Поддержка речевой инициативы у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Автор: Наталья Владимировна Прокина

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поддержка речевой инициативы

у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил:

 

воспитатель группы

 

компенсирующей направленности

 

Прокина Наталья Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Сухой Лог 2021 г.

 

 

Одной из приоритетной цели в логопедической работе с детьми является развитие речевой инициативы, путем формирования самостоятельной грамматически правильной и фонетико-фонематически наполненной речи.

 

Инициативный ребенок самостоятельно стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию, интересам, включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.

 

Иная картина складывается с детьми, имеющими различные нарушения речи. Отсутствие стимула и желания говорить, боязнь речевого общения приводят к тому, что речь ребенка становится тусклой, вялой, тихой, невыразительной.

 

Инициативу в речевом высказывании воспитанникам можно прививать в течение всего режима дня во всех видах деятельности. Каковы наши задачи?

 

1.  Во время выполнения оздоровительных процедур, мероприятий:

предоставить детям возможность самостоятельно озвучивать гимнастическое упражнение или спортивную игру;

 

·                    предложить ребенку взять на себя роль ведущего;

·                    предложить придумать и обсудить правила с ребятами.

 

2.  В процессе трудовой деятельности:

стимулировать речь путем создания предметных условий для хозяйственно-бытового труда;

 

поощрять инициативу ребенка в стремлении заметить, озвучить и устранить нарушения порядка в группе  или на участке;

предлагать детям коллективные поручения хозяйственно-бытового характера, в процессе которого обязательно произойдёт речевой всплеск, ведь это так интересно.

3.  В процессе совместной деятельности детей с педагогом:

максимально предоставлять свободу выбора различных средств или предметов в различных видах деятельности.

 

Особенно увлекательна для них театрализованная деятельность. Готовясь к театрализованной постановке, совместно с детьми изготавливаются декорации, атрибуты, оформляются костюмы для спектакля, накладывается детский грим. Дети самостоятельно изготавливают отдельные элементы одежды героев, подбирают аксессуары, украшения самостоятельно выбирая цвет, ткань, размер и способ изготовления. И ребенок приобретает первый опыт инициативности, навык генератора идей, участника главной роли в театрализованных представлениях, на праздниках.

 

4.  В процессе развития коммуникативных качеств:

в речевой деятельности показателем инициативной речи детей выступают обращение в виде вопроса, предложение к совместной деятельности для достижения результата, жалобы, просьбы, обращения для передачи опыта, впечатлений. Речевой поток здесь безграничен.

 

5.  В процессе проектной деятельности:

Наиболее эффективной формой работы по развитию речевой инициативы является реализация проектной деятельности разных видов, а именно

 

2

 

самостоятельное приобретение знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

 

Детская речевая инициатива у ребенка с ТНР появится тогда, когда мы, педагоги, проявляем уважение к каждому ребенку, дети учатся принятию всех остальных детей – и тех, кто отлично рисует, и тех, кто медленно бегает. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, не боясь высказать СВОЁ собственное мнение в соответствии с собственными интересами, делать выбор, т. е. проявлять инициативу.

 

Основные правила поддержки и развития детской инициативы у детей с ТНР:

1.  Смена авторитарного стиля общения на более демократичный.

2.   Соблюдение определённой системы правил, которые постепенно вводятся в

 

учебновоспитательный процесс воспитателем, например:

 

— любое мнение обсуждается, но не осуждается и не критикуется; — если знаешь сам, скажи другому;  — делись с друзьями;

 

— останови друга, если он делает что-то плохое, если он не прав — скажи ему об этом;

 

— умей спокойно принять помощь, советы и замечания; — не ссорься и не спорь по пустякам.

 

3.  Активное участие дошкольников в организации и деятельности на занятии.

 

4.                     Проведение рефлексии (обсуждение каких — то моментов занятия, выяснение мнения детей и т.п.).

 

Методы и приемы активизирующие речевую инициативу:

1.  «Абсурд»

2.  «Провокация»

3.  «Интерпретация»

4.  «Побуждение к сравнению и умозаключению»

5.  «Моделирование»

 

6. «Конструирование»

7. «Ассоциации»

8. «Аналогия»

9. «Эвристическое фантазирование»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

Использованная литература

 

 

 

1.   Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. М.: Линка Пресс, 2002.

 

2.      Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная Пресса, 2000.

 

3.       Детство: примерная основная образовательная программа дошкольного образования. 5 е изд.М.: Сфера, 2015.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×