Автор: Полякова Татьяна Владимировна
КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Работа посвящена проблеме выявления компонентов готовности обучения грамоте у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрена нормативно-правовая и теоретическая литература.
Ключевые слова: обучение грамоте, компоненты готовности к обучению грамоте, развитие
Подготовка детей к освоению навыков грамоты являет собой важную составляющую в развитии речи, формировании осознанности, преднамеренности и самостоятельности в проявлении речевой деятельности. Увлечение детей чтением и запросы, поставленные обществом, подталкивают педагогов расширять предлагаемые дошкольными образовательными учреждениями услуги.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования организация дошкольного образования должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные компоненты (образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
Федеральная образовательная программа дошкольного образования включает в себя обучение грамоте как одну из основных компетенций, которую дети должны освоить в дошкольном возрасте. Обучение грамоте в дошкольных учреждениях осуществляется поэтапно, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка и проводится с целью развития его речи, мышления и познавательных способностей [2].
Обучение грамоте в рамках федеральной образовательной программы дошкольного образования проводится систематически и последовательно, с учетом возрастных особенностей детей. Важным условием успешного обучения является наличие педагогического подхода, который способствует развитию интереса детей к грамоте, игровой форме обучения и индивидуальному подходу каждого ребенка.
Таким образом, подготовка детей к обучению грамоте – это целенаправленный, систематический процесс создания условий для подготовки к овладению письмом и чтением.
Проанализировав теоретическую литературу и нормативно — правовые документы, нами были выделены следующие компоненты готовности к обучению грамоте:
2. координация движений;
3. пространственно-временные представления;
4. чувство ритма;
5. зрительно-пространственные представления;
6. сформированность фонематической системы;
7. речевая готовность.
Для успешного овладения навыками чтения и письма необходимы нормализованное произношение звуков, усвоение фонематических аспектов речи, способность проводить анализ и синтез языка, развитие координации зрительно-двигательных навыков и моторных операций, связанных с письмом.
Список литературы
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» п. 2.6.
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»
3. Ковригина Л. В. Подготовка к обучению грамоте детей пяти лет в предшкольном классе: методические рекомендации /Л.В.Ковригина. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. 42 с.