения, общие формулы классов веществ;

д) при невозможности использовать численные данные для непосредственных расчетов вводить  неизвестные величины и составляются алгебраические уравнения;

е) если число неизвестных больше, чем число уравнений необходимо использовать для решения дополнительную информацию, которую может подсказать Периодическая система, общая формула вещества и т.п.

 

Как один из способов анализа условия задачи и пути ее решения можно применить и прием «нарисуй задачу«. Это могут быть схемы превращения фаз, отражающие сущность описанных в условии процессов, или структурные схемы решения задачи.  Особенно эти схемы помогают учащимся при решении задач на  определение равновесной концентрации растворов (задание 23) или на смешивание растворов

Например:

задача №1

К 140 г 10%-ного раствора Поваренной соли  добавили 20 г 50%-ного раствора NaCl . Какова массовая доля вещества во вновь получившемся растворе?

Исходя из формулы: mв-ва = ω * mр-ра  (массовая доля берется в долях единицы), можно составить следующую схему:

160 г

140
г

20
г

                        0,1                                   0,5                                       х                    

 
 

 

 

 

 

  

140*0,1 + 20*0,5 = 160*х,      откуда х=0,15    (15%)

 

задача №2

определите массовую долю соляной кислоты  в растворе, полученного  смешиванием 15 г 20% раствора соляной кислоты  и 25 г 35% раствора HCl.

 

15+ 25

 

25г

 

15 г                              

 

 

 

                                                                                  =  

35%

 

 

0,08*15 + 0,35*25

       
   

 

 

 

                                +                                 =          

8%

 
 

 

 

 

 

 

А также при :

 

1. смешении растворов разной концентрации

 

w1

 

w2

w3

m1

m2

m3

m=   m1   +   m2                            m3(c)  =   m1(c)   +   m2(c)            w3=   m3(c)  / m3

 

Если добавляют кристаллогидрат, то это тоже раствор, надо только вычислить массовую долю растворенного вещества.

 

2. разбавление раствора  водой

 

w1

 

0

w2

m1

  mводы

m2

   

 

m2 =   m1   +   mводы      m2(c)   =   m1(c)             w2= m2(c)   / m2

 

3. добавление твердого вещества

 

w1

 

1

w2

m1

  mсоли

m2

m2 =   m1   +   mсоли                          m2(c)   =   m1(c) +  mсоли              w2= m2(c)   / m2

 

При использовании таких схем учащиеся  наглядно видят изменения, происходящие в результате процесса  растворения и решение задачи становится более понятным.

             

       Можно отработать решение этих задач применяя «конверт Пирсона» или правило «рыбки» .  Все это поможет сэкономить время на экзамене по сравнению с традиционным способом расчета .

В заключении отмечу, что наиболее эффективными формами,  методами и приемами по подготовке к ЕГЭ по химии считаю следующие из них:

        дифференцированный подход в обучении и подготовке;

        индивидуальные занятия, консультации,

        формирование у учащихся на уроках химии умений, навыков, развитие компетенций, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ:

        отработка максимально возможного количества тестов – вариантов ЕГЭ с последующим анализом допущенных ошибок. 

Что касается  технологияй обучения, то это:

 а) технология обучения в сотрудничестве, целью которой является не только овладение умениями, знаниями, навыками, интеллектуальное развитие каждого ученика на уровне, соответствующим именно его индивидуальным особенностям, но и эффект социализации, формирование коммуникативных умений, нравственное воспитание личности.

      Б) личностно-ориентированное обучение. Здесь приоритетным становится акцент на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого ученика с учетом его особенностей и возможностей, деятельность, не всегда укладывающуюся в систему урока.

           Но все-таки, приоритетным становится направление на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого ученика с учетом его особенностей и возможностей, деятельность, не всегда укладывающуюся в систему урока.

А самым главным в достижении положительного результата  я считаю мотивированность ученика на высокий результат , желание самого выпускника сдать хорошо экзамен и  , соответственно , понимание необходимости регулярных занятий по химии.

 

 

×
×