Автор: Наталья Владимировна Прокина
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №38
Поддержка речевой инициативы
у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Подготовил:
воспитатель группы
компенсирующей направленности
Прокина Наталья Владимировна
г. Сухой Лог 2021 г.
Одной из приоритетной цели в логопедической работе с детьми является развитие речевой инициативы, путем формирования самостоятельной грамматически правильной и фонетико-фонематически наполненной речи.
Инициативный ребенок самостоятельно стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию, интересам, включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.
Иная картина складывается с детьми, имеющими различные нарушения речи. Отсутствие стимула и желания говорить, боязнь речевого общения приводят к тому, что речь ребенка становится тусклой, вялой, тихой, невыразительной.
Инициативу в речевом высказывании воспитанникам можно прививать в течение всего режима дня во всех видах деятельности. Каковы наши задачи?
1. Во время выполнения оздоровительных процедур, мероприятий:
предоставить детям возможность самостоятельно озвучивать гимнастическое упражнение или спортивную игру;
· предложить ребенку взять на себя роль ведущего;
· предложить придумать и обсудить правила с ребятами.
2. В процессе трудовой деятельности:
стимулировать речь путем создания предметных условий для хозяйственно-бытового труда;
поощрять инициативу ребенка в стремлении заметить, озвучить и устранить нарушения порядка в группе или на участке;
предлагать детям коллективные поручения хозяйственно-бытового характера, в процессе которого обязательно произойдёт речевой всплеск, ведь это так интересно.
3. В процессе совместной деятельности детей с педагогом:
максимально предоставлять свободу выбора различных средств или предметов в различных видах деятельности.
Особенно увлекательна для них театрализованная деятельность. Готовясь к театрализованной постановке, совместно с детьми изготавливаются декорации, атрибуты, оформляются костюмы для спектакля, накладывается детский грим. Дети самостоятельно изготавливают отдельные элементы одежды героев, подбирают аксессуары, украшения самостоятельно выбирая цвет, ткань, размер и способ изготовления. И ребенок приобретает первый опыт инициативности, навык генератора идей, участника главной роли в театрализованных представлениях, на праздниках.
4. В процессе развития коммуникативных качеств:
в речевой деятельности показателем инициативной речи детей выступают обращение в виде вопроса, предложение к совместной деятельности для достижения результата, жалобы, просьбы, обращения для передачи опыта, впечатлений. Речевой поток здесь безграничен.
5. В процессе проектной деятельности:
Наиболее эффективной формой работы по развитию речевой инициативы является реализация проектной деятельности разных видов, а именно
2
самостоятельное приобретение знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Детская речевая инициатива у ребенка с ТНР появится тогда, когда мы, педагоги, проявляем уважение к каждому ребенку, дети учатся принятию всех остальных детей – и тех, кто отлично рисует, и тех, кто медленно бегает. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, не боясь высказать СВОЁ собственное мнение в соответствии с собственными интересами, делать выбор, т. е. проявлять инициативу.
Основные правила поддержки и развития детской инициативы у детей с ТНР:
1. Смена авторитарного стиля общения на более демократичный.
2. Соблюдение определённой системы правил, которые постепенно вводятся в
учебновоспитательный процесс воспитателем, например:
— любое мнение обсуждается, но не осуждается и не критикуется; — если знаешь сам, скажи другому; — делись с друзьями;
— останови друга, если он делает что-то плохое, если он не прав — скажи ему об этом;
— умей спокойно принять помощь, советы и замечания; — не ссорься и не спорь по пустякам.
3. Активное участие дошкольников в организации и деятельности на занятии.
4. Проведение рефлексии (обсуждение каких — то моментов занятия, выяснение мнения детей и т.п.).
Методы и приемы активизирующие речевую инициативу:
1. «Абсурд»
2. «Провокация»
3. «Интерпретация»
4. «Побуждение к сравнению и умозаключению»
5. «Моделирование»
6. «Конструирование»
7. «Ассоциации»
8. «Аналогия»
9. «Эвристическое фантазирование»
3
Использованная литература
1. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. М.: Линка‐ Пресс, 2002.
2. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная Пресса, 2000.
3. Детство: примерная основная образовательная программа дошкольного образования. 5‐ е изд.М.: Сфера, 2015.